Церковь Георгия Победоносца на Псковской горке
vladimirdar — 28.04.2022Проходя от ст.м. Китай-город по Варварке в сторону Кремля впереди и слева от себя мы увидим пятиглавый храм под изысканными золотыми крестами. Церковь удивительно красивой архитектуры, но и весьма разнохарактерной. Это Храм Георгия Победоносца «что на Псковской горке».
Фото кликабельны
Георгиевскую церковь упоминают как «на Варварском крестце у тюрем», «что на Варварской улице», «что на пяти улицах Трегубова». Название «у тюрем» происходит от Государева тюремного двора на восточной стороне улицы в ХVII веке. Название «на Псковской горке» появилось в начале ХVI века (1510 г.) вследствие упразднения вольности Пскова и переселения «лучших людей» в Москву, в Великий Посад. Хотя зодчие из Пскова появились в столице и раньше. В 1489 г. ими был возведен Благовещенский собор Московского Кремля.
Как водится, храм стоит на древнем каменном основании от старой церкви — подклете. О предыдущем храме упоминается в духовной грамоте Великого князя Василия Васильевича II Тёмного как церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Владение, на котором стоял храм принадлежало его тёще, Марии Фёдоровне Голтяевой. Мать жены Великого Князя была прямой «потомицей» и наследницей Андрея Кобылы, от которого ведут свой род бояре Романовы. Видимо, не случайно по соседству с церковью Георгия Победоносца находятся палаты бояр Романовых.
Любопытно, что древний фундамент трапезной устроен так же, как и фундамент Кремлёвской стены со стороны Александровского сада. Ранее там протекала река Неглинка. Через неровности на её берегах были перекинуты арочки на столбах и уже на них поставлена стена. Из-за того, что Георгий на Псковской горке расположен на крутом берегу Москвы-реки, его подклет, очень высокий с юга, с севера, со стороны улицы Варварка, оказался ниже уровня земли.
Дошедшее до нас здание храма было возведено в 1657 году. Архитектура самой церкви является ярким примером московской архитектуры середины ХVII века, «золотого периода русской самобытности» и стиля «русского узорочья». Основным признаком этого стиля является то, что кубический объем храма представляет собой «четверик», поставленный на высокий подклет. Такие подклеты были характерны еще в раннемосковском зодчестве, а здесь его необходимость объяснялась довольно крутым склоном, «горкой», спускающейся к Москва-реке. Поэтому мы можем увидеть два разных фасада. Один – не очень высокий со стороны улицы Варварки (на фото выше).
Другой – высокий за счет подклета, откроется нам, если спустимся по лестнице вниз (на фото выше и ниже).
Подклеты использовались для церковных и хозяйственных нужд. Храм бесстолпный, с сомкнутым сводом. Четверик венчают оставшиеся после перестройки кровли два яруса московских килевидных кокошников. А классически ранее было три яруса. Нижние закомары заложены кирпичом, и вместо красивого лоткового свода с позакомарным покрытием мы видим упрощенное четырехскатное покрытие.
Храм пятиглавый. Центральный барабан чуть крупнее. Все барабаны украшены аркатурно-колончатыми поясками и завершаются куполами луковичной формы. На апсиде и южном фасаде храма воссозданы каменные наличники на маленьких оконцах из наборных колонок и с килевидным завершением.
На этом московский колорит ХVII века заканчивается, так как перестроенная трапезная и колокольня выполнены в псевдоготическом стиле. Они относятся к началу ХIХ века и скрадывают объемы московской архитектуры. Правда, некоторые элементы стиля совпадают со стилистикой «Русского узорочья».
Завершение наличников окон в формах «пламенеющей» готики вполне подходят к килевидным кокошникам. Четырехъярусная колокольня, квадратная в плане, имеет рустованный первый ярус. Последний выполнен в виде уменьшенного арочного восьмерика с арками стрельчатой формы и пирамидками и заканчивается изящным ребристым барабаном с маленькой главкой и упрощенным крестом.
Существующая раскраска храма, состоящая из белого и красного цветов, соответствует традиционным цветам московской архитектуры, возводимой из красного кирпича и белого известнякового камня.
Особую красоту придают надглавные кресты, выполненные в традиции ХVII века, ажурные, ромбовидной формы, заканчивающиеся на концах трилистниками, а также сиянием в центре в виде 12 лучей и полукруглой цатой в основании креста. Следует сказать, что далеко не всегда даже при хорошей реставрации храмовой архитектуры воссоздавались такие кресты.
Храм пережил пожар 1812 года. После него в 1818 г. на средства купца П.Ф. Соловьева и была возведена колокольня. Колокольня носит черты псевдоготики с заострёнными арками первого яруса. Верхний ярус колокольни имеет более чистые ампирные черты.
К 1827 г. завершили трапезную и Георгиевский придел. Заключительным этапом строительный работ стали последняя перестройка в 1838 году северного Георгиевского придела и сооружение нового, южного, во имя святого Петра Митрополита Московского на средства вдовы М.Н. Соловьёвой. При этом главный храм соединили с колокольней и северным приделом каменной застеклённой галереей. В 1856 году стены и купол расписал художник Рогожкин.
После революции 1917 года в церкви был склад. В 1979 г. здание передали в ВООПИиК для проведения выставок.
В 1991 г. храм вернули верующим. Так как строения храма использовались не по назначению, понадобилась серьезная реставрация интерьеров и фасада. Внутри были укреплены стены и оконные проемы. Фактически заново были выполнены росписи, изготовлен иконостас, подобраны иконы и киоты.
Восстановлены каменные детали наличников и кокошников. Храм получил новое цветовое решение - все постройки покрашены в красный и белый цвета. Реставрацию проводила Мастерская Моспроекта - 2 ООО «РСК Архитектурное наследие». Она закончилась в 2013 г. Является памятником федерального значения.
Источники:
Паламарчук П. Сорок сороков. Москва, АО Книга и бизнес, АО Кром, 1994
Портал Узнай Москву. Церковь Георгия на Псковской горе.
Романюк С.К. Москва. Китай-город, Москва, АНО ИЦ Москвоведение, ОАО Московские учебники, 2007
Храм Георгия Победоносца на Псковской горке — брошюра Русской Православной церкви
© Vladimir d’Ar, 2022