“Censor” (Цензор) (2021)


.
Молодая Энид Бейнс работает цензором. Искренне считает, что ее работа важна для общества. Каждый божий день пересматривает десятки жестоких фильмов, из которых большинство, стараниями девушки, отправляется на полку. Но не все. К примеру, дешевый и кровожадный хоррор под удивительно непростым названием «Чокнутый», хоррор, где маньяк поедает лицо своей жертвы, она все же пропускает в прокат. Личной жизни у Энид нет. Редко видится с родителями, общение с ними дается ей нелегко. До сих пор скорбит по своей младшей сестре. Девочки, тогда еще совсем девочки, отправились гулять в лес, вернулась лишь одна. Что произошло на самом деле, Энид не знает, память дает сбои. И вот настоящая психологическая бомба. Один из жителей Лондона убивает своих детей, жену, причем делает это точно так же, как герой «Чокнутого». Журналисты раздувают хайп. А мисс Бейнс чует некую связь с убийцей, которого прозвали «забывчивым», ведь он уверяет полицейских, что ничего, совсем ничего не помнит о том, что натворил…
.
В качестве контрольного выстрела – новый подопытный кролик, фильм некоего Фредерика Норта, когда-то плодовитого, но в последнее время затихшего трэшмейкера, «Не ходи в церковь». Пленку цензорам приносит непосредственно продюсер, передав ее лично в руки Фрейзеру, начальнику Энид. Хоррор, конечно. Про двух маленьких сестер, потерявшихся в глухом лесу. Во время просмотра девушке становится плохо. Морально, физически. Именно с этого момента ее реальность начинает давать сбои. Одно накладывается на другое. Работа на детскую травму, детская травма – на новости. Нина, младшая сестра, и «Забывчивый», «Забывчивый» и Нина. Настоящее и прошлое, прошлое и «Не ходи в церковь».
.
«Цензор» прекрасен, как минимум, по двум причинам. Это очень мрачное кино, переносящее зрителя в свой мир целиком и полностью, но не отдающее себя во власть сюра, вкрапления которого умеренные, уместные, ни в коем случае не “over the top”. Вторая причина – социальная сатира.
.
Ведь со временем ничего не меняется. Что бы ни происходило в мире, в любых всплесках насилия, в любых действиях убийц по воле и поневоле вините не социум, не воспитание, не среду обитания, а компьютерные игры, декоративных сатанистов, жестокие фильмы и брутальную музыку, так проще. Впрочем, с этого «Цензор» только начинается, благо дальше история сворачивает на хорошо исхоженные, но совсем другие тропы, имя которым легион: от «Антрума» до «Сигаретного ожога». (И, уверен, авторы хорошо знакомы с книгами Адама Невилла). Это жесткая и жуткая лента, прекрасно, вплоть до мельчайших деталей, продуманная. Вопреки ожиданиям, никаких артхаусов и драм; чистые ужасы с крайне нездоровой атмосферой. Множество пасхалок, немало и аналогий, а все равно – свое, пусть не уникальное, но уж точно оригинальное.
.
9/10
|
</> |