Цена признания для Порошенко
taira_koremochi — 08.02.2019 Проблема фальсификации выборов выглядит не так технически, как это показывают политические эксперты. Технически никаких проблем для массовой фальсификации результата властями нет. Но сама фальсификация создаёт объективную проблему. И проблема эта связана с реальным содержанием выборов, состоящем в легитимизации (признании) элитного отбора.Элитный консенсус обеспечивает отсутствие этой проблемы в принципе, и тогда достаточно заботится о явке избирателей, закрепляющей элитный выбор. Характерный пример - избрание Порошенко в 2014 году.
Совсем другое дело, когда элитного консенсуса нет. В таком случае процесс выборов (признания) теряет определённость. С одной стороны административный ресурс даёт властям решающую возможность для победы, но реальный результат поддержки оказывается общеизвестным. Чем выше уровень фальсификации, тем больше проблем с признанием. Признанием прежде всего на элитном уровне. Особенно с учётом альтернативных элитных кандидатов. В этом смысле особенно проблематичным становится второй тур, когда на обеспечение победы (признания) необходимо бросать весь политический и административный ресурс, то есть платить за окончательное признание. В этот момент победитель уже не может получить всё. В обеспечение своего будущего признания необходимо гарантировать частью будущей власти. Если этого не будет, то победитель зависает в ситуации недопризнания. Недопризнание акт не масс избирателей, а элит. В такой ситуации оказался Янукович в конце 2004 года. Процедуру он прошёл успешно, но был недопризнан. Третий тур уже решал проблему признания Ющенко, согласившийся на него Янукович был политически обречён.
Недопризнание не обязательно может принимать форму массовых акций протеста. Чиновники на местах, ощущая зыбкость власти, становятся критически нелояльны. Поэтому никаких ресурсов на второй тур не жалеют. В таком положение в своё время оказался Кучма, когда обеспечение победы во втором туре стоило большей части политического ресурса (и реальной власти), что привело к возвышению Януковича и Ющенко, которые вдвоём разрушили кучмовский элитный консенсус. То есть окончательное признание стоило могущественному Кучме больше всего.
С точки зрения реального содержания выборов в отсутствии элитного консенсуса признание результата оказывается крайне затратным мероприятием. В первую очередь для существующей власти, так она, обладая административными возможностями в смысле обеспечения результата, может оказаться в положении недопризнания. Что означает автоматическое политическое поражение. Из-за чего второй тур превращается в крайне затратное мероприятие. Ответственная политическая элита будет всячески избегать положения второго тура, вырабатывая новый консенсус перед ним.
Если бы пресловутый госдеп реально участвовал в украинских выборах, он бы обозначил заранее новый элитный консенсус. Элитная конкуренция говорит о том, что США в принципе не могут избежать избирательного риска, полагая, что в конечном итоге новый консенсус возникнет автоматически в конце выборного процесса. Порошенко антироссийскими акциями пытался добиться решения США по консенсусу в свою пользу.
Нынешнее положение свидетельствует о кардинально низкой поддержке элиты в обществе, не позволяющей определить компромиссную элитную фигуру. Цена второго тура возрастает для его участников многократно вместе с вероятностью недопризнания. Форма недопризнания не имеет принципиального значения.
|
</> |