Целитель бывших совейских людей
periskop — 10.10.2017 Интересно, какой мощный отклик в ленте получила кончина перестроечного целителя.А всё почему? Потому что был одним из символов переломного пятилетия 1988-93. Как и его коллега Кашпировский. Помнится в памяти миллионов людей очень крепко. И я тоже помню, как сильно удивлялся, когда в 1990-м для Чумака выделили эфирное время на ЦТ. Включишь передачу - а там тихо. Он молчит, только пассы ручками делает - желающим воду заряжает и проблемы рассеивает. Для меня это было непонятно и смотрелось очень необычно, на грани шизофрении. Зачем? Неужто чему помогает? Но многие верили.
И кстати. Сегодня ненавистники "советских людей" ядовито иронизируют - а чегой-то, дескать, все ваши хвалёные совки с хвалёным совейским образованием и научным атеизьмом так быстро пали жертвами манипуляторов и откровенных жуликов и бросились на эти приманки?
А ответ тут прост: на переломе эпох, когда рушится всё привычное, прежние идеалы подвергаются осмеянию и травле, и даже самый образ жизни ломается - средний человек без претензий на критическое мышление даёт слабинку. Это не обязательно при СССР, это вообще закон тотального кризиса. Ведь красивую массовку "манипулируемой массы" на собраниях в провинциальных ДК делали простые обыватели, у которых ломалась жизнь, работа, талоны на машину, надежда на светлое будущее. А через 15-20 лет над ними - с послезнанием, конечно - стали ржать столичные эстеты.
Да и далеко не все подпадали под это безумие, строго говоря. Основная целевая аудитория Чумаков и Ко - это на 2/3 женщины возраста 40+ - что из столиц, что из провинции. Они легковерны, внушаемы и лучше манипулируемы, чем мужчины того же возраста. Молодые тогда над Чумаками гораздо больше стебались, чем верили. В них верили их мамы и бабушки.
PS. Есть, правда, и ещё один неявный фактор. "Метод Чумака" неплохо попадал в матрицу русского характера - ведь скучно и досадно выбираться из ямы методично, последовательно, упорно, мелкими шажками. Хочется вот прямо сразу - и чтоб случилось чудо! (почитайте хотя б русские сказки). Так вот, Алан Батькович эту национальную особенность тоже успешно эксплуатировал. Но всё же она была вторична перед фактором тотального кризиса, когда вокруг рушится всё, когда все символы и идеалы втоптаны в грязь.
|
</> |