Целевые задачи реорганизации России

топ 100 блогов Владимир Малянов — 20.10.2011

Сегодняшняя обстановка в мире свидетельствует о сильнейшем системном кризисе, начало которому было положено мировым финансово-экономическим кризисом и рядом «цветных» и арабских революций. Этот кризис не обошел и нашу страну.

Прошло двадцать лет с великого геополитического события – распада СССР и социалистической системы, выросло целое поколение людей, живущих на той же территории, но в совершенно других условиях и фактически в других странах.

Срок немалый. В России появился опыт (к сожалению чаще отрицательный) многочисленных преобразований, реформ и попыток поиска целевых задач развития страны.

Время проходит, собаки лают, а караван (наше современное государство) идет. Идет, но, похоже, в непонятном направлении, а вернее – к пропасти.

Современный кризисный предвыборный период – удобное время задуматься о путях развития страны, о необходимых структурно-функциональных преобразованиях (СФП) в стране чтобы изменить существующую ситуацию, не дать сбыться прогнозам отдельных экспертов-политологов о деградации и неизбежном распаде России.

 

Если рассматривать нашу страну с системных позиций, то можно отметить, что социально-технические системы (системы с активным участием Человека) как и всякие системы, в своей эволюции при воздействии внешних сил и внутрисистемных взаимодействиях рождаются, живут и умирают.

К сожалению, Российская Федерация (РФ) как социально-техническая система (СТС) высокого уровня в настоящее время имеет явные следы деградации, находится в  стадии упадка, когда системный ресурс при существующей структуре системы почти выработан.

Можно указать и детально исследовать многие причины такой деградации – культурно-нравственные, экономические, политические, управленческие и живописать проблемы и недостатки указанной системы (что уже сделано или делается здоровыми патриотическими силами), но сейчас гораздо важнее наметить те структурно-функциональные преобразования  в стране, которые не только бы сохранили такое великое государство как Россия, но и вели бы его к намеченным целевым задачам.

Пройдет некоторое время и заниматься реорганизацией страны в масштабах существующих границ будет поздно, поскольку инвестировать значительные средства в чрезвычайно богатые природными ресурсами, но обделенные вниманием власти, безжизненные, безвозвратно теряемые регионы, на которые претендуют бурно развивающиеся приграничные страны, станет нерационально и слишком рискованно.

 

В современной России наступили смутные времена, властвует хаос.

Коммунизм не прошел, капитализм застрял на этапе дикости, никаких новых идеологических установок не провозглашено. Создается впечатление что наиболее подходящее определение для современного состояния страны (особенно в национальных регионах) - неофеодализм, характеризующийся полным отчуждением несменяемой властной элиты от народа, огромной поляризацией слоев и групп населения при использовании псевдодемократических и квазилиберальных методик для управления страной.

Конечно, нельзя сказать, что страна совсем не развивается. Проводятся многочисленные реформы и программы, что постепенно меняет социально-экономический механизм, политическую вертикаль, административно-управленческую структуру. Однако во всех таких мероприятиях прослеживается недостаток системно-аналитической проработки, стратегических прогнозных исследований, позволяющих наметить цели и задачи модернизации страны, и все более просматриваются корыстные интересы правящей «элиты».

 

При постановке целевых задач при СФП есть смысл пофилософствовать, остановиться на отдельных системно-философских аспектах.

 

В социально-технических системах основной преобразующей силой является Человек.

Смысл существования Человека проявляется в постоянном творчестве, изменении своей окружающей среды, познании Мироздания и его преобразовании, то есть сущность Человека – чувствовать, получать впечатления и представления о мире и, главное, творчески изменять, структурировать его вопреки тенденциям движения к хаосу.

Всякая открытая система при своем существовании имеет тенденцию к развитию, экспансии, усложнению.

Социально-технические системы в этом случае тоже не исключение, причем их развитие происходит гораздо интенсивнее, чем в природных физических системах. Это происходит из-за того, что главный элемент СТС – Человек имеет огромный энергетический, творческий, преобразующий потенциал.

Поскольку Мироздание существует всегда и везде (и неважно даже создал его Творец – Бог или это объективный закон Вселенной) процесс изменения, усложнения и развития социально-технических систем перманентен и бесконечен (если будут нейтрализованы потенциальные угрозы их существованию).

Поэтому, не стоит заблуждаться, что основной задачей государства как СТС является только обеспечение все более лучшей жизни его жителей, удовлетворение всех растущих потребностей Человека.

Вместе с тем, поскольку Человек является главным двигателем, активным субъектом преобразований, государство должно постоянно уделять большое внимание самому Человеку, который в этом случае выступает как объект деятельности государства, предмет социально-экономической политики, бесспорно важнейшей функции государства. Такая политика защищает ценности и свободы Человека, способствует раскрытию его трудового и творческого потенциала.

Однако, чисто социальное государство, которое видит свою цель только в удовлетворении потребностей и повышении жизненного уровня своих граждан, обречено на стагнацию. Бюргерская, «растительная» жизнь вряд ли устроит весь народ (в особенности русский).

Человеку в силу присущей ему творческой активности, пассионарности, честолюбия нужны вызовы, преодоление, решение важных глобальных внеличностных задач.

 

В ходе своего исторического развития Человек создавал всевозможные социально-технические системы – семья, племя, предприятие и т.д.

Образование все более сложных СТС постоянно повышало синергетический эффект преобразования мира.

Наиболее развитой к настоящему времени социально-технической системой является ГОСУДАРСТВО. Отметим, что попытки объединения нескольких государств, а тем более создание эффективных организаций глобального масштаба, пока не приносят должного эффекта. Вместе с тем, уже сейчас явственно ощущается вектор движения к разнообразным союзам и объединениям, которые могут стать прообразом глобальной цивилизации.

Ни одну СТС нельзя рассматривать автономно, без учета взаимодействия с более высокой по иерархии социально-технической системой. В данном случае при анализе СТС-Россия необходимо учитывать мировую цивилизацию как систему, ее цели, задачи, тенденции и перспективы развития во всех аспектах проявления.

 

Отмеченное повышение синергетики было возможно только при создании определенной организационной структуры, призванной управлять той или иной системой.

Невозможно каждому отдельному человеку-субъекту СТС наряду со своей основной деятельностью еще и управлять состоянием всей системы. Кто-то должен отдельно решать управленческие задачи, поэтому на ранних стадиях развития цивилизации в сравнительно простых системах эти задачи решали наиболее сильные и целеустремленные люди - лидеры, а в достаточно развитых системах люди делегируют свои полномочия по изменению состояния системы специальным органам власти.

Поэтому, в любой СТС, будь это семья, предприятие или государство, всегда существует управляющая структура, выделяющаяся из общей структуры системы и решающая ее истинные целевые задачи.

Такая организационная структура, институт системы и есть то, что можно назвать ВЛАСТЬ, также представляющая собой социальную систему со всеми соответствующими атрибутами.

Надо отметить, что понятие «власть», кроме своего чисто системного назначения – управления системой, приобрело со временем сакральный характер и трактуется как нечто высшее, необходимое людям по определению – «от Бога», что в значительной степени определяет отношение народа к этому социальному институту.

 

СТС прогрессивно развивается только в том случае, когда четко поставлена цель ее развития, намечены основные задачи и направления ее развития и организовывается их выполнение. Таким образом, развитие социально-технической системы можно интерпретировать как типичный инженерный ПРОЕКТ, характерный тем, что решается новая задача с определенным качеством, при привлечении необходимых ресурсов, в определенное время и с допустимым риском выполнения такой целевой задачи. Поэтому, и такой сложный комплексный проект, как управление государством, подчиняется всем критериям и требованиям универсальной методики управления проектами, где структура власти выступает как менеджер инженерного проекта (по аналогии с проектами в экономике).

Кстати, такое положение уже становится понятным аппарату власти, поэтому засидевшиеся в своих креслах высокие чиновники нанимают для конкретного управления соответственными структурами квалифицированных топ-менеджеров, дабы не показать свою бестолковость и безграмотность во многих вопросах.

Именно в этом, в реализации истинных целевых задач страны и заключается главная функция государственной власти.

 

Для устойчивого прогрессивного развития «СТС-государство» необходимо, чтобы все его составные факторы – структурные образования государства, система власти и Человек действовали в общем направлении, имели общий вектор их усилий. Но именно это бывает далеко не всегда.

В силу природной сущности Человека, его исторического и культурного развития, заложенных традиций и менталитета, ему свойственны индивидуализм и агрессивность, алчность и стяжательство, тщеславие и честолюбие, поддержка «своих» и неприятие «чужих».

Вместе с тем, Человеку свойственны стремление к справедливости, свободе, счастью и любви. Не чужды ему и коллективизм, патриотизм, лидерство.

Поэтому, цели человека как индивидуума иногда (а точнее сказать чаще всего) не совпадают с целями аппарата власти и с целями государства.

 

Властная структура в России до сих пор не озаботилась даже тем, чтобы определить стратегическую цель развития страны, ограничиваясь невразумительными лозунгами об удвоении валового внутреннего продукта (ведь это всего лишь текущая отметка экономического развития и непонятно, для чего именно к какому-то сроку надо иметь такой удвоенный продукт), о модернизации и «нанотехнологизации» экономики и т.д.

Правильность и актуальность некоторых направлений функционирования государственной власти, таких как отдельные социальные реформы или реструктуризация экономики на базе использования высоких технологий, не вызывают никаких сомнений (если не считать, что это всего лишь популистские лозунги), но желательно все же, чтобы они были глубоко продуманы с учетом мнения народа, промоделированы и не повторяли программы типа приватизационной реформы или проекта монетаризации льгот.

 

Какие же цели необходимо преследовать при реорганизации страны?

Правильно поставленные цели и задачи – это уже половина решаемого вопроса. Известная мудрость толкует - «тот, кто не знает куда идет, уже сбился с пути».

 

 

Как уже отмечалось, всякая социально-техническая система в своем развитии стремится достигнуть определенной цели, то есть перейти от существующего состояния к какому то иному желательному состоянию. Такой процесс перехода, называемый управлением, и осуществляется специальными структурами СТС – структурами власти.

В настоящее время Россия находится на перепутье. Похоже, что страна и народ уже не выдерживают бесконечных социально-экономических и культурно-психологических  перестроек, встрясок и реформ, а сама российская цивилизация стагнирует.

 

ЦЕЛЬ развития государства (как и в бизнесе для коммерческих организаций) обеспечить устойчивые бесперебойные процессы развития страны, осуществить экспансию по всем направлениям с превращением ее в еще более сложную систему.

Такая цель для России - быть великой процветающей державой, в которой живут свободные творческие люди, и вместе с наиболее развитыми государствами строить глобальную человеческую цивилизацию, при этом обогатив ее своими эксклюзивными культурными и экономическими направлениями развития.

Для достижения такой цели придется долго и упорно работать в этом направлении, поступиться определенными благами и социальными отчислениями, платить за это. В противном случае Россия не будет иметь так необходимого ей стержня развития, консолидирующего нацию и будет обречена на постепенное угасание и превращение в ряд мелких развивающихся государств, «проедающих» свои богатые ресурсы и находящихся в услужении основных развитых стран.

 

На пути реализации целевых задач неизбежно возникают всевозможные препятствия, помехи и вызовы, которые иногда не позволяют изменить существующее состояние системы и могут даже отбросить ее в сторону регресса.

Такими помехами в России являются:

·       повсеместное воровство и коррупция;

·       отчуждение от народа властных структур, решающих свои собственные задачи в ущерб развитию государства и подъема преобразовательного потенциала народа;

·       высокий разрыв по уровню жизни между наиболее богатой и бедной группами населения, вызывающий опасную поляризацию общества;

·       неблагоприятная демографическая обстановка, проявляющаяся в недостатке трудовых ресурсов в стране;

·       отчуждение между авторитарной централизованной властью и местными органами управления;

·       отсутствие среднего класса – гражданского общества, обеспечивающего низовое демократическое самоуправление и служащее опорой для осуществления целевых задач, исходящих от верхних властных органов;

·       слабая диверсификация экономики - чрезмерное ориентирование экономики на сырьевой экспорт и недостаточное развитие высокотехнологических производств;

·       чрезвычайно слабая инфраструктура, не только транспортная, но и энергетическая и информационная;

·       глобальные угрозы, такие как резкие геологические и климатические проявления, истощение ресурсов всех видов на планете, крайняя изношенность основных фондов и техногенные аварии, неконтролируемое развитие высоких технологий и оружия массового поражения;

Для того чтобы провести эффективные структурно-функциональные преобразования в стране в первую очередь необходимо ликвидировать, нейтрализовать или существенно ослабить влияние указанных факторов, иначе будет трудно даже сдвинуться с места (о чем свидетельствует ряд безуспешных реформ, проводившихся в последнее время).

Отметим, что все усилия по решению задач реструктуризации государства будут тщетны, если не справиться с главными проблемами России, для чего потребуется усиление правового пространства; укрепление этических норм, нравственности народа, патриотизма, национальной гордости и державности; восстановление доверия к власти и дальнейшее развитие демократических начал.

ЗАДАЧИ реорганизации страны как раз и заключаются в развертывании работы по нейтрализации помех и преодоление отмеченных проблем.

 

Древняя китайская мудрость гласит, что государство существует и устойчиво развивается не тогда, когда у него сильная армия и сытый народ, а  только тогда, когда у населения существует доверие к власти.

Дефицит доверия к власти в России налицо. Общество в своем большинстве устало презирать свое отечество в лице властных лидеров всех уровней и зажравшихся олигархов и чиновников.

Постоянные непопулярные меры правительства, решающие все проблемные вопросы за счет населения, вызывают уже открытую ненависть народа к чиновникам, к равнодушию и бестолковости высшей власти, а через это и к самой «этой» стране дураков и воров.

К сожалению, вопрос восстановления доверия к власти находится целиком в ведении элитных «верхов», поскольку «низы» общества, оппозиционные силы за всю многовековую историю России фактически утратили способность к организации и активному противостоянию произволу властей, приобрели холуйские замашки и существует у нас  даже не в зачаточном, а скорее в противозачаточном состоянии.

Безусловно, власть, не поддерживаемая народом, может быть смещена и «снизу», путем революции и силовых воздействий (о чем свидетельствуют происходящие революционные социальные протесты), но упаси Бог от таких процессов в России – они не принесут успеха ни одной из сторон, но отбросят страну от прогрессивного развития далеко назад.

 

Что же могут представлять собой структурно-функциональные преобразования (или как сейчас принято называть модернизация) страны?

Отметим, что само понятие страна предполагает тесное единство и взаимосвязь таких компонентов, как пространственное расположение - территория, народ – население, система управления – власть, социально-экономическая система, культурно-историческое наследие.

При достижении цели решается ряд задач за счет активации определенных процессов как в самой системе, так и за ее пределами. Процессы, призванные решить определенные целевые задачи, можно интерпретировать как перспективные направления (программы, проекты) достижения поставленной цели.

Постановка цели прогрессивного развития России сродни поиску национальной идеи, поскольку такая цель должна закрепиться в сознании народа.

Прежде всего, надо определиться (причем всему народу, всем его слоям и группам) с вопросами – «кто мы?» и «кем хотим стать?».

 

В настоящее время Россия находится в достаточно сложном состоянии, не позволяющем проводить эффективные структурно-функциональные преобразования. Это состояние во многом определяется тяжелым наследием предыдущих десятилетий, когда властные структуры реализовывали многие целевые задачи, далекие от прогрессивного развития государства.

Образно говоря, мы имеем огромную сильно захламленную строительную площадку с небогатыми и малочисленными строителями, не имеющими ясного представления о том, что же они строят.

Перед проведением структурно-функциональных преобразований в России необходимо «расчистить рабочее место».

Для успешного проведения преобразований наряду с постановкой целевых задач надо определиться с важнейшими отправными вопросами государственно-территориального устройства, политической, экономической и социальной систем страны, которые до сих пор еще не разрешены. Это в первую очередь отношение к распаду СССР и разделению его народа и отношение к перспективам российской цивилизации.

 Здесь сплошные вопросы:

·        Является ли распад СССР закономерным событием или трагической случайностью?

·        Необходимо ли реанимировать экономические и социально-политические отношения с постсоветскими  странами в рамках общих государственных структур или признать существующее положение и развиваться в пределах сложившихся границ, поддерживая отношения с образовавшимися государствами как и с любыми независимыми странами, исходя из собственных прагматических интересов России?

·        Как относиться к неизбежному сближению постсоветских государств с сопредельными странами, часто цивилизационно отличными от России?

·        Проводить ли политику сохранения российской идентичности, русского языка, общей истории и культуры в бывших союзных республиках?

·        Необходимо ли укреплять и развивать собственную российскую цивилизацию, «русский мир» или ориентироваться на существующие цивилизационные образования (проблема Запад-Восток)?

·        Сохранить ли существующее государственное устройство в виде национально-территориальной федерации или строить унитарное русское государство?

·        Создавать ли приоритет для постсоветских республик в миграционной политике?

·        По каким направлениям совершенствовать существующую политическую систему, позиционированную в виде демократической президентской республики?

·        Что предпринять для укрепления экономики и социальной структуры?

Без четких ответов на такие вопросы нельзя успешно двигаться вперед, решать стратегические задачи и исправить сложившийся имидж страны, как политически непонятной, непоследовательной и непредсказуемой.

 

К сожалению, произвести какие либо заметные прогрессивные изменения в России «снизу» практически невозможно, да и устали все от революционных потрясений и глобальных вызовов прошедшего векового периода, поэтому решение задач реорганизации всех сфер жизни, всех составляющих социально-технической системы находится в руках нашей властной элиты.

И если эта элита не проявит необходимой политической воли, не победит в себе стяжательство и коррупцию, наша страна обречена на разложение.

Такие решения (стратегические, а не конъюнктурные) способны принять истинно государственные деятели, а не политиканы и заевшиеся чиновники, дорвавшиеся до синекуры.

Конечно, существуют большие сомнения, что коррумпированная система власти, владеющая огромными ресурсами, недвижимостью и преследующая свои личные корыстные цели предпримет необходимые преобразования в интересах всего государства и народа.

И еще. Если в стране не создать достаточно прочной нравственной платформы, то все инвестиции в преобразования будут неэффективны, ведь известно, что «инвестиции в бардак только его усиливают».

Надо «воспитывать», контролировать власть, растить элиту, способную услышать чаяния народа и служить ему.

В решении целевых задач реорганизации России основная роль должна отводиться молодежи, новому постсоветскому классу образованных активных людей, не обремененных устаревшими представлениями, не обросших всевозможными регалиями и властью.

Преобразования должны проводиться постепенно и желательно конституционным путем. Вместе с тем, не стоит впадать в идеализм и жертвенность и помнить, что «светлое будущее» всегда должно быть при жизни существующего активного поколения, которое его строит.

 

Может ли Россия, традиционно считающаяся страной плохих дорог, дураков и горьких пьяниц, а нынче еще и страной воров, коррумпированных чиновников и неконтролируемой власти, стать в авангарде процесса движения к глобальной цивилизации?

Хотелось бы верить, что может!

Либо мы сформируем новую российскую цивилизацию, новый центр мирового развития, либо не состоимся как страна и народ.

 

PS: Предполагается (по принципу «от общего к частному») развить и обосновать отдельные вопросы структурно-функциональных преобразований России в последующих статьях.

 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ДТП на Ленинском: имущество погибшей могут забрать в счет компенсации Продолжение глумления "князя" над холопами Мне кажется, надо жёстче. Надо обвинить Александрину в покушении на жизнь наместника, а оставшуюся годовалую дочь-сиротку ...
Добрый день! Меня зовут Ольга, мне 34 года, мама двоих деток. Рост 178, вес 121 кг. После первых родов набрала вес, после вторых еще добавила. В итоге к 33 года весила 145 кг. Послеродовая депрессия и обжорство. За год правильным питанием сбросила чуть больше 20 кг. Хочу вернуться к ...
Анна Курникова и Энрике Иглесиас в воскресенье во время отдыха в Майами. src ...
Недавно были в Талеже Это греб Чехова и Чеховского района. Коля - он ...
Вашему вниманию проверочная работа для учащихся 5-го класса по дисциплине "Духовно-нравственное воспитание", посвященная теме загробного мира... Чтобы пройти ее, нужно знать, где находится душа, как вернуть человека с того света и чем отличаются правильные покойники от неправильных. ...