Цель - Google

Би-би-си: Как следует из апрельской статистики TNS, опубликованной "Ведомостями", Google обогнал "Яндекс" в Рунете по совокупной месячной аудитории. Насколько это важное для Рунета событие?
Герман Клименко: Событие, безусловно, важное. Тенденции давно были понятны. И из-за этого были претензии "Яндекса" к Google, когда первый пожаловался в ФАС. Это же не просто так: от хорошей жизни никто в суд не подает. Так что тенденции были давно. И если web-история у "Яндекса" достаточно стабильна, то мобильная история развивается, безусловно, в пользу Google. С этим очень сложно что-то поделать.
Это сигнал нашему сообществу о том, что если эта история будет и дальше продолжаться, то мы рано или поздно проиграем этот рынок...
Би-би-си: В России много говорится, в том числе и вами, о том, что такие компании как Google или Facebook отказываются сотрудничать с российскими властями и, в частности, правоохранительными органами. Получается, их экспансия в России может нести определенные риски безопасности?..
Г.К.: Когда я разговариваю с Google и со всеми остальными иностранными компаниями, я говорю: "Понимаете, вы как бы качаете маятник, отказываясь сотрудничать с государством в каких-то правильных историях". Ведь если Google платит НДС во всей Европе, почему он не платит у нас?
Не платит, потому что мы не потребовали. А мы не потребовали, потому что у нас сложности с законодательством. Но Google условно может же добровольно здесь делать то же, что и везде? На это они справедливо отвечают: "Ну, мы добровольно не хотим, потому что - а зачем нам это? Вы сами себя защищайте".
В итоге государство пытается аккуратно, потому что это достаточно сложная тема для государства - регулирование. А зарубежные компании навстречу не идут. На мой взгляд, тем самым они маятник все откачивают и откачивают назад, и бабахнет неизвестно как… А может, и нет… Тут сложный вопрос...
Би-би-си: Вы как-то говорили, что 80% российской интернет-аудитории сидит в российских сервисах. И если что-то произойдет с доступом к иностранным сервисам, то основная масса населения этого просто не заметит. Та статистика TNS, которую мы обсуждаем, не показывает ли, что число людей, которые предпочитают иностранные сервисы отечественным, все-таки значительно больше?
Г.К.: Не могу ничего сказать. Как я тогда говорил 80%, так и сейчас скажу. Это всё вопросы вашего мироощущения. Например, можно сказать, что никто из пользователей компании Google не считает, что это зарубежная компания. Более того, если им завтра подменят софт Google на софт "Яндекс", они этого не заметят. Такая позиция тоже имеет право на существование. Мы с вами можем рассуждать, глядя на распределение трафика между социальными сетями. Пока у нас соотношение между "ВКонтакте", "Одноклассниками" и "Фейсбуком" не меняется.
Би-би-си: Должно ли государство делать что-то, чтобы повышать популярность отечественных сервисов в пику зарубежным?
Г.К.: Есть поручение президента о выравнивании условий. То есть государство признает, что условия неравные. И у нас сейчас нет речи даже о преференциях. Наша задача - хотя бы выравнять условия. Когда мы их сможем выравнять, тогда можно будет идти дальше.
Би-би-си: А в настоящий момент они неравные, и у Google больше преимуществ в России, чем у "Яндекса"?
Г.К.: Безусловно.
Би-би-си: И это выражается, как вы говорили, в НДС? Или есть какие-то еще аспекты?
Г.К.: НДС, правовые условия. Компания Google не сотрудничает с правоохранительными органами, не выдает данных и становится привлекательной для достаточно большой прослойки людей, которые за собой тянут других людей. Как офшоры работают на чужой территории и не платят налоги, можно сказать, что и Google - это такой интернетовский офшор. То есть когда люди там обслуживаются, они выпадают из определенного поля. Анонимность всегда привлекает.
ОТСЮДА
|
</> |