Це трэба розжуваты
systemity — 18.08.2010 Шлем с электродами может улучшить память человека на 110%. Об этом заявляют австралийские ученые, которые воздействовали током на участок мозга, отвечающий за аутизм(rnd.cnews.ru/natur_science/biology/news/line/index_science.shtml). Сенсационный вывод подробно описан в фантастических романах: некоторые виды стимуляции мозга могут разблокировать способности, которых у человека раньше никогда не было.Шлемы с электродами посылали в мозг слабый электрический сигнал
В ходе исследования 36 добровольцев просмотрели ряд слайдов с изображением разного количества фигур разнообразных размеров и цветов. Затем им показали пять слайдов, среди которых были уже виденные ими и новые, предложили вспомнить, какие слайды они уже видели и зафиксировали результаты.
После испытуемые надели шлемы с электродами, которые посылали в мозг слабый электрический сигнал по методу, названному "транскраниальная стимуляция постоянным током". Одна группа подвергалась воздействию сигналов, стимулирующих правую темпоральную долю мозга (контролирует долговременную и визуальную память) и подавляющих активность левой темпоральной доли (обычно отвечает за понимание речи и контекста). Вторая группа получила стимуляцию в противоположном порядке, а третья была контрольной.
После эксперимента выяснилось, что память, внимание, распознавание формы объектов у первой группы улучшились на 110%.
Практическое применение открытия очевидно – лечение людей, страдающих аутизмом, и новые высокоэффективные методики обучения. Однако важнее другое – ученые в очередной раз убедились, что мозг содержит в себе огромные возможности, которые обычно так и не "просыпаются" в человеке.
Возможно, дальнейшие опыты по
электростимуляции мозга откроют человечеству совершенно новые
удивительные горизонты собственного
разума.
Результат слишком экстроординарный
для того, чтобы безоговорочно поверить с первого знакомства с ним.
Хотя лично мне поверить хочется, но при этом колется. И вот
почему.
Самоорганизующиеся системы являются самой тёмной областью современной науки. Они представляют собой "чёрный ящик", влезть в который нельзя, поскольку он при этом потеряет свои свойства. Самоорганизующиеся системы можно изучать лишь по реакции их на внешнее воздействие. (Помните: "Я плюнул ему в рожу, а он мне не плюёт, а он мне не плюёт"). Все саморганизующиеся системы имеют природное происхождение, т.е. возникают непорочным зачатием. Поскольку структура и функция СоС определяется спонтанным взаимодействием всех элементов со всеми элементами системы, то формально СоС не подчиняется принятым в науке законам математики. Поведение каждой такой СоС необходимо исследовать в координатах, имеющих мерность, равную числу взаимодействующих элементов системы, что практически невозможно. Не нужно путать физические парамеры, в которых существует вся система, с параметрами, определяемыми способностью к взаимодействиям каждого элемента системы.
Фундаментальная сложность исследования СоС не является чем-то неожиданным, но в то же время тщательно скрывается из-за пессимизма, который наступает одновременно с пониманием того обстоятельства, что наука никогда не сможет двигаться в рамках классических представлений дальше после того, как достигнет определённого уровня познания. Это интуитивно понял John Horgan - один из самых знаменитых американских журналистов, пишущих на темы науки. В его книге "The End of Science" (1996) очень детально рассмотрено состояние 10 областей науки. Выводы, к которым приходит John Horgan, основаны на беседах и интервью, взятых им у крупнейших учёных современности, большинство из которых лауреаты Нобелевской премии.
Сложности, с которыми сталкиваются при изучении СоС, проще всего проиллюстрировать на примере вашингтонского и лондонского метеорологических центров, где с помощью мощнейших суперкомпьютеров решается пол миллиона уравнений аэро- и гидродинамики, но точный прогноз на срок более трёх дней до сих пор является трудновыполнимой задачей. Были такие самонадеянные люди, которые придумывали "теории", объясняющие поведение природных систем. Это - бредовые "открытые системы" Людвига фон Берталанфи, диссипативные структуры Ильи Пригожина и т.д. Эти теории, предназначенные в основном для поговорить и практически абсолютно бесплодные, воспринимались деятелями науки весьма восторженно. Во-первых, приятно рассказывать ободряющие сказки студентам, во-вторых, удобно загаживать мозги тем, от кого зависит получение грантов. Сказки об искусственном интеллекте кормят армию энтузиастов науки не одно и не два десятилетия.
Но вернёмся к проблемам памяти. Эволюция мозга от самых примитивных форм сталкивалась с непреодолимыми трудностями, связанными с обработкой информации в многомерном пространстве, поэтому большим эволюционным достижением был перевод органов восприятия в трёхмерное эвклидово пространство. Наверняка природа экспериментировала в этом направлении, но, по-видимому, не самые удачные решения не сохранились. Мы знаем три вида фасеточного зрения у насекомых, ракообразных и некоторых других безпозвоночных. Так у рабочего муравья 100 фасеток, в то время как у стрекозы 30 тысяч. Однако самым оптимальным с точки зрения развития интеллекта по-видимому явилось настраивание мозга на обработку информации, поступающей от органов восприятия, функционирующих в эвклидовом пространстве.
Если такая гипотеза верна, то параллельно с эволюционным совершенствованием процесса мышления в подкорке должно было происходить выстраивание сложнейшей системы ограничений и запретов. Эти механизмы контроля, препятствующие функционированию мозга в рамках "первобытных" механизмов в нормальном состоянии человеком не идентифицируются. Но широко известно, что многие люди становятся экстрасенсами после пребывания в шоковых состояниях: удар молнии, ДТП, потеря близкого человека и т.д. и т.п. В этих экстраординарных состояниях по-видимому происходит временное или постоянное отключение факторов контроля и мозг получает доступ к некоторым пра-пра-способностям, которые элиминировались в процессе эволюции в связи с малой их эффективностью в процессе выживания, в связи с той сложностью, которая отвлекает на себя простоту решения многих практических вопросов жизнедеятельности. Описанный выше результат действия тока на мозг можно отнести за счёт ослабления факторов контроля за ограничениями и запретами.
Если это так, если эта выраженная "на пальцах" гипотеза верна, то определённо описанное выше воздействие тока на мозг должно иметь и множество непрогнозируемых отрицательных последствий. Я не хочу об этом фантазировать, хотя и могу.
|
</> |