рейтинг блогов

Царская свадьба. Часть 1

топ 100 блогов id7712.02.2024 Здравствуйте уважаемые.
Решил сегодня  поделится с вами ЧАСТЬЮ процедуры царской женитьбы, описанной человеком, который лично участвовал в оной (даю пояснение - это не царь :-))).
По-моему, должно быть интересно. Часть процедуры, а не вся полностью потому, что весь процесс, начиная от сватовства и заканчивая празднествами и народными гуляниями — ну очень долог и растянут, и объем текста большой получился чрезмерно. И так как там такая неслабая «простыня» вышла, к тому же достаточно тяжелая для восприятия. Так что буду давать свои небольшие комментарии, а сам пост разделю на 2. Так легче читать его будет, ИМХО. Лады? :-)
Ну и напоследок скажу, что прямая часть будет курсивом, а мои комментарии — обычным шрифтом. Дабы не перепутать :-)
Итак, начало:
«А как приспеет день женидбе царской, и в навечерии того дня бывает у царя стол, на бояр и на бояронь, и на отца и мать невестиных; и сидят царь с невестою своею за столом, а бояре и боярыни за розными особыми столами. И пред ествою царской духовник, протопоп, царя и царевну благословляет крестом и велит им меж себя учинить целование; и потом бояре и боярыни царя и царевну поздравляют обручався. И евши и пив царь царевну отпустит к сестрам своим, по прежнему; а бояре и их жены розъедутся по домом».
Ну этакий мальчишо-девичник перед свадьбой. Многим сие знакомо :-)
Царская свадьба. Часть 1 koto2
Страница книги Григория Карповича  Котошихина

«И наутрее того дни, в которой быть женитбе, бывает царь в первой соборной церкве и молебствует; и по молебствовани патриарх благословляет царя крестом и кропит водою святою, и царь прикладывается к образом и святых к мощем, а потом благословляетца у патриарха о женидбе своей, и патриарх его благословляет словом. И пойдет царь из церкви в другую соборную ж церковь, где погребены прежние цари, и в то время отправит по мертвых пение; и учиня у гробов прощение, пойдет к себе».
Тут тоже понятно — трип по церквям, дабы испросить совета у духа предков, морально и духовно укрепиться и все такое. Интересно, что в эти часы делала будущая царевна? :-))
Ну и понятно, никак не обойти стороной само торжество:
Царская свадьба. Часть 1
«О чину как устраивают свадебной чин. Первое полату нарядят, объют бархаты, и постелют ковры Турские и Персицкие болшие; и учинят поставят царское место, где сидеть царю и его царевне, и перед ними стол, да столы ж, за которыми сидеть бояром и бояроням, и на тех столех положат скатерти да хлеб с солью. А царь в то время устраиваетца во все свое царское одеяние, так же как и при короновании; а новую царевну прикажет нарядити во все царственное ж одеяние, опричь короны, а положат на нее венец девичей; и в то ж время и бояре, и все свадебные чины, и столники, и стряпчие, и дворяне Московские, и дьяки, и полковники, и головы, и гости, устроятся в золотое одеяние...»
Как показывает история, любовь к коврам у постсоветского люда заложена генетически :-) Ясно, что турецкие и персидские царские ковры не чета тем паласам, которые у нас некоторые любили вешать на стены, но суть та же :)
Традиция хлеба да соли до сих пор широко практикуется. И это не зря :-)
Одежда золотая должна быть у приближенных. Учитывая, насколько тесно тогда власть была переплетена с церковью, считаю это замечание сделано не просто так. Пошла эта традиция, скорее всего от одеяний священнослужителей, о которых я писал вот тут вот: http://id77.livejournal.com/209367.html.
Царская свадьба. Часть 1 23468388_1
Выбор невест.

Но двинемся с Вами дальше.
«...А как то все устроится, и о том известят царю, и мало время минувше укажет царь царевнину отцу и матере, и всему чину ея половины, итти с нею в тое полату и ожидати своего пришествия; и как царевна, со отцем своим и с матерью и з свадебным чином, в полату войдут, и в то время царевну посадят на ее устроеное место, а сами ожидают царского пришествия у своих мест, где устроено им сидеть. И как о том царю ведомо объявится, что они со всем чином в полату пришли и устроилися, и царь скажет духовнику своему протопопу, что ему итти час, и духовник начнет говорить молитву, а царь и чин свадебной молятся образам; и по молитве духовник свадебной чин и царя благословляет крестом, и дружки и свадебной чин благословляются у отца и у матери, которые устроены за царского отца и мать, ехать по новобрачную невесту; и потом царь благословляется же, и отец и мать дают благословение словом: «благослови Бог!» и потом пойдут протопоп, и чин, и царь; а перед ними идут коравайники, несут хлеб.....»
Нормальная такая движуха :-))) С той поправкой, что ехать никуда не надо — с одной части дворца в другую перейти. Возникает вопрос — а кто такие коровайники? Это - часть челяди, которая на свадьбах несла хлеб (каравай) на специальных полках, обшитых богатой материи. А на каравае знаете что было? Нет, не солонка :-) Золотая монета. В общем, я не совсем понимаю, была ли это должность постоянной или совмещенной. Но если постоянной — то работа, скажем честно непыльная :-)
Да — еще один момент. Протопоп — это старое, вышедшие из употребленя значения термин протоиерей, о коих я писал вот тут: http://id77.livejournal.com/206372.html
Царская свадьба. Часть 1 23672194_Makovskiy_K
И еще немного классики :-))

«....А как приходят к той полате где устроено, и протопоп учнет свадебной чин и царя благословляти крестом, и входит наперед в полату протопоп, и чин, и царь; а царевна в то время и eе чин стоят. А вшед протопоп, и чин, и царь, молятся образом, и потом дружки и поддружья у отца и у матери невестины благословляются новобрачному и дщери их садитися на место; и они их благословляют словом же. А как царь и царевна сядут на место на одной подушке, и потом сядут и бояре и весь свадебной чин по своим местом за столы, и учнут пред царя и пред царевну, и пред свадебной чин, носити есть столники и ставити ествы по одному блюду на стол, а не все вдруг.....;»
Понравился пассаж про одну подушку. Комфорт о и царям нужен был, да :-)
Царская свадьба. Часть 1 2708_300
Нууу...как то так :-)

«….и в том столе, где сидят бояре и боярыни, ставитца одной ествы блюд по пяти, потому что иные сидят от первых людей один от другого вдали; а как еству испоставят, и в то время встав духовник начнет пред ествою говорити молитву: «Отче наш», а соверша молитву, садятся по местом; и потом дружки и поддружья учнут благословлятися у отца ж и у матери новобрачной косу чесати, а протопоп и свадебной чин начнут ести и пити, не для того чтоб досыта наестся, но для чину такого, а пред царя есть ставят и розрезывают и отдают с стола, а он не ест...;»
Ну тут начнается важнейший этап всего действа — расплетение девечьей косы новобрачной. Сказано, что занимаются сим важным делом дружки, а в традиции обычного народа этот процесс проходил под пристальным взоров свахи, то есть выбранной опытной женщины (не обязательно родственницы), которая наравне со сватом помогала устраивать саму свадьбу и следила за тем, чтобы все прошло по обычаям. Но пойдемьте с Вами дальше :-)
Царская свадьба. Часть 1 rId8
Вариант работы с волосами.

«....и в то ж время как у новобрачной косу росчешут, дружки благословляются у отца и у матери новобрачную крутити и они потомуж благословляют словом; а как начнут косу чесати и укручивати, и в то время царя и царевну закроют покровом и держат покров свещники, а косу розчесывают свахи и укручивают; да в то ж время пред царем стоит на столе, на болшом блюде, хлеб да сыр, и тот хлеб и сыр начнут резать и класть на торелки, да сверх того хлеба и сыра на те ж торелки кладут дары, ширинки от новобрачной, по росписи, и подносят наперед священнику да отцу и матере невестиным да тысецкому, потом царю и поезжаням и сидячим бояром и бояроням, и дружки ж себе и свахам и конюшему и дворецкому и чином их, по росписям же...;»
Сваха появляется тут во второй части — кручении, то есть создании новой, уже женской, а не девичьей прически. Отличие оной было хотя бы в количестве кос — теперь их было 2, а не одна. Ну и плюс форма самой прически, конечно :-) В тексте сказано о том, что и царя и невесту закрывали покрывалом от других. Но кажется, между ними тоже был покров (кусок ткани с крестом), который держали так называемые «свечники» (то есть те, кто несли венчальную свечу невесты). При обряде кручения никто, даже царь не должен был видеть лица невесты. Уж не знаю, с чем это было связано :-)
Царская свадьба. Часть 1 44
Каравай на свдьбе. Современный вариант.

Еще один интересный момент про сыр. Почему именно сыр рядом с хлебом непонятно. И главное — какой сыр? С этим надо разобраться, я симвоолики сыра до конца понять не могу.
Деление каравая и сыра — это нынешний аналог разрезания свадебного торта.
Ну и, «ширинки» - это не то, о чем вы наверняка подумали — это отрезы ткани, иногда очень дорогой.
Пойдем дальше :-)

«...а укрутя новобрачную покроют покровом тем же, которым были закрыты, а на том покрове вышит крест, а венец девичей бывает снят и отдан в сохранение; так же и к царскому отцу и матере, и к царевнам, и к сидячим бояром и бояроням, хлеб и сыр и дары посылают с невестиным дружкою, а к патриарху белого полотна сколко доведется; бывают те дары ширинки тафтяные белые, шиты кругом золотом и серебром, около кисти золото с серебром, а иные золото и серебро с шолком».
О покрове с крестом мы с Вами говорили вчера. Распределение даров тоже вполне понято, обращу внимание только на подношение Патриарху, интересно почему именно так? Цвет полотна понятен — цвет Христа, но почему именно ткань, а не что то еще.
Ну а девичий венец... Об этом у нас был отдельный пост, если интересно, то можно глянуть вот тут вот:http://id77.livejournal.com/352376.html
Продолжим!
Царская свадьба. Часть 1 1328899254_31.472_back_CP4
Вариант венца

«И после того окручения, из за третьие ествы протпоп встав из за стола учнет говорити по обеде молитву, и потом дружки у отца и у матери учнут благословлятися царю с царевною и с поездом итти к венчанью, и они их благословляют; и потом отец и мать царя и новобрачную благословляют образами окладными, обложены золотом с каменьем, и с жемчюгом, и потом отец и мать дочь свою взяв за руку отдают царю в руки и прощаются; а как пойдут в церковь, и в то время в полате протоцоп благословляет коровайников и свещников, и свадебных людей, и царя и царевну, крестом, а пойдут к венчанию к той церкве где служить духовник, и где мимо той церкви ходят в Верх к царю через сени всех государств послы, и приходя к церкве також протопоп благословляет крестом всех, и потом входить в церковь....;»
Царская свадьба. Часть 1 1i400
Чуть-чуть венчания....

Тут все понятно — наконец то от дел подготовительных переходят к основе — к венчанию. Но, обратите внимание — и царь и невеста идут в церковь на венчание без ближайших родственников и родителей. Отчасти, подобное я видел в некоторых полесских селах — там мать невесты соднозначно в церкви на венчании отсутсвует — готовит угощение дома.
«...а ис полаты царь к церкве идет с царевною вместе, и ведет ее за правую руку; и в то время учнут во все колокола звонити, и во вcеx церквах Бога молити о здоровье его царском и о царевнине и о сочетании законного браку. А вшед в церковь царь и царевна станут среди церкви, блиско олтаря, и постелют под них на чом стояти объяри золотной сколко доведется, и с одну сторону царя держать под руку дружка, а царевну сваха; и протопоп устрояся во одеяние церковное, начнет их венчати по чину, и в то время царевну открывают; и возлагает на них протопоп венцы церковные, а по венчании подносит им из единаго сосуда пити вина Французского красного, и снимет с них церковные венцы, и взложат на царя корону».
Царская свадьба. Часть 1 url
...еще чуть-чуть :-)

Хочу отметить момент, что царя поддерживает дружка. Дружка являлся основным распределителем на свадьбе и был или близким другом или родственником жениха (обычно). Однако его не стоит путать со сватом и с тысяцким. Тысяцкий несколько раз мелькал в тексте, и даже интересно идентифицирует ли автор дружку и тысяцкого. Как показал текст в дальнейшем — разделяет. Тысяцкий — это распорядитель всей свадьбы вообще с точки зрения ритуала, а дружка — главнейший помощник жениха.
Ну и, конечно, бросается в глаза «вино Французское красное». Думаю, дело здесь не в конкретных предпочтениях определнной страны или региона (Ну там Кот дю Рон или Бордо), а в том, что в Православной церкви при процедцры Евхаристии принято использовать крепленое красное вино Кагор. Первоначально это было именно французское и именно из провинции Каор. Так и пошло :-)
Царская свадьба. Часть 1 b13191
Бутылочка французского Каора.

«...И потом протопоп поучает их, как им жити: жене у мужа быти в послушестве и друг на друга не гневатися, разве некия ради вины мужу поучии ея слехка жезлом, занеже муж жене яко глава на церкве, и жили бы в чистоте и в богобоязни, неделю и среду и пяток и все посты постили, и Господьския празники и в которые дни прилучится празновати Апостолом и Еуангелистом и иным нарочитым святым греха не сотворили, и к церкве б Божии приходили и подаяние давали, и со отцем духовным спрашивались почасту, той бо на вся блага научит».
Этот кусок не следует читать апологетам суфражизма :-) Хорошо еще не определяется размер и материал жезла, коим следует «жену поучить». Хоть на том спасибо :-)
«А соверша протопоп поучение, царицу возмет за руку и вдает ю мужеви, и велит им меж себя учинити целование, и по целовании царицу покроют; и потом протопоп и свадебной чин царя и царицу поздравляют венчався. А по поздравлении протопоп розвлачась, идет из церкви вон, и весь свадебной чин, и царь и царица, и в сенях у дверей протопоп против прежняго ж начнет всех благословляти крестом, и идут в царския полаты; и тысецкой дружку посылает, наперед их приходу, к царскому и к царицыну отцем и матерем, и к сидячим бояром и бояроням сказати, что царь с царицею венчались в добром здоровье и идут к ним — и они отвещают, что они пришествия их ожидают; а сказав дружка воротится и скажет их речи тысецкому. А как царь идет ис церкви в хоромы, и в то время бывает звон во все колокола».
Царская свадьба. Часть 1 96217_65789nothumb500
Фата - старый вариант :-)

Продолжение следует...
Хорошего времени суток

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Владелец львовского автобусного завода российский бизнесмен Игорь Чуркин раскритиковал галичан на своей странице в Facebook. "вся промышленность на Галичине уничтожена: завод телевизоров "Электрон ", Тернопольский комбайновый завод и ХБК, заводы радиоэлектроники "Сатурн" и "Орион" ...
Оригинал взят у logra в Иллюзия безопасности Я живу в милом тихом поселке. У нас огороженная территория и охрана на въезде, прекрасные соседи (ну почти все :) ) и мы всегда чувствовали себя в безопасности. До этой ночи, 2 сентября 2014 года, когда какие-то нахалы взломали дом и, ...
Товарищ ershowa посоветовала puulle . Отвратительны обе, смело можете читать. От себя смею добавить apodemys , но она не настолько мерзкая, как первые две. И таки да, спасибо само не напишется ...
четыре года в браке, на днях должен родиться второй ребенок, муж пустился в ...
Нет, речь не о пьяных попах с пистолетами. И даже не о люксовых джипах, якобы подаренных благодарной паствой. Всё это, конечно, важно и проблемно, но далеко не главное. Основная же проблема РПЦ в том, что русская православная церковь последнее время постоянно лезет не в своё дело. Вот ...