рейтинг блогов

Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)

топ 100 блогов alex_aka_jj29.12.2021

В первой части мы узнали, как несчастливая XIII династия просрала все древнеегипетские полимеры, после чего власть захватили кочевники-гиксосы. Во второй поговорили о странной сказке, которая будто бы рассказывала о восстании египтян против иноземного ига (но на самом деле нет). Настало время выяснить, как же в действительности египтянам удалось одолеть супостатов.



Камос берётся за дело


Царь Секененра, по давно устоявшейся в Египте традиции, был женат на собственной родной сестричке Яххотеп. А та была и не против, и родила братцу четверых отпрысков: двух девочек, мальчика и ещё мальчика. Всех назвали одним именем: Яхмос. Может показаться, что сказка была недалека от истины, и у Секененры действительно было не очень с фантазией; но на самом деле это была довольно обычная практика. Старший из мальчиков (по имени Яхмос) умер во младенчестве, а второй (этого звали Яхмос) выжил.

Когда Яхмосу было около 7 лет, Секененра приказал долго жить — как вы помните, недобровольно. Кто-то понаделал в царском черепе несколько новых отверстий, несовместимых с управлением государством. Может это были гиксосы, а может и заговорщики — этого мы не знаем.

Тем не менее, Яхмосу пришлось ждать целых три года, чтобы унаследовать трон отца, потому что бразды правления подхватил некто Камос — человек, чьи родственные связи с домом Секененры до сих пор до конца не ясны. Предполагается, что он был скорее братом, чем старшим сыном Секененры. Его жену звали (неожиданно) Яххотеп, и вполне возможно, что он женился на вдове своего почившего брата. Ну, и на своей сестре, получается, тоже.

Кукушка накуковала Камосу править всего три года. Первые два он пролежал на печи, набираясь сил, а на третий поднялся, умылся, высморкался и наворотил дел больше, чем его братан Секененра за тридцать лет. Подвиги его увековечены на двух стелах в Карнаке (от одной дошли только жалкие обломки, но к счастью, был найден фрагмент переписанного с неё текста на так называемой «табличке Карнарвона»).


Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)
Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)
Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)
Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)
Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)
Фараон Яхмос рубит в капустку гиксоса. Ритуальный топорик, погребение царицы Яххотеп II.


XVIII династия пришла к власти примерно в 1569 году, и сойдет со сцены лишь 250 лет спустя. Среди потомков Яхмоса будут Тутмос III — великий завоеватель, царица Хатшепсут, объявившая себя мужчиной и царём, религиозный реформатор Эхнатон и его прекрасная жена Нефертити, юный фараон Тутанхамон…

Тем не менее, демонизировать гиксосов не будем. Столетний период их владычества вовсе не был кромешным адом для населения дельты, как бы ни плевались ядом египтяне. Зря они подрисовывали гиксосам усы в учебниках и писали на их монументах слова из трёх иероглифов! Нам-то с вами виднее, что было и кое-что хорошее.

Для начала, египтяне, получив по щам с неожиданной стороны, от презираемого ими народа, раз и навсегда избавились от ложных ощущений безопасности и собственного превосходства. Что может быть полезнее, чем помочь потерявшему берега мажору осознать своё место в международном социуме?..

К тому же, вступив в более тесное, чем им хотелось, взаимодействие с азиатами, египтяне приобщились к современным веяниям в тактике ведения войны и вооружениям. Раньше даже считалось, что именно гиксосы привезли в Египет лошадей и боевые колесницы. Сейчас это мнение уже не котируется (доказано, что коняги были известны уже несколько раньше), но тем не менее, именно Камос первым из египтян упоминает конные боевые тачанки колесницы. Кроме того, египтяне, вероятно, переняли от азиатов составной лук, бронзовые топоры и мечи нового типа.

Хапнули египтяне свежака и в культурном плане — религии, искусстве, философии, а также в технологиях. При всей своей заносчивости и спеси, египтяне были чудовищно консервативны и не любили перемен. Гиксосы показали им такие нанотехнологии, как продвинутый ткацкий станок, ножные кузнечные мехи, новый тип бритвы и колодезный журавель (шадуф). Да! Египтяне построили голыми руками пирамиды, но не додумались до журавеля!


Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)
Садовник поливает сад с помощью журавеля-шадуфа.
Удобно тебе, египтянин?.. Удобно?!.. Скажи «спасибо» гиксосам!

Гробница Апи, Фивы. Прорисовка из книги: Norman de Garis Davies. Two Ramesside tombs at Thebes. New York, 1927 plate XXIX.



Азиаты принесли в Египет новые, неведомые прежде музыкальные инструменты — струнные, духовые и ударные (лютню, гобой и бубен). С ними, несомненно, пришло и новое звучание в египетскую музыку.


Да и сами гиксосы не были дикими и невежественными троглодитами. Азиатские цари быстро переняли и египетскую модель управления страной, и образ жизни, и даже религиозные представления. (Хоть они и избрали покровителем Авариса бога Сета, но это был всё же египетский бог!) Царь Апопи, кажется, даже покровительствовал наукам — во всяком случае, в его правление развивалась математика (это подтверждается находкой математического папируса Ринда).

Тремя столетиями позже, во времена XIX и XX династий, египетские цари переосмыслят значение гиксосов для Родины. Эти цари (по имени основателя династий, Рамсеса I, они получили общее имя Рамессиды) происходили, видимо, из дельты, и тоже почитали Сета. Рамсес II даже перенёс столицу в город Пер-Рамсес, выстроенный в непосредственной близости от пришедшего в упадок Авариса. В эпоху Рамессидов гиксосов начали считать до некоторой степени предшественниками новых царей, и уже не называли «мерзопакостными азиатами». Их легитимность как правителей Египта была признана. Именно в это время появилась, видимо, сказка про царей Апопи и Секененру: хотя в ней Апопи всё ещё антагонист, но его титулатура в сказке подтверждает не только легитимность его правления, но и ставит его «выше по званию», чем Секененра!..


Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)
Египетское войско. Колесницы и пехота.
Гробница Иурхи, Саккара. XIX династия. Египетский музей. Фото автора.



Куда уехал цирк?


А что же стало с гиксосами после ухода из Египта? Не всех же их перебили подчистую?..

Вероятно, не всех. Но увы, определённых сведений об их дальнейшей судьбе нет. Есть только мифы и легенды.

Иосиф Флавий, например, считал, что гиксосы были предками древних евреев. Подтверждение этому он находил в трудах Манефона (правда, сам Манефон ничего подобного не писал, но когда это останавливало пытливых искателей Истины?..) Флавий сообщал, что в Аварисе проживало целых 240 тысяч человек (причём, возможно, он имеет в виду только воинов, и не считает ни женщин, ни детей, ни стариков!) По договору с царём Яхмосом эти граждане, будто бы, мирно собрали чемоданы и удалились в Палестину, где взяли и построили (а почему бы и нет?) город Иерусалим.

Флавий не имел перед собой тех документов, которые есть у современных египтологов, и ему простительна эта ошибка. Конечно же, Аварис не мог бы вместить столь огромную армию (или даже просто иметь такую популяцию) — хотя бы потому, что во всём Египте тогда жило немногим более миллиона человек, и невозможно представить, чтобы четверть населения страны просто встала и ушла. К тому же сообщения Яхмосов (боевых офицеров) исключают возможность мирных договоров.

Иерусалим к тому времени тоже существовал уже несколько веков, хоть и не достиг ещё пика своей славы.

Однако, в чём Флавий прав — так это в том, что среди разношёрстных персонажей, наводнивших дельту Нила во Второй Переходный период, почти наверняка были и предки евреев. Можно даже предположить, что смутные воспоминания об этих славных деньках могли сохраниться в их памяти, превратившись со временем в библейские мифы про Иосифа, египетский плен и Исход… Но тут я и сам уже выхожу на тонкий лёд фантазий и домыслов.


Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)
«Маска Агамемнона». Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Фото автора.


Ещё одна (тоже мифическая) история пришла к нам из Древней Греции. Греки классической эпохи полагали, что легендарный царь Данай пришел в Арголиду из Египта — и стал предком данайцев (то есть, в первом приближении, древних греков вообще). От него производили героев Персея и Геракла.

Миф рассказывает, что Данай, убоявшись сыновей своего брата Эгипта, бежал из Ливии на Родос, а оттуда — в Аргос, где и стал царём.

Персонаж этот, конечно, полностью мифологический. Однако некоторые учёные полагают, что образ Даная мог быть навеян грекам смутной коллективной памятью о каких-то реальных событиях прошлого. Невозможно подтвердить такую гипотезу, но есть вероятность, что изгнанные из Египта и Ханаана гиксосские правители, помыкавшись по свету, осели в Греции, принеся местным жителям — на тот момент ещё не слишком цивилизованным — кое-какие технические и военные новшества, вроде колесниц и резных погребальных плит. Из Микенских шахтовых гробниц, принадлежащих этому периоду, происходит найденная Шлиманом «маска Агамемнона», подозрительно напоминающая египетские золотые погребальные маски… Уж не потомок ли какого-нибудь царя-гиксоса изготовил её для себя?..


Ау, гиксосы!.. Вы где?.. Куда ушли?..

Чёрт знает.

Молчат.

Царь Апопи слушает бегемотов (3 часть)



Друзья, этот блог как никогда прежде нуждается в вашей поддержке! Я благодарен всем, кто помогает мне оставаться на плаву и поддерживает меня рублём. Спасибо вам!


Также у меня есть Телеграм-канал «Слон в колесе», в котором я публикую как свежие тексты, так и старые.




Царь Апопи слушает бегемотов

- Часть 1

- Часть 2

- Часть 3

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Вчера в секретном месте, можно даже сказать, на конспиративной квартире, о которой знают всего 8 человек, у меня с Сергеем состоялся не вполне обычный разговор. Отвечая на один мой комментарий, он сказал, а я ответила: Дальше следите за изменениями облика Сергея. ...
Приехали в город. У Саши закончился отпуск, маме на капельницу. Евуську сдала родителям, бабушке. Отправила, отрывая от сердца, со слезой... Как-то прикипели мы друг к дружке. А уж как ей хорошо было на даче! Настоящая жизнь! Сама ягодки с кустов собирала, ела. С утра пальцем в сторону ...
История от первого лица — под катом:---upd ГИБДД всё подтверждает и приносит ...
...
Давно я не писала лытдыбров, дни стоят ленивые, самое время. Есть во Владивостоке рынок на улице Спортивной, местный Чайна-Таун, большей частью облагороженный и переместившийся в торговые центры, но с сохранившейся улочкой кафе, ресторанчиков, ...