
Царь Апопи слушает бегемотов (2 часть)

Прошлый пост был о том, как гиксосы
захватили власть в Древнем Египте, и о сказке про царя
Секененру и царя Апопи с большими ушами, который за 700 километров
слышал, как орут бегемоты. Теперь поговорим о том, что с этой
сказкой не так. А потом разберёмся, что же происходило на самом
деле.
Египетский школотрон делает вклад в
историю
Текст сказки сохранился в единственном экземпляре, и, увы, это
всего лишь школьный папирус — остатки «тетрадки», на которой
египетский оболтус малевал свои каракули. Школотрон-хотеп жил в
эпоху XX или XXI династии — спустя примерно 400 лет после
гиксосского правления. Магнум опус антикварного двоечника сегодня
называется «папирус Салье I» и хранится в Британском музее.


Нечестно!.. Это против правил!.. Загадай другую загадку!..
Сюжет про эти «состязания в мудрости» не ограничился
распространением на Востоке и просочился в фольклор многих народов.
Его можно отыскать и в русских народных сказках (например, сказка
№322 из сборника Афанасьева). И — да! — что-то похожее есть даже в
«Хоббите».
Отличительной чертой всех этих историй является то, что ни одна
из них не заканчивается серьезным кровопролитием (исключением можно
считать историю про Сатни-Хемуаса и Са-Осириса, в которой
зловредному колдуну всё-таки приходит кирдык — но он сам дурак,
нечего было в запечатанном папирусе ругать фараона-батюшку). Как
правило, история заканчивается тем, что персонаж, загадывавший
сложную загадку, проникается уважением перед тем, кто её разгадал,
признает его превосходство и всячески заискивает.
Ещё одна особенность, которая бросается в глаза — как правило,
тот, кому загадка задана (часто это какой-то царь), сам не способен
с ней справиться, но ему приходит на помощь мудрый советник (иногда
вообще ребенок).
Таким образом, сказка про царя Апопи и царя Секененру должна
была заканчиваться тем, что Секененре приходит на помощь какой-то
башковитый помощник, который сводит идиотский запрос о рёве
бегемотов к столь же идиотскому ответу, и таким образом побеждает в
этом рэп-баттле. Уже упомянутый Масперо в примечаниях к сказке
пишет: «Надо полагать, ответ Секененры был не менее абсурдным, чем
требование Апопи». В конце истории Апопи, несомненно, был вынужден
не только признать превосходство Секененры, но и поклониться
Амону-Ра, поскольку именно таким и было условие в начале сказки
(это чеховское ружьё там не просто так повешено, оно должно
шмальнуть!)
Чего в сказке точно быть не могло — так это военного
столкновения. Во-первых, аналогов нет в других сказках (и нет
причин, почему эта конкретная сказка должна развиваться как-то
иначе, чем весь мировой корпус фольклора). Во-вторых, зачем
вооруженный конфликт, если супостат уже и так признал, что
Секененра молодец, а Амон-Ра — лучший бог форева?..
Тем не менее, как утверждал классик, «сказка ложь, да в ней
намёк». Раз в памяти народа остались имена именно этих царей, и
сказка говорит о противостоянии между ними (пусть даже в
фольклорном, явно лубочном контексте) — значит, вполне вероятно,
что между Секененрой и Апопи действительно не всё было
гладко.
Вряд ли стоит удивляться, что правлению гиксосов пришел капут
вскоре после того, как Секененра отбыл на небесные пажити.
Египтяне наконец созрели для того, чтобы нанести ответный
удар.
(Окончание следует)
Друзья, этот блог как никогда прежде
нуждается в вашей поддержке! Я благодарен всем, кто
помогает мне оставаться на плаву и поддерживает меня рублём.
Спасибо вам!
Также у меня есть Телеграм-канал «Слон в колесе», в
котором я публикую как свежие тексты, так и старые.
|
</> |
