
Бутерброд, добивший СССР


Ровно 30 лет назад, 31 января 1990 года, в центре Москвы открылся первый и единственный в СССР "Макдоналдс". Впечатление, которая эта американская забегаловка произвела на москвичей, было сравнимо, разве что, с реакцией на полет Гагарина. Десятки тысяч людей в течение многих месяцев стояли в гигантской очереди, чтобы съесть бутерброд с котлетой, пакетик жареной картошки и запить кока-колой из картонного одноразового стаканчика.
Очередь длиной более километра огромной петлей обвивала Пушкинскую площадь, и эта петля окончательно придушила уже бившийся в предсмертных конвульсиях коммунистический режим. Люди были готовы стоять по 5-6 часов на лютом морозе, в летний зной и под проливными дождями, конечно, не ради котлеты в булке, а ради того, чтобы хотя бы на несколько минут приобщиться к казавшейся им фантастической западной цивилизации. "Макдоналдс" стал ее символом в стране, огражденной "железным занавесом".
Современной молодежи, наверное, невозможно представить, до какого жалкого и несчастного состояния надо было довести народ великой державы, чтобы обычная придорожная кафешка быстрого обслуживания воспринималась им как кусочек рая. Ведь по сути "Макдоналдс" - воплощенное убожество, если оценивать его по меркам нормальных, более-менее развитых стран. Однако я лично знаю людей, которые, побывав там в 1990 году, говорили об этом с таким восторгом и придыханием, словно они оказались в волшебной сказке.
А одна девушка, моя однокурсница по Плехановскому институту, рассказывая о своем походе в "Макдоналдс", даже расплакалась, таким разительным ей показался контраст с советскими заведениями общепита, в которых она бывала многократно. Однако сам я в той очереди не стоял, а в "Мак" впервые зашел лишь через несколько лет после крушения "совка", когда никаких очередей уже не было. К тому времени американская "стекляшка" на Пушкинской стала тем, чем она и должна быть - простой и дешевой закусочной.

Так выглядела в 1990 году московская достопримечательность "петля Макдоналдса". Стрелками показано движение очереди.

Вот оно - счастье!
|
</> |
