Будущее за синтезом науки и мистики
gla dik — 12.07.2011 Никого из верующих не тревожит, что он ничего не знает о
Боге, более того, уверенность в невозможности подобного познания
считается проявлением необычайной проницательности. Между тем мы
только тогда полноценно поверим в Бога, когда хоть немного поймем,
чтó такое Бог. Мы не должны ограничиваться рассмотрением религии
как таковой и не стремиться к познанию божественного
содержания.
В давние времена, когда человеческая мысль находилась на
невысокой ступени развития, считалось, что мы можем знать только
наше отношение к Богу, но не то, чтó есть Бог, и лишь наше
отношение к Богу – та сфера, которая вообще называется религией.
Такая точка зрения сохранилась до сих пор. Этим и объясняется, что
в наши дни мы слышим только о религии и не находим исследований,
где ставится вопрос, чтó есть природа Бога, Бог в Себе Самом. Бог,
согласно этой устаревшей точке зрения, не есть предмет нашего
познания. И по мере того как считанных исследований о природе Бога
не прибавляется, все более настойчиво выдвигается требование, чтобы
человек был религиозен, но при этом не стремился бы к познанию
божественного содержания.
Поныне в философских и богословских кругах широко
распространено архаичное мнение, будто между философией и религией
непременно должна пролегать непреодолимая пропасть (правда, при
этом признают, что философы обязаны быть отчасти богословами, а
богословы обязаны быть отчасти философами). С этим мнением можно
согласиться лишь отчасти. Существование пропасти между философией и
религией одновременно и необходимо и непозволительно. Надо и нельзя
вместе. К примеру, Земля проклята Богом изначально, Земле надо
гибнуть. Однако это не значит, что Земле гибнуть можно, Земле
гибнуть нельзя. Сосредоточим же свое внимание не на том, что надо,
а на том, что нельзя.
Тот верующий, кто недоволен философией – этой мыслящей
религией, - не знает, чего хочет. Представление, согласно которому
вера и свободное философское исследование могут спокойно
сосуществовать, не затрагивая друг друга, ложно. Нет никаких
оснований полагать, что вера в содержание религии устоит, если
разум убедится в несостоятельности этого содержания. Поэтому в
былые времена Церковь была вполне последовательна и права, когда
отказалась признать, что несовершенный разум может быть
противопоставлен вере и тем не менее подчинен ей. Однако ничто не
стоит на месте, и если в далеком прошлом познание было настолько
несовершенным, что от его услуг Церковь вполне справедливо
отказывалась, то ныне оно настолько усовершенствовалось, что
способно установить подлинный мир в глубинах раздвоенного
человеческого духа.
Моя цель состоит в том, чтобы продемонстрировать, как с
помощью синтеза религии и философии можно хотя бы в самых общих
чертах познать природу Бога. К тому же опыт XX века показывает, что
наука и мистика сами по себе, в изоляции друг от друга себя
дискредитировали и что человеку в XXI веке потребуется такое
мировоззрение, которое представляло бы собой их синтез.
|
</> |