Братья Стругацкие про Андрея Тарковского
anonim_from_rus — 23.05.2024"Ну, напишу я этот сценарий, ну, примут его, и влезет в мою жизнь молодой, энергичный и непременно глупый режиссер и станет почтительно и в то же время с наглостью поучать меня, что кино имеет свой язык, что в кино главное — образы, а не слова, и непременно станет он щеголять доморощенными афоризмами, вроде: "Ни кадра на родной земле" или "Сойдет за мировоззрение"… Какое мне дело до него, до его мелких карьерных хлопот, когда мне наперед известно, что фильм получится дерьмовый и что на студийном просмотре я буду мучительно бороться с желанием встать и объявить: снимите мое имя с титров…"
Не везло братьям Стругацким с экранизациями, ни одно произведение режиссеры нормально не экранизировали, везде лезли со своим непрошенным мировоззрением.
А уж как испохабил "Пикник на обочине" Андрей Тарковский - это адище, конечно.
Из дневников Тарковского: "Прочитал только что научно-фантаст[ическую] повесть Стругацких «Пикник у обочины». Тоже можно было бы сделать лихой сценарий для кого-нибудь. (26 января 1973, с. 81)".
Сделал, ага.
Тарковского можно назвать графоманом от режиссуры, потому что он мог лишь подражать чужим идеям, опошляя и упрощая их до полной противоположности, просто доливая в чужие идеи ведрами пессимизм и скуку.
Но он ведь еще и завистливый графоман был, судя по опубликованным дневникам.
В дневниках достается Сергею Герасимову, Марку Захарову, Марлену Хуциеву, Станиславу Ростоцкому, Юлию Райзману, Глебу Панфилову, Иосифу Хейфицу, Владимиру Наумову... Если посмотреть список людей, которых автор называет завистливыми бездарностями, то в нем окажется почти весь советский кинематограф, за очень малым и далеко не всегда лучшим исключением.
Сергей Бондарчук - "Ну что за мерзавец!", "Гамлет" Козинцева - до чего же это ничтожно!"
А в театре? "Вчера был на Таганке. "Мастер и Маргарита". Ужасно. И ни одного актера".
В литературе: "Прочел Гумилева - какой бездарный и претенциозный субъект!"
Не лучше и на Западе: Дзеффирелли - чудовищно. Антониони - очень слабо, Ангелопулос - ужасно. "Гордон Крэг претенциозен и глуп". "Не нравится мне этот Джек Николсон - витрина". "Амадеус" Милоша Формана: 8 "Оскаров" - и так бездарно".
Как же Тарковский с такими качествами выплыл на поверхность? Да очень просто - он люто ненавидел свою Родину, а это хорошо оплачивалось на Западе, а потом и в перестроечной России.
А вот что писали про Тарковского вменяемые современники:
"Тарковский в частной беседе с Г Панфиловым называл оператора Рерберга говнюком.
На пару с Андреем Кончаловским он без зазрения совести использовал идею Ливанова об Андрее Рублёве.
Капризен, развратен, несдержан на язык, неблагодарен ни за что.
О чём тут можно говорить? "Гений" на чужих талантах, идеях и на Бахе?"
"Тарковский еще что-то там про тягомотину смел писал....
Уж тягомотнее его собственных фильмов трудно себе представить !
Помню, с КАКИМ предвкушением я побежал смотреть Сталкера (я тогда впервые услышал фамилию Тарковский),
и с каким недоумением я вышел из зала.... Еще подумал : а не дурак ли я? Может чего не понял - тщательнЕе нужно думать и пошел тут же взял билет на следующий сеанс.... Ушел уже через полчаса. Потом уже вспомнил, что это он же изговнякал Солярис и больше я на его фильмы не ходил никогда. Гений, говорите ? Ну-ну..."
"Вот Тарковский и есть то, что невозможно смотреть. Хуже Тарковского только Сокуров. Хуже Сокурова ничего не может быть в принципе, это уже за пределами человеческих возможностей.
Кстати, Лем, когда увидел "Солярис" Тарковского, обложил последнего чуть ли не матом. И правильно сделал".
"Про все фильмы Тарковского можно сказать что это невнятная нудятина с убогими и порой отвратительными попытками давить на эмоции. Видно что автор шизоид - живёт сугубо собственными представлениями о мире которые пытается передать средствами кинематографа, получается не очень, но "мыслеобразованцам" подобное нравится именно за муторность и невнятность. Хуже Тарковского только те, кто пытается ему подражать не имея схожих отклонений в психике".
"Заходит в бар мужик. Садится за стойку. Десять минут сидит молча. Поворачивается в сторону окна, еще десять минут сидит молча. Подзывает бармена. Смотрит ему в глаза, бармен смотрит в ответ . Это продолжается примерно полчаса. Просит стакан воды. Бармен приносит стакан. Мужик смотрит на него пять минут. Кладет голову на стол, лежит так еще двадцать минут. Погружает палец в стакан и начинает им водить туда-сюда, помешивая воду. Это длится час. После этого встает, надевает пальто и уходит, но в дверях застывает и смотрит на людей в баре еще полтора часа. Люди молча смотрят в ответ. Уходит.
А бармен и говорит:
— Тарковский - гений!"
|
</> |