
"Братья Карамазовы" 1968 (СССР), 1958 (США), 2008 (Россия)

Не кто-нибудь, а самолично Фёдор Михайлович Достоевский объяснил нам всю глубинную социологию в доступной и невероятно доходчивой форме! Дело в том, что каждый из четырёх братьев Карамазовых, если присмотреться, является носителем одной из парадигм.
* * *
"Братья Карамазовы" 1968 (СССР)
Дмитрий - безусловно, воплощение АРХАИЧНОЙ картины мира. По сути, это ДИКАРЬ. Местами в нём проявляются черты и религиозности, и модерна, и даже постмодерна, но это всего лишь ФЛУКТУАЦИИ на поверхности бурлящего, безумного архаического океана. Дмитрия легко представить бегущим за мамонтом с копьём в руке - в этой ситуации он был бы максимально органичен.

Алёша - как нетрудно заметить, носитель РЕЛИГИОЗНОГО сознания. Тут как бы и объяснять нечего.

Иван - чистой воды МОДЕРНИСТ. "Паровозы и космические ракеты сделают нас счастливыми, наука рулит, прогресс - наше всё".

Смердяков - ПОСТМОДЕРНИСТ. Не верит ни в мамонтов, ни в Бога, ни в прогресс. Не знает чего хочет. Уже и деньги не в радость, и убийство не волнует кровь. Чисто постмодернистское тотальное разочарование в жизни. Смердякова легко представить со стаканчиком кофе и смартфоном. Наш собрат. Ироничная пустышка, изо всех сил пытающаяся доказать всем посредством фоточек в инстаграме, что "у меня всё отлично и я прекрасно существую БЕЗ смысла жизни".

Кого, исходя из этого, символизирует их отец?
Ну уж конечно не Бога, а, скорее, ПРИРОДУ. То есть ещё ДОархаический этап. Тёмное бессознательное, ещё более хаотическое, чем архаичный Дмитрий.

* * *
И смотрите, что происходит в итоге.
Отца убивает Смердяков, то есть постмодернист.
Страдает от случившегося больше всего Иван, человек модерна.
А наказание за убийство несёт архаик Дмитрий.
Есть над чем подумать.
* * *
Ну и по традиции - те же герои из двух других (надо сказать, одинаково слабых) экранизаций - американской 1958-го и российской 2008 года.
"Братья Карамазовы" 2008 (Россия)
Дмитрий (архаика)

Алёша (религия)

Иван (модерн)

Смердяков (постмодерн)

Отец (изначальный бессознательный хаос)

* * *
"Братья Карамазовы" 1958 (США)
Дмитрий (архаика)

Алёша (религия)

Иван (модерн)

Смердяков (постмодерн)

Отец (изначальный бессознательный хаос)

Вы эти две версии не смотрите; смотрите ту, что в начале поста, советскую, с Ульяновым, Мягковым и Лавровым; она на три порядка круче, горячо её вам советую.
* * *
Ещё чутка классики: "Идиот", "Преступление и наказание", "Анна Каренина", "Фауст".
|
</> |
