Босиком через Пространства

Все двери открываются в снах.
"...будто я проснулся в дядином доме, в пустой деревянной комнате, звонкой, как внутренность гитары. И понял, что пришло хорошее утро.
Утро и в самом деле было славное. Весело ссорились воробьи, и чириканье их громко отдавалось в комнате. Часто вскрикивали автомобили. В большом городе такого не услышишь.
Я и раньше знал, что дядин дом стоит у крепостного холма, но не думал, что так близко. Окно смотрело прямо в заросший откос. Он был щедро усыпан цветами одуванчиков. Неба я не видел, но одуванчики горели так ярко, что было ясно: солнце светит вовсю.
Я машинально потянулся за одеждой. На спинке скрипучего стула оказались старенькие синие шорты и клетчатая рубашка. Я таких у себя не помнил, но было все равно. Оделся. Заметил, что рубашка чуть маловата и одна пуговица болтается на длинной нитке.
Потом я распахнул окно. Зеленый с желтой россыпью откос как бы качнулся мне навстречу. Я встал на подоконник и прыгнул в утро, полное травы и солнца."
Наше Сознание похоже на волновой пакет (термин из теории волн, физика). Пока мы бодрствуем здесь, в соседних мирах наше Сознание замирает. Засыпая, мы легко преодолеваем границу пространств, на миг совмещая узел волнового пакета с границей. Там, где узел, нас нет - это точка с нулевой энергией, пучности волны находятся здесь и там, а границы Пространств - прозрачны. В таком состоянии любой предмет, любое Сознание свободно проскользнёт в иной мир, им не требуется никакой энергии, никаких усилий. Достаточно лишь совместить узел своего существа с границей пространств.
Наяву мало кому удасться этого достигнуть. Ведь чтобы заставить Сознание в некоторой точке ЗАмереть до нуля, нужно, практически, перестать в ней быть, перестать её ощущать. Только состояние на границе сна и яви даёт такую возможность.
Теоретически, таким образом можно "туннелировать" и материальные предметы. Вот только нужно совместить их "волновой узел" с границей пространства. Как минимум, для этого необходимо почувствовать предмет, как нечто такого же типа, как и Сознание.
Однажды Сознание запоминает приёмы, необходимые для проникновения. И начинает делать это чаще и полнее. Что значит полнее? Обычный сон - это только кусочек нашего Сознания, небольшая часть волнового пакета. Один из узлов его замирает на границе пространств, бОльшая часть находится здесь, с материальным телом, меньшая - ТАМ.
Если нам понравится бывать ТАМ, если нас тянет туда сильнее и чаще - рано или поздно случится так, что Сознание полностью пересечёт границу. Состояния возможны самые разные. От коротких видений, случайных микропереходов наяву - до безвозвратного исчезновения здесь.
Проводники и Лоцманы.
Как правило, начинается всё с того, что похожие области соседних пространств оказываются близко друг к другу, и мы тоже оказываемся в нужное время в нужном месте. То есть, в момент засыпания в нашем Сознании "под рукой" оказывается подходящий индуктор, образ, который приведёт Сознание в состояние, оптимальное для перехода. С одной стороны, в момент засыпания происходит максимальное освобождение от внешних рецепторов, мозг получает минимальное количество сигналов, привязанных к материальному миру. Сознание "поджимается", его волновой пакет становится Уже, его граничные пучности - больше. Вот граница пространства оказалась совсем рядом с первым узлом... Что должно случиться, чтобы первая пучность пакета перешла на "ту сторону"?
Во-первых, и в главных, её туда ЧТО-ТО должно притянуть. Во-вторых, области пространств должны быть похожими "до смешения".
Путь в иное пространство начинается чаще всего двумя способами. Внезапное, неожиданное, невольное пересечение границы. И - постепенный переход.
Первый вариант чаще всего - результат случайности, но случайности - подготовленной. То есть, Сознание просто часто бывает в на "границе". И вот, рано или поздно, там, по ту сторону, что-то происходит...
А теперь обратимся к "эффекту маятников".
Если на туго натянутой нити подвесить несколько маятников и раскачать один из них - вскоре начнут качаться и другие, если их резонансные частоты близки к частоте первого.
Энергия от первого маятника неуловимо для наблюдателя перекачивается к другим маятникам.
Представим теперь, что вместо маятников - у границ пространств два похожих Сознания, в похожем состоянии.
С высокой степени вероятности в момент засыпания "эффект маятника" перетащит одно Сознание через границу.
Чем раньше в детстве Сознание научится оперировать с границами пространств, тем лучше у него это будет получаться. И здесь отчётливо прослеживается возрастной оптимум. В слишком раннем возрасте дети "скользят" по пространствам свободно, мало отдавая себе отчёт в том, что с ними происходит. Почему они все поголовно не "улетают" туда, не теряются в соседних мирах - я не знаю. Зато хорошо знаю, почему с возрастом такое становится всё более сложным. Даже если человек отчаянно желает. Связи с телом, с материальным миром, пусть неосознанные, становятся многократно сильнее, они пронизывают всё существо, каждая крошечная мелочь, каждое незначительное ощущение крепко сидит в памяти - и "держит". Одно дело - воспроизвести похожую область пространства для пятилетнего малыша - другое - для многоопытного сорокалетнего дядьки.
"Над стадионом повисла тишина — стеклянная, звонкая. В ней прятались тайны и стрекотали кузнечики. Кузнечиков было множество. Они прыскали во вес стороны, когда Алешка раздвигал ногами шелковистую траву.
Алешка перешел поле, отыскал в заборе дыру и оказался на улице Полярных Капитанов."
Люди, научившиеся осознанно работать с пространствами, не ждут случайных совпадений. Вначале они ИЩУТ необходимые им области ПЕРЕХОДА.
Высшая ступень - когда работающие с пространством люди, используя эффекты резонансов и туннелирования ограниченных частей Сознания наяву, сами СОЗДАЮТ в соседнем пространстве необходимые условия для перехода.
Посмотрим, как это происходит в первом случае.
Человек идёт по тропинке. Тропинкой может быть не только узенькая натоптанная ленточка в траве. Это может быть река, дорога, любой Путь, где происходит чередование некоторых декораций.
Во-первых, роль тропинки - введение в особое состояние. Сознание "собирается" для прыжка. Для путника нет ничего в этом мире, кроме его собственного "я" внутри - и этой вот тропинки - снаружи. Всего остального - НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Сознание сконцентрировано на важном и свободно от ненужных связей. Отсекается вся, временно "ненужная", мешающая память.
А тропинка - что тропинка, наверняка похожая тропинка есть в соседних мирах...
И вот - в какой-то ОСОБЕННЫЙ момент очередная декорация оказывается... местом, "где сходятся рельсы".
"Закат сиял впереди, а над ним громоздилась резкая темнота, словно вечернюю зарю придавили черные тучи. Но это были не тучи, потому что в темноте сияли звезды. Они все еще двигались, но уже тише. Линия, которая шла справа от нас, делалась все ближе. Вдоль нее изредка мелькали фонарики. Наконец мы увидели, что рельсы этой линии побежали совсем рядом. Вот-вот пересекутся и сольются с нашими.
...
Сумерки подступили к нам вплотную, а закат сделался еще ярче. Рельсы засветились. Они были очень прямые и убегали в дальнюю даль. Мы приехали в бесконечность, где соединились параллельные линии от Старогорска и Колыча, а отсюда колея уходила еще дальше. Ну и правильно. Ведь у бесконечности нет ни конца ни края! И может быть, эти две стальные нити потом тоже соединяются в одну? И пойдет сквозь Галактику тонкий сверкающий монорельс...
Я смотрел вдоль убегающей под закат линии, и опять зазвенела в тишине Янкина музыка рельсов. Ее слушали головки высокой травы, которые четко рисовались на желто-розовом горизонте. И казалось, что рельсы сливаются не так уж далеко от нас.
...
Пахнущая полынью бесконечность, в которой начали потрескивать кузнечики, обнимала нас. И то, что сказал Глеб, не показалось мне странным.
...
Я опять посмотрел вдаль, куда собрался шагать Глеб. Закат бледнел, рельсы угасали. Мне показалось, что на горизонте из-за темных трав встали какие-то тени, будто очертания странного города. Но, наверно, это поднимался туман."
Я рассмеюсь в лицо тому, кто скажет, будто Крапивин мог "подсмотреть" эффект смены декораций" в коммерческом амберском цикле Желязны. Там речь идёт о чём-то похожем внешне, но грубом, топорном. Там Сознания полубожков орудуют над пространствами силой (а куда её девать), им не требуется тонкая перестройка и резонанс. Конечно, то, что творят амберцы, на самом деле невозможно - но задача писателя была - показать это максимально доступно и "без лирики".
Я тоже помню сны с постепенным переходом. Даже писал когда-то о них в Голубятне (кажется). А может, это было где-то в другом пространстве, где Крапивин-ру до сих пор остаётся Голубятней... Чаще всего мне снилась улица. Моя родная улица, которую я знал с самого раннего детства. Если идти по ней, там за поворотом, покажутся совсем другие дома, старинные, двухэтажные, из красного кирпича...
...Между прочим, совсем не обязательно, чтобы "декорации" менялись плавно. В близких друг к другу областях пространств антураж часто остаётся привычным нам. Но вот, то тут, то там происходят характерные искажённые "всплески", результат наложения двух миров:
"Мы пересекли зал и оказались у дверцы - она вела в комнатку, где хранились мячи, стойки для прыжков, кольца, спортивные маты. В эту же каморку наш физрук Василий Антонович отправлял иногда наиболее расходившихся на уроке мальчишек - "подумать и успокоить нервы". Нам нравилось сидеть в полумраке и развлекаться потихоньку случайно найденными интересными штуками: ракетками, гантелями, деревянными гранатами и плетеными мячиками для хоккея.
Однажды за старыми матами я отыскал заржавленную рапиру...
Сейчас за дверцей была не каморка, а длинный, освещенный пыльной лампочкой коридор. Маты сплошными штабелями лежали у кирпичных стен, их хватило бы на тысячу школ. Между ними оставался лишь узкий проход, да и то не совсем свободный: кое-где почти до пола свешивались с потолка толстые канаты и рваные волейбольные сетки. Конец коридора терялся в сумраке.
- Надо пробираться, - сказал Валерка.
- Давай.
Он скользнул вперед. Я прикрыл за собой дверь и двинулся следом...
Мы шли удивительно долго. В пыли и полутьме. Редкие лампочки лишь едва светились в паутине. Веревки и обрывки сеток цеплялись за руки и за ноги, а особенно за Валеркин налокотник. Один раз оказалось, что тяжелые кожаные маты почти завалили проход, и пришлось пробираться под ними ползком.
Когда мне стало казаться, что мы провели в этом коридоре полжизни, он уперся в стену из очень крупных и неровных кирпичей. Здесь было попросторнее, и горела лампочка поярче.
В стене был узкий неровный пролом.
- Пришли, - прошептал Валерка. - Сейчас пролезем - и все.
- Мне не пролезть, - уверенно сказал я.
Дыра выглядела слишком маленькой.
Валерка улыбнулся:
- Пролезешь.
И вдруг я понял, что он прав. Лаз в стене был в самую пору для моих мальчишечьих плеч!"
И наконец - мы полностью оказались ТАМ...
Дэни был первым Проводником в книгах Крапивина.
Позже он приближается к мастерству Лоцмана, правда, не самостоятельно, а с помощью магии Лабиринта...
(И опять - Лабиринт! И опять - я ни чуточки не верю в сговор между между двумя титанами пространственной магии. Значит - дело в другом. Лабиринт - это сплетение всех Дорог. Место, где концентрируются различные, порою несовместимые в обычном месте области пространств. Место, где неважно - взрослый ты или ребёнок - ты всё равно НАЙДЁШЬ нужный тебе резонанс. Место пересечения Граней. Место, где кипит энергия и парят Галактики, размером с бабочку...)
"Сашка повернулся к речке спиной и жестом дирижера, начинающего
симфонию... рассек зеленый берег.
Да, в травянистом склоне появилась темная щель!
-- Игорь Петрович, идемте! Скорее, пока не закрылась!
-- В Подгорье? -- с пониманием спросил я.
-- Нет, что вы... -- И потянул меня за обшлаг.
Мы прошли между сырых земляных стен, оказались в бетонном помещении,
а оттуда коридор привел нас в подземный вокзал."
А вот здесь мы уже видим "дирижёра пространств". Рассказ об этом нужно вести отдельно, в следующий раз...
|
</> |