Борт RA-26085: аудиофайлы
filibuster60 — 18.07.2021 в продолжение тем:этой, этой, этой, этой, этой и этой; вернее, тема-то одна, а вот...На третий (кажись) день после катастрофы паланского Ан-26 в интернете появился аудиофайл с, как там оно преподносится, откровениями диспетчеров КДП Паланы:
Буквами: «Всё было спокойно, ровно. Всё хорошо было. На команды он не реагировал. Говорили ему: «В море не снижайся», а он всё равно в море снижался. Сразу ему рекомендовали заход с хорошей стороны, с хорошими условиями, а он собрался в море снижаться, где не было ни видимости, а туман и облака. Кого они, бля, слушают? Никогда не слушают экипа... диспетчера, пока выпендриваются, а как случится чё-нить – диспетчер чур крайний... Он изначально выбрал схему захода такую... подхода... что он будет заходить в плохие погодные условия. И было ему рекомендовано три раза: не снижаться в море и выполнять заход с хорошими погодными условиями. Он их игнорировал. Как всегда, они всё знают. Точно так же, как с Ан-28 в 12-м году. Не знаю, куда они там зарулили, бля. Наверно, что-то заплутили они там... Штурман пеленг принимал, спокойно реагировал, видимо, он командиру там всё передавал, а командир сказал: отвалите, я всё вижу, всё знаю. И на приборы никто не смотрел – сидели, в окошки глядели и искали землю, воду, а их сдуло. Они искали речку Палану, чтобы как-то привязаться к местности, а ветер был сильный, 7 метров, юго-запад дул. И получается, ему в правое крыло дуло, а на приборы никто не смотрел. Их сдуло, и всё, и не доехали до заданной своей точки... Нету такого, что мы можем заставлять их что-то там делать. Мы можем только рекомендовать. Не можем вмешиваться в евошные движения. Потому можем только рекомендовать... Мы били тревогу, начали его искать. Подключили самолёты, рядом которые были, чтоб они его там покричали... Низко над водой спрятался от нас по береговой линии – у нас по береговой линии сопки идут, он за ними спрятался там, ушёл, пускай на удалении 9-10 километров, может быть, ещё и дальше был. Ну и всё, мы его уже не слышали, потому что у нас радиотехнические средства установлены так, что в горном аэродроме чуть за горку спрятался – и всё».
Днём позже появился аудиофайл записи переговоров борта RA-26085 с КДП (радиопозывной "Палана-вышка"):
Буквами:
КДП: 26085, эшелон перехода 80, давление 757, контрольная высота 2417; полоса сухая, коэффициент сцепления 0,6, по курсу посадки возможен пролёт птиц.
Борт: 085. Принял.
...
Борт: Палана-вышка – 26085. От основного перехода давление 757 установил, снижаюсь на привод 1200.
КДП: 26085, приняла, разрешаю снижение.
...
КДП: 26085, дайте нажатие.
Борт: Даю нажатие, 26085.
КДП: 26085, прямой 210.
Борт: Принял.
...
Борт: 26085. Привод, захожу в 1200.
КДП: 26085, работайте по схеме 1-альфа, высоту 800 доложить.
Борт: 1-альфа, 800 доложу. 085.
...
Борт: 28085. 800 метров.
КДП: 26085, прямой 340.
Борт: Принял 340. 085. Снижаюсь 600.
...
КДП: 26085, дайте нажатие.
Борт: 085. Даю нажатие.
КДП: 26085, прямой 320.
Борт: 320 принял. Удаление 9. 085.
...
КДП: 26085, во сколько считаете посадку? ...
КДП: 26085...
КДП: 26085 – Палана-вышка...
КДП: 26085 – Палана-вышка...
И сразу возникают вопросы.
1. Что значит "говорили ему - в море не снижайся"? Существует схема, согласно которой с эшелона перехода проход ОПРС, правый круг над аэродромом до высоты 1200, снова проход ОПРС, а затем построение захода на посадку левыми разворотами над морем (то есть снижение с 1200 до 400), без разницы на какую полосу, 11 или 29. КДП призывал борт плюнуть на схему и испровизировать в сложных метеоусловиях?
2. "Рекомендовали заход с хорошими условиями..." Где рекомендовали? В каком месте радиопереговоров это можно послушать?
3. "Он изначально выбрал схему заход такую..." Какую? Схема захода одна.
4. "Было ему рекомендовано три раза..." Из радиопереговоров "три раза" не усматривается.
5. "Точно так же, как с Ан-28 в 2012 году..." А каким боком тут Ан-28 в 2012 году? Всё совсем по-другому. Ах, в том, что указания КДП игнорировались? А какие именно указания?
6. "А их сдуло..." Ага, стало быть был сильный ветер, и никак не 7 м/с, отмеченный метеослужбой на полосе. А что ж не сказали борту про заведомо сильный ветер над морем, выходящий за рамки метеопрогноза? Или мы умны постфактум? Где точные указания борту по метео в районе (если они и в самом деле были известны), где конкретные предостережения? Где предписания, на какую полосу заходить и квитанции от борта? Всё, что сказала диспетчер, - это давление на полосе, ветер 7 м/с, и возможные птицы. А позже назвала схему "один-альфа", то есть посадку через ОПРС, по которой и так уже шёл борт, и назвала её - когда? - уже при проходе ОПРС. Смотрим схему. По ней после ОПРС с высоты 1200 прямиком в море со снижением, и там сдвоенный разворот - либо на посадочную прямую (полоса 11), либо на прохождение над полосой и правым разворотом на полосу 29. Ну? И что не так?
7. "Нету такого, что мы можем заставлять их что-то там делать. Мы можем только рекомендовать. Не можем вмешиваться в евошные движения. Потому можем только рекомендовать..." А это правда говорит профессиональный авиадиспетчер? Где-то мне попадалась фраза со словами "команды диспетчера". В одном главном руководящем документе. Кто напомнит в каком? На самом же деле было: "26085, приняла, разрешаю снижение". "РАЗРЕШАЮ". Или "не разрешаю". Но это уже не рекомендация, это именно команда.
8. "Мы били тревогу, начали его искать. Подключили самолёты, рядом которые были, чтоб они его там покричали..." Интересно, сколько было в воздухе бортов, пролетающих в тот момент мимо Паланы на дальности действия УКВ-передетчика "Паланы-вышки".
9. "Низко над водой спрятался от нас по береговой линии – у нас по береговой линии сопки идут, он за ними спрятался там, ушёл, пускай на удалении 9-10 километров, может быть, ещё и дальше был. Ну и всё, мы его уже не слышали, потому что у нас радиотехнические средства установлены так, что в горном аэродроме чуть за горку спрятался – и всё". Что ж, проверяем графическим методом, рисуем всё в масштабе. И получается, что для береговой гряды высотой 250 м при высоте борта 600 м прямая радиовидимость 6 км, при высоте 800 – 8 км; для гряды высотой 150 м при высоте 600 м – 11,5 км, при высоте 800 м – 14,5 км. Это если считать, что гряда сплошная, без ложбинок. К тому же для частоты 128 и 129 МГц, на которых работает КДП Паланы, горы не являются такой уж сплошной преградой, это не гигагерцовый диапазон, интерференция рулит. И на азимуте 320 через эту гряду диспетчер при удалении 9 таки борт слышала и пеленг взяла. Разве что совсем уж под берегом, где хитрый борт, желающий обмануть диспетчера, лукаво "прячется" в радиотени (кстати, а зачем?). И: между прочим, при укороченном и упрощённом заходе "не по схеме", на который упирают некоторые критики действий лётчиков, летающих "по личному жипиэсу" напрямую (то есть где-то от Пятибратки сразу к 4-му развороту), борт вообще должен быть всегда на прямой связи. Требуй нажатие и фиксируй прямые пеленга, и всё это на магнитофон.
10. Файл радиопереговоров порезанный. Если это действительно он, а не студийный спектакль. Начало-то уж точно отрезано. Вырезаны паузы. Нет никакой уверенности, что не вырезано что-то ещё. Например, пресловутое тройное предупреждение, точное согласование полосы посадки, причины "не снижаться в море" и т.п.
12. Сетующий диспетчер говорит мужским голосом, а радиопереговоры с бортом вела женщина. Нам должно допустить, что на КДП было минимум два диспетчера, поэтому вопрос на эту тему можно пока снять.
11. И вообще, как этот файл оказался в общем доступе? Он должен быль быть изъят под протокол, засунут в коробку, опечатан и с сопровождающим отправлен в Москву. Кто его упёр и на каком этапе? Как такое вообще могло произойти?
Суть первого файла (откровения диспетчера): лётчики недисциплинированные, летают как хотят, всё из-за них, а мы правильные, мы им всё говорили и т.п.
Суть второго файла (радиопереговоры): подтверждение сути первого файла.
Вопрос: кто создал эти файлы в таком виде и запустил их в интернет? При этом вопрос "для чего?" уже представляется излишним. Файлы-полуфейки, формирующие общественное мнение: во всём виноват экипаж, и только экипаж. XXI век, ничего нового, ничего удивительного. А про общественное мнение ещё Гюстав Ле Бон чёрт те когда писал в книжке "Психология толпы".
|
</> |