Борхес о Паскале. Чего он не нашёл в Писании?

топ 100 блогов antimantikora25.08.2025

Некоторые размышления, не для всех. Прочёл маленькое эссе: 

Хорхе Луис Борхес. «Паскаль» / Перевод Б. Дубина / Из книги «Новые расследования» («Otras inquisiciones») 1952.

Эта крохотная заметка Борхеса содержит бездну гениальных идей. Я вынужден согласиться с каждым предложением Борхеса, ещё не прочтя его. Вероятно, причина в том, что здесь перемножены гений Паскаля и гений Борхеса. Приведу его полностью, с примечаниями.

ПАСКАЛЬ (ПОЛНЫЙ ТЕКСТ)

По словам моих друзей, мысли Паскаля будят в них мысль. Разумеется, нет такой вещи на свете, которая бы не могла стать толчком для мысли; однако мне эти врезающиеся в память осколки никогда не представлялись решением каких бы то ни было проблем, мнимых или подлинных. Мне они представлялись предикатами Паскаля как субъекта — своего рода чертами или свойствами Паскаля. И так же, как формула «quintessence of dust»[1] помогает понять не людей вообще, а принца Гамлета, формула «мыслящая тростинка»[2] помогает понять не людей вообще, а одного человека — Паскаля.

Кажется, Валери обвиняет Паскаля в намеренной драматизации. И верно, из его книги встает не образ учения или диалектического метода, а фигура поэта, затерянного во времени и пространстве. Во времени, поскольку будущее и прошлое бесконечны, а значит, не существует никакого «сейчас»; в пространстве, поскольку всё равноудалено от бесконечно большого и от бесконечно малого, а значит, не существует никакого «здесь». Паскаль презрительно отзывается о «взглядах Коперника», однако в написанном им самим чувствуется головокружение богослова, который вырван из мира «Альмагеста» и заброшен в мир Кеплера и Джордано Бруно. Универсум Паскаля — тот же, что у Лукреция (и Спенсера), но бесконечность, опьянявшая римлянина, пугает француза. Верно и другое: Паскаль ищет Бога, Лукреций предлагает освободить нас от страха перед богами.

Паскаль, как уверяют, Бога нашёл. И всё-таки сознание этого счастья красноречиво у него куда меньше, чем сознание своего одиночества. Вот где ему нет равных, — достаточно напомнить знаменитый фрагмент 207 по изданию Бруншвига («Сколько царств о нас и не ведает!») и другой, за ним следующий, где Паскаль говорит о «бесконечной протяжённости пространств, мне неведомых и не ведающих обо мне». Ёмкое слово «царства» и завершающий презрительный глагол производят ощущение почти физическое; однажды мне пришло в голову, не восходит ли это восклицание к Библии. Помню, что перерыл Писание, но не нашёл места, которое искал и которого, скорей всего, не было, но нашёл полную ему противоположность с устрашающими словами о человеке, чувствующим себя до мозга костей нагим под бдительным оком Бога. Апостол говорит (1 Кор 13:12): «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».

Ещё один пример — из фрагмента 72. Во втором абзаце Паскаль утверждает, что природа (пространство) это «бесконечная сфера, центр которой везде, окружность — нигде». Эту сферу Паскаль мог найти у Рабле (III, 13), который приписывает ее Гермесу Трисмегисту, или в полном символов «Roman de la Rose»[3], куда она попала, видимо, от Платона. Это несущественно; важно, что метафора, использованная Паскалем для обозначения пространства, употреблялась его предшественниками (и сэром Томасом Брауном в его «Religio Medici»4 для обозначения божества[5]. Паскаля поражает величие не Творца, а Творения.

Когда Паскаль находит бессмертные слова для разлада и нищеты («On mourra seul»[6]), он — одна из самых волнующих фигур европейской истории; когда вносит в апологетику математическое исчисление вероятностей, он — одна из самых её бессодержательных и легкомысленных фигур. Он — не мистик; он — из тех разоблачённых Сведенборгом христиан, которые считают рай наградой, а преисподнюю — наказанием и, привыкнув к меланхолическим размышлениям, не умеют разговаривать с ангелами[7]. Им не так важен Бог, как опровержение его врагов.

Настоящее издание[8] намеревалось с помощью сложной системы типографских значков передать «незавершённость, непричёсанность и путаницу» рукописи; с этой задачей оно, как легко убедиться, блестяще справилось. Примечания, напротив, неудовлетворительны. Так, на странице 71 первого тома дан фрагмент, где Паскаль в семи параграфах развивает известное космологическое доказательство Аквината и Лейбница; публикатор его не опознаёт и замечает: «Вероятно, автор обращается здесь к неверующим».

Под некоторыми текстами публикатор приводит параллельные места из Монтеня или Священного Писания; круг источников можно расширить. Для иллюстрации «пари» стоило бы привести тексты Арнобия, Сирмона и Альгазеля, которые указывает Асин Паласьос («Следы ислама», Мадрид, 1941); для иллюстрации фрагмента против живописи — пассаж из десятой книги «Государства», где говорится, что Бог создал архетип стола, плотник — подобие архетипа, а живописец — подобие подобия; для иллюстрации 72 фрагмента («Je lui veux peindre l'immensite... dans l'enceinte de ce raccourci d'atome...»[9]) — его предвосхищение в понятии микрокосма, у Лейбница («Монадология», 67) и Гюго («La chauve-souris»[10]):

Le moindre grain de sable est im globe qui roule

Trainant comme la terre une lugubre foule

Qui s'abhorre et s'acharme...[11]

Демокрит полагал, что в бесконечности повторяются те же миры, где те же люди неукоснительно повторяют те же судьбы. Паскаль (на которого могли, кроме прочего, повлиять слова Анаксагора о том, что любая вещь заключает в себе весь мир) включил в каждый из этих миров множество ему подобных: теперь любой атом пространства содержал в себе вселенную, а любая вселенная представляла собой атом. Логично предположить (хоть об этом и не сказано), что Паскаль увидел, как до бесконечности умножается в этих мирах.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Квинтэссенция праха (англ.).

2. «Мысли» Паскаля здесь и далее в этом эссе цитируются в переводах Ю. Гинзбург.

3. «Роман о Розе» (франц.).

4. «Вероисповедание врачевателя» (лат.)

5. Насколько помню, конусообразных, кубических и пирамидальных богов в истории не зафиксировано, хотя идолы подобные существуют. Напротив, шар представляет собой идеальную форму и подходит божеству (Цицерон, «О природе богов», II, 17). Бог сферичен для Ксенофана и для поэта Парменида. По свидетельству некоторых историков, Эмпедокл (фрагмент 28) и Мелисс считали его бесконечной сферой. Ориген полагал, что умершие воскреснут в виде сферы, Фехнер («Сравнительная анатомия ангела») приписывал эту форму — форму органа зрения — ангелам. До Паскаля сентенцию Трисмегиста отнес к материальному миру известный пантеист Джордано Бруно («О причине», V).

6. Умирают в одиночку (франц.).

7. «О рае и аде», 535. Для Сведенборга, как и для Бёме («Шесть теософских положений», 9,34), рай и ад — это состояния, которые человек ищет по собственной воле, а не органы наказания либо помилования. Ср. также у Бернарда Шоу («Человек и сверхчеловек», III).

8. Подготовленное Захарией Турнером (Париж, 1942).

9. Я хочу показать ему здесь другую бездну... внутри этого мельчайшего атома (франц.).

10. Нетопырь (франц.).

11. Мельчайшая песчинка — это целый шар, который вращается, / Увлекая за собой, как земля, угрюмую толпу / Ненавидящих и зачарованных (франц.).

СФЕРА ПАСКАЛЯ И СФЕРОЛОГИЯ

Также надо прочесть эссе Борхеса «Сфера Паскаля». http://vzms.org/borhes-pascal.htm

Эти краткие тексты Борхеса не менее питательны для размышлений, чем трёхтомная «Сферология» Петерa Слотердайкa. 

БЕСКОНЕЧНОСТЬ НЕВЕДЕНИЯ

Я выделил место, где Борхес пытается найти в Писании нечто, созвучное «бесконечной протяжённости пространств, мне неведомых и не ведающих обо мне» — у Паскаля. Борхес (бывший католик) не нашёл, а я (бывший комсомолец) вспомнил кое-что подходящее. Это самый финал Четвероевангелия, последние строки. В них — величайшая мудрость. Вероятно, это самая глубокая формула гносеологии.

Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь (Ин.21:25).

Sunt autem et alia multa, quae fecit Iesus; quae, si scribantur per singula, nec ipsum arbitror mundum capere eos, qui scribendi sunt, libros (John.21:25).

Написано как будто совершенно про другое. Но Борхес хотел найти именно этот смысл. 

Здесь Иоанн с непревзойдённым лаконизмом выразил то, как бесконечен текст вселенной и тексты о вселенной, и что бесконечность Бога превосходит безграничность мироздания. 

И что в этом Евангелии есть кое-что про тебя, читатель, поскольку Иоанн написал это специально для тебя, разбавив сухое повествование своей улыбкой. 

И что концепция бесконечности стала ясна только после того, как возникла точка отсчёта, осевое время Anno Domini, которое делит хронос широкими шагами — столетий, пятисотлетий и тысячелетий. И заставляет хронос пульсировать и развиваться, подготавливать свершения и события к очередному юбилею. И только после этого становится видна бесконечность прошлого и будущего, которые смыкаются в точке сингулярности, что только подчёркивает грандиозность этих векторов. 

Вектор времени виден во всём Четвероевангелии: и в чёткой последовательности событий, и в том, что там приведено родословие. Это, вероятно, был первый нарратив, где так чётко проработаны хронос и хронотоп для общего сценария и мизансцен. И он запустил новый маховик циклического времени, подминающий под себя все языческие спирали, которые якобы цикличны, а на самом деле — блуждают по историческому хроносу.


АРХЕТИП СТОЛА

При прослушивании многих философов начинает раздражать, что они постоянно приводят один и тот же пример — стол. Вот стол! Причём лекторы приводят этот пример плохо, не опираясь на собственный стол (который всегда разный), и не философствуя на ходу. 

Философы должны думать головой, но у них какой-то культ стола. Стол! Надо бы думать о духовной пище, а они указывают на стол, подчёркивая, кстати, его ненакрытость. Философам нужно установить памятник, монумент «стол». Полагаю, такой уже есть, и не один. Есть и памятник «стул», причём во всех смыслах. 

Так почему же стол так застрял среди ценностей философов-любомудров? Борхес раскрывает мне глаза: по преданию, отец Иисуса — плотник, стол — творение столяра. Да и плотник может сделать стол, и кафедру. Философия, которую твердят на кафедре, возникла в русле иезуитского мышления. Это порождение учения сына (а следовательно, и отца) Га-Ноцри, которое было приумножено миллионами теологических, иезуитских умов. 

Сколько бы ни поминали наши философы Платона и Аристотеля, они мыслят и разговаривают не как античные перипатетики — которые и за столом-то не сидели. Которые бродили по оливковым рощам и пляжам, и кушали полулёжа. Они (то есть мы) живут и рассуждают за столом — как затворники Общества Иисуса, в своих кельях. Где без стола, конечно, не обойтись. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
От этого праздника, пожалуй, остались только блины. Но ведь в принципе их можно испечь когда угодно. А ведь была Широкая Масленица - с четверга по вокресенье (до четверга называлась узкой, но тоже с блинами и гуляньями). Самое весёлое время в году. Теперь ...
Здравствуйте! Это мой первый день в этом сообществе. И сегодня 22 декабря 2013 года, воскресенье. Меня зовут Лера и мне 16. Хочу показать вам день рождения моей младшей сестренки, которую я очень люблю. Под катом 21 фото Воскресенье. Казалось бы, можно выспаться, но сегодня ...
Не понимаю, о каком ультиматуме Трампа Путину постоянно говорят на нашем телевидении. Лично я никакого ультиматума не слышал. Трамп просто отсрочил на 50 дней СВОЁ решение по украинскому вопросу. Это он себе дал срок, а не России. *** Вот интересно, если я знал основных лоббистов ...
За Максимом я слежу очень давно и вот буквально вчера Максим выпустил очередной ролик, в котором совершил каминг аут. Подводя итоги года Максим разоткровенничался, да так, что по моему мнению наговорил много лишнего, хотя нужно отдать ему должное, не каждый отважится на такой ...
Просто огнище. Ирландец сфоткался с сегодняшним "террористом", угнавшим самолет EgyptAir на Кипр https://rufabula.com/photo/2016/03/29/selfie ИДИОТЫ)))) ...