Больше закатов, хороших и разных

топ 100 блогов mr_binks22.01.2022 Больше закатов, хороших и разных
Закат в Риме

Побеседуем о вечном: о падении Римской империи.

Чем примечательны труды о гибели Рима? Тем, что, не сказав почти ничего о причинах заката древней цивилизации, они говорят многое о своих авторах. Точнее, о проблемах, их волновавших. По мнению исследователей, писавших в различные эпохи, Рим губило:
- распространение христианства - оно будоражило умы авторов Просвещения
- нарушение расовой чистоты - на этих вопросах были повернуты в эпоху Империализма
- общее падение нравов – сим озабочены представители старших поколений в любую пору.

Нечто новое высказал французский историк Андрэ Пиганьол, получивший известность после Второй мировой. Если большинство авторов видят в коллапсе Рима проявление внутренних пороков (дуб прогнил изнутри), то данный исследователь полагал, что дуб был срублен. Высококультурная романская цивилизация поддалась напору германских варваров, уступавших ей во всем, кроме умения воевать. По его собственному утверждению, Пиганьол пришел к этому выводу, наблюдая колонны германских войск, входящих в Париж в 1940-ом.

Закат Империи волнует и наших современников. Не так давно ролик на данную тему снял ув. Больше закатов, хороших и разных fvl1_01, сделав упор на Адрианопольской битве 378-го года. Как и следует ожидать от жителя современной России, при анализе причин краха Рима ув. Федор Лисицин во главу угла поставил коррупцию.

Я бы не стал писать это пост, если бы не наткнулся на выступление известного итальянского профессора Алессандро Барберо, тоже высказавшегося о падении Империи, и тоже - подобно моему взаимному френду – сосредоточившемуся на событиях 378-го года. Как и следует оживать от жителя Евросоюза, повествуя о кризисе Рима, профессор делает упор на проблеме приема беженцев.

Карьера Алессанбро Барберо не так успешна, как у цитируемых нами ранее Мюнклера и Крумайха. С 1998-го года он возглавляет кафедру истории в Университете Восточного Пьемонта, с 2010-го является членом одной почтенной ассоциации, изучающей прошлое территорий, некогда входивших в Сардинское королевство. Несколько лет назад Барберо начал снимать исторические ролики для Youtube, что принесло ему национальную известность.

Профессор придерживается левых взглядов и в молодости состоял в Итальянской коммунистической партии. Между прочим, он знает русский язык и даже снял ролик, посвященный Анне Ахматове, где цитировал ее поэзию в оригинале.

РИМ В IV ВЕКЕ
Сразу замечу: итальянцы – это не немцы. Не ждите от жителя Апеннин тевтонского занудства и аптекарской точности формулировок. Ждите позерства и ярких метафор.
Профессор начал с того, что охарактеризовал Империю 4-го столетия как сталинскую диктатуру. Вероятно, он имел в виду общий информационный фон. По несколько раз в год в каждом городе необъятной державы проходили выступления ораторов, славивших Кесаря. Граждане твердо усваивали, что живут под лучшим правлением в истории, превосходящем даже правление предшественника, каковое, в свою очередь, по уровню благодеяния тоже являлось беспрецедентным.
Занятие политикой – на имперском уровне, не на муниципальном – было сопряжено с риском для жизни. Оплошные придворные то и дело покидали этот мир.

В ходе выступления профессор упоминает любопытный эпизод: один из городов Империи – на абсолютно законных основаниях – отказывается впускать в свои пределы римскую армию. Внимательному слушателю становится очевидно, что местные права даже в 4-ом веке соблюдались свято, и что метафора о диктатуре – во многом всего лишь метафора.

Кризис III столетия был преодолен, и, несмотря на трудности, имперский механизм функционировал по большому счету исправно. По мнению Барберо, его отличал низкий уровень бюрократизма, что – добавим от себя – вполне логично, учитывая развитие местного самоуправления.
Девять десятых имперских трат пожирала армия, дошедшая номинально до пятисот тысяч человек (почти как у Николая Первого). Ориентировочно, каждый сотый житель Империи являлся солдатом.

Впрочем, существовал еще один бюрократический аппарат. Он не имел отношения ни к государству, ни к муниципальным властям, но проникал во многие полисы и сформировался как бы стихийно.
Речь о христианской церкви. Местные общины, епископы, денежные потоки. Профессор полагает, что именно наличие развитой сети управления вынудило императоров зазывать христиан на свою сторону.

Впрочем, христианских церквей имелось как минимум две: помимо католиков – в той мере, в какой это название уместно в 4-ом веке – существовали и ариане. Императоры были на стороне последних.

ВАЖНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
В своей лекции Барберо указывает на ряд ключевых обстоятельств.

Во-первых, в отличие от современных государств, Рим не признавал государственных границ – разве что с Персией на востоке. Если лимес не двигался, то не из-за нехватки ресурсов, а потому, что экспансия не была экономически оправдана.
Со своей стороны, имперские войска выходили “за стену”, когда считали нужным.

Во-вторых, Империя принимала иммигрантов. Со времен Марка Аврелия группа варваров, приблизившаяся к границе, могла подать прошение о приеме. Если в той части римских владений, к которой подошли иностранцы, ощущалась нехватка рабочих рук, то власти вступали в переговоры. С пришельцами заключались соглашения. Как правило, им гарантировалась личная свобода. Остальные условия диктовала принимающая сторона.
- Молодежь отправляли в солдаты, причем растаскивая по разным легионам, дабы не образовывать этнических мафий.
- Не способные к службе следовали под конвоем на земли плантаторов, нуждавшихся в рабочей силе, и становились колонами – лично они оставались свободны, однако не имели права переселяться в другие поместья. Чем-то эта система напоминала более позднее крепостное право.

В-третьих, мнение о том, что римская армия становилась все более варварской – по убеждению Барберо – в корне неверно. Да, более половины известных нам ныне военачальников 4-го века –иммигранты во втором поколении. Но лишь историки прошлого видели в этом смертельный диагноз.
Ныне считается, что римская культура успешно переформатировала новых граждан. Для иллюстрации профессор советует взглянуть на современных американских генералов филиппинского, японского и мексиканского происхождения.

Таковой была Империя, когда в 376-ом году на северном берегу Дуная появились полчища готов.

Больше закатов, хороших и разных
Алессандро Барберо, профессор истории из Университета Восточного
Пьемонта имени Амедео Авагадро, а также звезда итальянского Youtube.


ГУМАНИТАРНАЯ КАТАСТРОФА
Переселяться в Империю варваров вынуждали войны, либо неурожай. Последнее совсем не удивительно, учитывая, что Рим контролировал наиболее плодородные земли.
В нашем случае готов заставило сняться с места нашествие гуннов.

О тех далеких события известно от двух авторов - Аммиана Марцеллина и Евнапия. Освежим в памяти читателя основные вехи.
- Гигантская толпа готов – Барберо ведет речь о 50-ти тысячах – собралась на северном берегу Дуная и подала прошение о приеме.
- Валент – император Востока – находился на персидской границе. Профессор не отказывает себе в удовольствии отметить, что война с Ираном является “пунктиком” западных империй почти во все времена. Пока гонцы несутся к цезарю, часть готской молодежи пытается переправится силой, но их останавливают с боем.
- Получив известия о мольбах беженцев, Валент распоряжается их принять и, что характерно для Рима, выделяет на это средства.
- По получении приказа, офицеров – остановивших готов с боем – отдают под суд. Повсюду реквизируются речные суда - начинается транспортная операция.
- К сожалению, Дунай широко разлился – дело было то ли осенью, то ли весной, – и перевозка проходит медленно. Лодки то и дело тонут. Погрузка и выгрузка проходят в спешке, часто теряются дети.
- На римском берегу готов учитывают чиновники и в обязательном порядке требуют сдать оружье. Однако из-за наплыва людей учет срывается, а за взятку многие готы проносят острые предметы с собой.

Далее слово берет коррупция. По идее, беженцев должны были довольствовать армейскими пайками, причем бесплатно, однако римские администраторы начинают взымать с приезжих мзду.
Готы отдают монеты и украшения. Когда кончаются ценные вещи, начинают продавать детей. К переправе немедленно съезжаются работорговцы.

Заметим, что тогдашняя мораль вполне оправдывала продажу детей под угрозой голода – ведь так самого ребенка спасали от смерти.

КРИЗИС
Тем временем, толпа на северном берегу Дуная продолжала рости. Известие об открытии границы манило к переправе все новых готов.
В определенный момент чиновники сказали “хватит” и остановили прием гостей. Находившиеся на южном берегу двинулись во внутренние районы Империи. Разумеется, под конвоем.

Далее случилось непоправимое. Во-первых, выделение войск для эскорта ослабило защиту границы. Число нелегальных переходов выросло волнообразно.
Во-вторых, беженцы, ушедшие с эскортом, вышли из-под контроля. Бунт разразился уже далеко от границы, у Маркианополя – в современной Болгарии, где готы и их охранение стали лагерем. Полагая положение крайне шатким, римляне решили перебить глав варваров в ходе пира, но те оказали достойное сопротивление и спаслись. Иммигранты восстали и разогнали конвой.

Теперь готы сочли себе свободными от обязательств – ведь римляне сами нарушили соглашение. Во Фракии возник варварский лагерь: грабя поместья и виллы, пришельцы свозили туда добычу. Привлеченные слухами об их успехах, через неохраняемый лимес хлынули новые полчища. По пути они пополнялись рабами и городской беднотой. По размаху бедствий происходившее напоминало проигранную войну.

Валент направил войска против мятежников, однако они были разбиты. Тогда императору пришлось отложить действия против Персии и двинуться на Балканы лично. В Константинополе его ожидал холодный прием – при появлении в цирке император был освистан. По нормам позднего Рима это означало почти делигитимацию: еще одна ошибка, и цезаря можно смещать. В силу тогдашней традиции, через убийство.

Любопытно, что, когда император встретился с противником у Адрианополя, готы, как ни в чем ни бывало, предложили переговоры: да, они пограбили Империю, но ведь и римляне не сдержали слова. Теперь можно начать с чистого листа.
Разговаривать Валент отказался – после случившегося, общественное мнение ждало от него лишь быстрой победы и наказания мятежников.

Победы не последовало. В 378-ом году римская армия была разбита. Барберо оценивает силы сторон в 10-20 тысяч человек. В сравнении с полумиллионным полчищем, разбросанным по Империи - и даже половиной от этого количества, если брать только Восток - потери были невелики. Однако, наиболее ценная часть войска понесла тяжелейший урон. В ходе боя цезарь пропал без вести – возвращаться в столицу разбитым ему не было смысла.

Окрыленные победой, варвары обложили Константинополь. Впрочем, взять город они не смогли.

РЕШЕНИЕ
Исправить положение пригласили отставного полководца Феодосия. Искать спасителя пришлось долго, ибо многие отказывались от роли императора.
Явившись на Восток из родной Испании, новый цезарь принялся начал с восстановления армии. Был издан ряд эдиктов, требовавших от плантаторов сдавать в армию своих колонов. Пошли победы над разрозненными отрядами пришельцев.

В 380-ом делается шаг, предопределивший развитие Европы на тысячу пятьсот лет вперед: был принят Фессалоникийский эдикт, требовавший от жителей Империи перехода в “католичество” и грозивший санкциями отступникам. По мнению Барберо, впервые в западной истории государство стало диктовать подданным, какой им следует придерживаться веры. Традиция приживется и продержится до 19-го столетия.

Добавлю от себя, что, возможно, симпатии к протокатолицизму были продиктованы тем, что многие готы исповедовали арианство, которое отныне стало восприниматься, как вера врага. Можно пойти еще дальше и выдвинуть иную гипотезу: вторжение варваров дало старт религиозной войне, и важной - а то и главной - силой мятежников являлись не готы, а местные ариане.

Постепенно противник был сломлен. Помимо силы, Феодосий прибег и к дипломатии: с отдельными вождями готов был – наконец-то – заключен договор. Варвары переходили на службу Риму, однако сохраняли свои внутренние законы.
Барберо полагает, что, возможно, изначально речь шла о двояком толковании соглашений, когда римляне имели в виду одно, а пришельцы – иное. Так или иначе, иммигранты стали государством в государстве. Их вождям платили щедрые пенсии. Каждый полевой командир жил на две культуры: входя в римский истеблишмент, он превращался в “magister militum”. Для своих же оставался “kunig”- ом – или как там по-готски “король”.

После смерти Феодосия Империя разделилась уже окончательно, и различные ее части – цитирую мнение Барберо – стали пытаться сплавить готов соседу. У Востока получалось лучше, посему волны “готских нашествий” стали сотрясать Запад.
Эти “нашествия” далеки от образа, усвоенного нами в детстве. Не было полчищ варваров, облаченных в звериные шкуры. На запад приходили войска, оснащенные по последнему слову тогдашней техники, и требовали привилегий.

Через 32 года после битвы при Адрианополе некто Алларих – испрашивая у правительства денег и не получив их – входит в Рим и берет недостающее силой. Подчеркну: это не моя интерпретация, а мнение уважаемого профессора.

ИТОГИ
Барберо подводит черту.
- Можно ли увидеть в закате Рима пагубность приема мигрантов? К разочарованию правых, он утверждает, что нет: почти два столетия до Адрианополя Империя успешно адоптировала новых граждан к своей культуре.
- Тогда, вероятно, иммиграция – это благо? К сожалению левых, опять же, не всегда. Важно не только принять новых граждан. Необходимо еще заставить самих граждан принять вашу культуру.

P.S. Лекция находится по ссылке.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Порадовало меня обсуждение темы постсоветских скульптурных шедевров в этом блоге, из которого я узнал и о некоторых неведомых мне доселе гениальных творениях. Всегда восхищался бессмертным «Фонтаном» (1917) Марселя Дюшана (1887—1968), этим непревзойдённым созданием настоящего мастера. ...
Сейчас читала пост у lengvizd трёхлетней давности и в комментариях увидела комментарий френда konrad1975 . Его постов не было уже очень давно. Я и раньше обращала на это внимание, но была мысль вначале, что он в больнице и лечится: в последнее время у него кучно пошли ...
Перуанский фотограф Хосе Мостахо (Jose Mostajo) https://www.proartspb.ru/2024/03/jose-mostajo.html ...
Сталин принадлежал к числу людей, которые исповедуют принцип: делу время, потехе час. Причем, в отличие от многих трудоголиков, он не употреблял каких-либо возбуждающих средств, чтобы подстегнуть себя к работе. На его рабочем столе стояла только бутылка «Боржоми». ...
Вчера в Тбилиси состоялись четыре акции протеста: первую устроили ЛГБТ-активисты, вторую — их противники, участники третьей выступали против «оккупации России», четвертой — против высказывания телеведущего «Рустави 2» Вечером в понедельник в Тбилиси в разных концах города ...