Богатырский образ в мультфильмах. Часть 3 - А с женщинами то как?
selyanka1 — 02.03.2018Н.К. Рерих Настасья Микулична 1943
Продолжение
Богатырский образ в мультфильмах. Часть 1 - Три Богатыря https://selyanka1.livejournal.com/63759.html
Богатырский образ в мультфильмах. Часть 2 - Богатыри и батыры https://selyanka1.livejournal.com/64599.html
Ну, наверное, поговорив об образе витязя / богатыря в мультфильмах, можно теперь поговорить и об образе богатырш, которых, правда, на Руси называли другим именем.
Когда-то в Древней Руси был обычай, происхождение которого сокрыто в глубинах, вполне сопоставимых со временем сарматов и скифов. Назывался он "полякование": воин в одиночку выезжал в чисто поле, что тянулось до самого Черного моря, и искал в степи "поединщика" себе под стать. Пленных не брали, трофеев - тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные на показ.
Наряду с "поляковщиками" в русских былинах очень часто упоминаются "поляницы", женщины-богатыри. Поляницы очень оригинальны. Обычно это степные наездницы, которые часто после сражения с героем становятся их женами.
С поляницей Златогоркой бьется Илья Муромец, по какой-то причине свадьбы не происходит, а через многие годы богатырь встречается со своей "неузнанной" дочерью от этой Златогорки.
Поляницей была жена Добрыни Никитича, с которой он познакомился тоже в бою.
Настасья Микулична. Эскиз Андрея Рябушкина к иллюстрации былины “Поляница удалая” для журнала “Шут” 1898 год
К. Васильев “Настасья Микулишна” 1968 г
В одном из вариантов былины "Про Илью Муромца и Тугарина" поляница Савишна - жена Ильи Муромца, переодевшись в его богатырское платье, спасает Киев от Тугарина. С поляницей бился и на ней же женился богатырь Дунай Иванович.
Женщины-воительницы были не только в сказках, но и жизни.
Известно, что немало "поляниц" было в дружине князя Святослава Игоревича. Погребения поляниц находили в Рязанской и Ростовской областях, а на Украине в 1971 году обнаружили настоящую сенсацию – захоронение женщин-воинов в золотой амуниции.
Достоверно известно о том, что в Куликовской битве участвовали как минимум две представительницы прекрасного пола.
Дарья Ростовская
В те годы неподалеку от Ростова в селе Пашино проживал князь Андрей Федорович, который впоследствии получил прозвище Ростовский. Он был участником многих военных сражений и походов и позднее тоже стал героем знаменитой Куликовской битвы. Дочь Андрея Федоровича – Дарья – уехала из дома накануне битвы под каким-то благовидным предлогом. Однако, как потом выяснилось, княжна сбежала на войну, переодевшись в мужскую одежду. Обмана никто из сослуживцев девушки не заметил. Она прекрасно владела оружием и храбро сражалась, ничуть не уступая ни в то, ни в другом своим однополчанам мужского пола.
Каких-либо сведений о том, осталась ли Дарья жива или погибла на Куликовом поле, к сожалению, не сохранилось. Зато точно известно, что ее отец после битвы прожил еще двадцать лет.
Феодора Пужбольская
Князь Иван Иванович Пужбольский-Верша тоже жил в селе рядом с Ростовом. Его дочь – Феодора – была влюблена в князя Василия Дмитриевича Бычкова. Когда Василию в числе ростовского войска пришлось отправиться в поход, Феодора, не долго думая, тут же отправилась следом за любимым. Девушка выдержала все тяготы и лишения долгой дороги, а после, на Куликовом поле, смело ринулась в бой. Но защитить своего суженого, Феодоре не удалось. Молодой князь пал смертью храбрых. А сама княжна получила многочисленные ранения. Ее перевезли в родную деревню, где она вскоре и скончалась.
В 1928 году во время раскопок на побережье Черного моря археологи обнаружили древнее захоронение женщины-воина в полных доспехах и с оружием. Некоторые историки даже предположили, что тогда была найдена гробница легендарной славянской воительницы, дочери богатыря Микулы Селяниновича, Василисы Микулишны.
Считается, что в основе новгородской былины о боярине Ставре Годиновиче и его жене Василисе Микулишнe лежит исторический факт. В 1118 году киевский князь Владимир Мономах заточил Ставра в подземелье за некую провинность или разногласия. Василиса, «дева невиданной красоты», виртуозно владевшая мечом и луком, обладавшая завидным умом, переоделась татарским послом и явилась к князю. Благодаря военным умениям и хитроумию ей удалось вызволить мужа из темницы и увезти из Киева. В былине, известной нам, лишь изменили время действия: его сдвинули на сто лет вперед, и сюжет разворачивается при дворе князя Владимира Красное Солнышко, крестителя Руси. По легенде, после удачного побега Ставр и Василиса все-таки вернулись к князю и во всем признались. Князь, как ни удивительно, застыдился и явил свою милость, разрешив Ставру Годиновичу “торговать в Киеве беспошлинно”. Поэтому, скорее всего, Ставр был не боярином, а богатым купцом, или, что тоже не исключено, мог совмещать оба статуса, такое и в наше время не редкость.
В 1975 году в СССР был снят короткометражный мультфильм об этой героине.
1975 Василиса Микулишна
“Василиса Микулишна” — рисованный мультипликационный фильм студии “Союзмультфильм” по мотивам русской былины о Ставре Годиновиче и Василисе Микулишне. Это была вторая работа режиссёра Романа Давыдова, который разработал собственное тематическое направление и экранизировал большое количество эпоса и исторических военных сюжетов. Хотя больше всего он известен тем, что снял "Маугли".
Образ Василисы Микулишны получился у Давыдова необыкновенно женственным и любящим. Никакой богатырши-поляницы тут не углядеть, просто смелая и умная женщина спасает своего мужа, попавшего в переделку. Одна только сцена, где героиня плачет, срезая свои шикарные косы, чтобы выглядеть, как мужчина, любые гендерные вопросы снимает сразу. При этом Василиса Микулишна и на коне скакать умеет, и мечом махать, и из лука стрелять. Очень такой крутой русский образ из серии "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".
Mультфильм стилизован и демонстрирует очень специфический юмор. Дело в том, что в начале своего творчества Роман Владимирович Давыдов работал карикатуристом в журнале "Крокодил", ну а с кем поведешься, от того и наберешься. Юмор, впрочем, довольно добрый, даже когда глупого князя показывают. Очень много добрых старых смешных стереотипов, на которые злиться совершенно невозможно.
Посмотреть можно здесь
https://www.youtube.com/watch?v=DfQOsiIQfI8&t=39s
Согласно былинам на полянице Настасье Микулишне был женат Добрыня Никитич. В былинах Настасья Микулишна была младшей дочерью былинного богатыря Микулы Селяниновича. Впервые появилась в качестве поляницы в былине "Добрыня и Настасья", а как жена Добрыни Никитича — в былинах "Добрыня и змей"; "Женитьба Добрыни"; "Неудавшаяся женитьба Алёши Поповича".
В цикле "Три богатыря" есть у нас такая жена Добрыни Никитича Настасья Филипповна.
Но про то, как она познакомилась с будущим мужем, история умалчивает. В самом первом мультфильме Добрыня Никитич уже женат.
Поведение же ее в сериале на воительницу не совсем тянет, она скорее такая современная жена, которая с мужем и поругаться может, и пригрозить уйти, забрав имущество, потому что он ее не ценит, но и на выручку в состоянии прийти, если надо и муж во что-то влип.
В 2016 году вышел мультфильм под названием "Богатырша".
2016 Богатырша
“Богатырша” — российский мультипликационный фильм режиссёра Ольги Лопато. Снимался мультфильм в Ереване (Армения) на студии Touch FX Animation Studio.
Сюжет: После победы русского витязя Бориполка над Кощеем, один из волхвов пророчит ему, что его третий ребенок станет великим героем. Однако третьей у Бориполка рождается дочь — Роса, которую теперь ждут насмешки из-за предсказания.
Несмотря ни на что, девочка пытается оправдать пророчество и стать настоящим героем. Поэтому, когда войско Бориполка отправляется на бой с Горынычем, Роса притворяется юношей и отправляется вместе с дружиной…
Впрочем, вскоре геройский эпос становится романтический историей, когда Змей Горыныч оказывается заколдованным юношей, а Роса не только в него влюбляется, но и спасает его от смерти
Мультфильм снят в необыкновенно диснеевском стиле, с явно выраженной глобалистской культурной апроприацией, не знаю, это такое видение в Армении российского эпоса или все молодые художники бывшего пост-советского пространства сейчас так подсели на Дисней и Голливуд, что не понимают элементарных вещей о гордости собственной культурой, но японский тренер, обучающий русскую девочку боевым искусствам на фоне абсолютно безвольных, слабых и трусливых мужиков, только и умеющих, что издеваться над слабыми, даже мне резанул по глазам, а уж я то к Голливуду вроде привыкла.
Специально для Ольги Лопато и армянских аниматоров. Учите матчасть.!!!
Я этот мультфильм “Богатырша” с интересом посмотрела и даже не знаю, назвать его гимном феминизму или насмешкой над феминизмом.
Сильные духом женщины вообще-то другие. А вот избалованные подростки, пытающиеся доказать маме, что они в 13 лет уже взрослые и ого-го, именно такие как в фильме.
Почитав рецензии в интернете, поняла, что мультфильм вызвал недоумение не только у меня
Мультфильм смотреть здесь.
https://www.youtube.com/watch?v=XiAO_1kxhKQ
В общем, мультфильмы очень осовременились и стали сильно прозападными, даже если вроде и сняты на "патриотичную" тему русских сказок и былин.
Может быть аниматорам вспомнить про каких-нибудь более современных "богатырш" и снять мультфильмы про них, если уж русские поляницы так забиваются образами из Голливуда?
Продолжение следует