Блестящий художник, сценограф и дизайнер Л.С. Бакст

После триумфа дягилевских балетных сезонов в 1909 году — Лев Бакст оформлял балет «Клеопатра», — художник переселился из Санкт-Петербурга в Париж.


Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров.
Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей.
В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа.
Максимилиан Волошин писал о художнике:
«Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках».
По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров — Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн.
Художник тщательно продумывал детали костюмов, их колористику и узоры, которые во время танцев подчеркивали пластику и гибкость актеров. Художественный критик Мстислав Добужинский писал:
«его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж», а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом».

«Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже — как в дамских платьях, так и на картинных выставках».


Парижские, лондонские, американские театры, антрепризы Анны Павловой и Иды Рубинштейн, опера в Монако заваливали его заказами. Перед Первой мировой войной Леон Бакст был, без преувеличения, самым знаменитым художником в мире.
20 июня 1910 года в галерее Бернхейма на выставке художников дягилевской антрепризы Бакста,
Бенуа и Головина, впервые в художественной истории театральные эскизы были представлены как станковые произведения. Бакст дал на выставку 31 работу, — все они были раскуплены.

Чтобы справиться с количеством заказов, художник поднял цены на свои работы, его рисунок или акварель стоили 150 франков, эскиз — 1 000 или 1 500 франков. Цены у конкурентов Бакста на порядок ниже.
Так, знаменитая на весь Париж покупка Волларом сразу 20 картин Матисса в 1906 году принесла художнику 2 200 франков, (т. е. холст Матисса шел тогда за 110 франков), а покупка 27 картин Пикассо — 2 000 франков (т. е. холст Пикассо стоил в среднем 77 франков).

Невероятный успех не вскружил голову художнику, не заставил его почивать на лаврах. Напротив, у него было такое количество заказов, что работать приходилось до полного изнеможения.

В 1924 году он напряженно работал над декорациями к балету «Истар» для знаменитой труппы Иды Рубинштейн. Работа была столь срочной и напряженной, что организм не выдержал: у художника случился нервный припадок, следствием которого стал отек легких. Врачи не смогли его спасти.


Именно от переутомления Бакст и умер.
Париж горевал. Смерть Бакста стала одним из самых печальных событий последних лет. Вся театральная столица пришла попрощаться с ним на знаменитое кладбище Батиньоль.
А в России о нем вспомнили лишь много десятилетий спустя: художник, не пожелавший вернуться на советскую родину и развлекавший буржуазный Запад своими картинами, долгое время был персоной нон грата.
В Париже же с него до сих пор «снимают мерки». Нервический мальчик Лейбе из города Гродно стал истинным парижанином, но так и не стал до конца своим в России.
Этот пост был опубликован 3 года назад!