Благотворительность ради себя и наоборот
mariya_mamyko — 25.06.2021 Почему об определённых благотворительных проектах и некоторых благотворителях мы слышим много и постоянно, а о других нет? Кто-то с помпой заявляет СМИ, что перечислил энную сумму в фонд N, а кто-то строит школы для особенных детей за свой счёт, а мы об этом узнаем спустя годы и то случайно.Всё это легко объясняется языческой моралью, не важно является ли благотворитель верующим или нет.
Здесь важно понимать принципиальное различие в мотивации и целях жертвователей.
Среди язычников древности тоже были развиты идеи милосердия, благотворительности, но отличие их от христианского благотворения в корне иное.
Во-первых, язычники жертвовали деньги в основном на сферу развлечений и зоны комфорта: цирки, бани, ипподромы, - всё это занимало их гораздо больше погибающих от голода паршивцев.
Богатые язычники не находили интереса в помощи нуждающимся, их занимала лишь ответная благодарность со стороны общества, причём с восхвалением, превозношением. В общем, как говорил Христос, награду свою на земле они получали сполна. Соответственно, преследуя цель удовлетворения своего тщеславия, толстосумы древности благотворительность направляли не на бедных людей. У бедного, например, нет возможности выбить на здании имя своего попечителя, он может лишь нацарапать пару загогулин где-то ближе к земле, да и то без смысла.
Во-вторых, благотворительность ожидалась обществом только от состоятельных людей. Две лепты вдовицы в языческой картине мира - полнейший абсурд. То есть жертва у язычников творилась от избытка мошны, а не из чувства сострадания, не приведи Меркурий. Состоятельный человек может позволить себе спонсировать бои гладиаторов - браво. А нищеброды никого не интересуют. Бедный человек может являться только получателем, но не благотворителем.
Итак, языческая благотворительность имеет целью самопревознесение. Создавая зону комфорта где бы то ни было, богач думал не об удобстве граждан, но решал одну задачу - прославление себя людьми.
У римлян-язычников был обычай: большими буквами на строящемся объекте выбивать имя того, на чьи деньги он был возведён.
Христианская благотворительность строится на обязательстве каждого творить милостыню. Милостыня направлена на людей нуждающихся - сирот, вдов, больных, калек, погорельцев.
Боксёр Мэнни Пакьяо на свои деньги возведит дома для неимущих семей.
На деньги Дмитрия Егоровича Бенардаки была заложена церковь свт. вмч. Димитрия Солунского в Петербурге (1861 г.). Та самая, о которой Бродский написал после её взрыва советской властью:
Теперь так мало греков в Ленинграде,
что мы сломали Греческую церковь,
дабы построить на свободном месте
концертный зал.
Да, на церквях тоже писали имена жертвователей, но превозношение жертвователя не являлось целью благотворительности, а являлось проявлением благодарности получателей. Пусть иногда и чрезмерным.
Поэтому и сегодня, когда мы слышим о крупных пожертвованиях на обустройство зоны комфорта или о безвозмездном вливании солидного капитала в сферу развлечений, мы чаще всего наблюдаем проявление языческой морали, требующей восхваление мецената здесь и сейчас, а не там, за гробом, где ещё неизвестно, кого куда определят и будет ли оно вообще это "там".
|
</> |