Бизнес до востребования. Как польский предприниматель переизобрел почту?

топ 100 блогов perfume00714.06.2021 Польский «почтовый король» Рафал Бжоска оказался на грани банкротства, но смог вывести компанию InPost на новый уровень благодаря постаматам, потратив на это 20 лет.

Бизнес до востребования. Как польский предприниматель переизобрел почту?

Польский предприниматель Рафал Бжоска потратил почти 20 лет на преобразование InPost — основанный им в общежитии колледжа бизнес по почтовой рассылке купонов из супермаркетов, — в коммерческую почтовую службу с годовым доходом $120 млн. Но конкуренция с государственной почтой давала о себе знать. К 2016 году у него накопился долг в $65 млн, и Бжоски лихорадочно пытался найти новых инвесторов прежде, чем к нему придут судебные приставы.

«Одним из поворотных моментов в переговорах с новыми инвесторами стал момент, когда я сказал:
«Я хочу заплатить всем владельцам облигаций, всем банкам, всем людям, которые ссудили нам деньги»,
— вспоминает Бжоска, которому сейчас 43 года. —
Инвесторы спросили почему, и я сказал им:
«Я хочу жить в этой стране, но у меня только одно имя, одно лицо».

Инвесторов не интересовала умирающая почтовая служба Бжоска, их интересовала дочерняя компания, которая занималась автоматизированными почтовыми станциями или постаматами для онлайн-торговли, которую он основал в 2010 году. Amazon и другие интернет-магазины доставляют заказы в эти уличные сейфы размером с холодильник: установка одного такого ящика стоит около $20 000. Они пользуются популярностью, поскольку в Европе почтальоны редко оставляют посылки на крыльце.

Бизнес до востребования. Как польский предприниматель переизобрел почту?
Основатель InPost Рафал Бжоска

Летом 2016 года, находясь на грани банкротства, Бжоска принял решение закрыть почтовый бизнес, однако затем на помощь ему пришел Advent International — в апреле 2017-го инвестиционный фонд из Бостона провел делистинг InPost. Сделка на $110 млн помогла выплатить долги компании и предоставила Бжоска еще $125 млн на то, чтобы увеличить его сеть постаматов для посылок почти в два раза: спустя год она насчитывала 4400 почтовых станций.

И это сработало. Поляки поздно приняли идею онлайн-шоппинга, но к 2017 году продажи интернет-магазинов стабильно росли на 20,4% в год. Затем пришла пандемия, и онлайн-продажи подскочили на 36% всего за 12 месяцев. В 2020 году выручка InPost взлетела на 104% и достигла $677 млн. На постаматы Бжоска приходится 36% всех посылок, отправляемых в Польше.

«Было много причин сказать «нет» [не финансировать проект Бжоски], и многие люди так и поступили, — говорит Пол Алефи, управляющий директор фирмы KKR, которая в 2018 году предоставила InPost займ в размере $145 млн на создание новых постаматов. Сейчас у Бжоски 11 734 почтовые станции в Польше и более 1100 — в Великобритании, а также несколько сотен — в Италии. «Однако, когда мы взглянули на показатели отдельного автомата, идея показалась очень убедительной. Иногда автомат окупался всего за 1,5 года… Нам очень нравится эта компания», — добавляет Алефи.

Их рентабельности можно позавидовать. Бжоска берет около $2 за посылку, а его расходы ограничиваются установкой постаматов, оплатой труда и аренды. В 2020 году прибыль InPost составила $97 млн. «Выручка от наших автоматов для посылок каждый год удваивается», — говорит он.

«В Польше они намереваются увеличить рентабельность до более чем 50%, — говорит Дэвид Керстенс, аналитик Jefferies International. — И это в сравнении с почтовыми службами вроде Royal Mail, у которых этот показатель меньше 10%».

По словам Марека Ружицки, консультанта, который работал с Advent над сделкой с InPost, когда постаматы оказались «на расстоянии прогулки в тапочках» от домов и офисов покупателей, бизнес преобразился. «Если вам приходится в ливень бежать пару километров до ближайшего автомата, это неприятно. Но в Польше от моего дома до ближайшего «шкафчика» всего 350 метров. Это почти как доставка на дом, только удобнее», — говорит он.

InPost выучила «правило тапочек» на горьком опыте. Advent отказала в поддержке выхода Бжоска на четыре континента, в результате которой ресурсы компании оказались бы распределены по слишком большой территории. «Это классический сценарий, когда харизматичный и талантливый предприниматель руководит бизнесом, который стремительно растет, — говорит Ружицки. — Но он брался за слишком многие проекты, имея слишком мало ресурсов».

В январе InPost вновь вышла на биржу, зарегистрировавшись на Амстердамской фондовой бирже. Компания была оценена в $9,7 млрд, а доля Бжоска сейчас стоит $1,1 млрд. Он убедил инвесторов, что его постаматы — это более дешевая и экологичная альтернатива бесконечным грузовикам служб доставки, которые колесят по европейским городам. По словам Бжоска, один автомат заменяет 24 грузовика: «Вот почему за постаматами будущее».

Пока Бжоска разбирался с постаматами, его главные конкуренты — европейские почтовые службы, а также UPS и Amazon, которые тоже экспериментировали с почтовыми станциями — выбрали другой подход, увеличив объемы доставки на дом и заключив соглашения с тысячами мелких магазинчиков, чтобы те занимались выдачей и возвратом заказов. По сравнению с постаматами Бжоски, это был быстрый и дешевый способ масштабировать бизнес, однако из-за бума онлайн-торговли, вызванного пандемией, бакалейные лавки от Берлина до Бильбао оказались погребены под посылками и долгими очередями на возврат. «Магазины у дома не подходят для выдачи заказов, особенно в условиях пандемии», — говорит Керстенс.

План Бжоска заключается в том, чтобы сократить эти очереди (и вырваться вперед в Европе), заключив сделку на $675 млн, о которой было объявлено в марте, и купив гигантскую службу доставки Mondial Relay. В результате он сможет установить свои постаматы в самых загруженных точках ее сети, которая охватывает всю Францию.

Поразительные результаты Бжоски не остались незамеченными. Alibaba и Allegro — ключевой польский онлайн-магазин, на который приходится четверть продаж InPost — теперь завели камеры хранения в Польше, а европейские почтовые гиганты, такие как Deutsche Post, тоже делают ставку на постаматы.

В этот раз Бжоска подготовился к бою и не станет от него уклоняться. Он считает, что его знак зодиака и браслеты-талисманы — так не сочетающиеся с его сшитыми на заказ костюмами — помогли ему пережить предыдущие раунды с почтовыми тяжеловесами. «Я сказал своей команде: «Я Скорпион. Я выживу, и вы выживете вместе со мной, потому что Скорпионы всегда такие — они сражаются до самого конца».

Источник


Добавиться в друзья можно вот тут

Понравился пост? Расскажите о нём друзьям, нажав на кнопочку ниже:


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все уже видели этот ролик? Он вызывает такие бурные чувства, что посмотревшие его люди мгновенно мотивируются на совершение добрых дел. Не будь в машинах регистраторов, разве узнали бы мы о добрых поступках попавших в обзор объектива людей? Чем больше людей снимают свое видео, делясь ...
Нос не только выполняет несколько важных физиологических функций, но и служит для идентификации людей. Нос даже может рассказать о происхождении человека. Видимо поэтому эта часть лица сильно отличается по форме, размеру и расположению на лице. 14 основных типов Группа европейских ...
Как-то неожиданно спонтанно за один день собрались и провели митинг у французского консульства в Дюссельдорфе, против войны в Африке, чтобы Франция не вмешивалась. Народу, конечно, было мало, ведь еще с утра никто даже не знал, что сегодня митинг. Товарищи из КО молодцы, быстро все ...
Британский журналист снял сюжет о донецких футбольных фанатах и порядком напугал островитян - по слухам, покупать билеты на матчи и приезжать в Хьюзовку они наотрез отказываются. После просмотра сюжета я и сам испугался, ведь по Донецку, ...
Неопределенность заголовка связана с недостатком информации. Готова гуглить и читать — но в каком направлении? Подтолкните, пожалуйста. ;) После включения или вывода ноутбука из спящего режима он грузится несколько дольше обычного и в конце неизменно выдает поверх рабочего стола окно с ...