Битва за (физ)культурный досуг. Как выглядит передел мира для элитных брендов

топ 100 блогов nash_dvor03.04.2023 Битва за (физ)культурный досуг. Как выглядит передел мира для элитных брендов _900 x 600.jpg

Речь в этом посте пойдет об Адидасе, и дабы не писать слишком большое вступление про историю бренда и как он дошел до жизни такой, а перейти побыстрее к сути,  я дам ссылки на некоторые предыдущие посты с комментариями


Пока еще самый крупный производитель спортивных товаров в Европе и второй по величине в мире после Nike Adidas был основан в Германии в 1924 году как Dassler Brothers Shoe Factory двумя братьями Adolf "Adi" Dassler и  Rudolf Dassler. В 1947 году братья разделились и основали две конкурирующие фирмы. Adolf "Adi" Dassler основал Adidas, а Rudolf Dassler основал Ruda, которую позже переименовали в Puma. После чего между братьями началась ожесточенная конкуренция, в первую очередь на немецком спортивном рынке. И основывалась эта конкуренция и развитие обоих брендов во многом на качестве и  спортивных  инновациях

Историю бренда пересказывать не буду, основной датой нынешней истории для нас будет 1990 год, когда национальный немецкий бренд купил француз Tapie, который в то время был известным специалистом по спасению обанкротившихся компаний, и превратил Адидас из немецкой национальной спортивной компании в международную ТНК - на 3 года позже Луи Виттона, история которого была описана в предыдущем посте.
 
После развала СССР и социалистического блока все эти ТНК начали дружно поглощать открывшиеся рынки, и поглощали их все 90-е, заглатывая как можно больше и пытаясь не подавиться. В 2001 году звякнул первый проблемный звоночек, что халява кончилась, случился первый финансовый кризис доткомов. И ТНК пришлось думать, что делать. К 2008 году на Западе сложился консенсус, что ставку надо делать на Китай, а после обвала 2008 года все туда и бросились опробовать заранее разработанные стратегии.
                   
Причем конкретно у Германии и ЕС был выбор пути развития, когда Путин на Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года произнес свою программную речь о Евразии от Лиссабона до Владивостока. То есть ЕС/ Германия стояли перед выбором - или идти на экономический союз с Россией и пользоваться дешевыми российскими ресурсами в обмен на технологии и открытие европейских бизнесов в России, или идти на экономический союз с Китаем в обмен на дешевый труд и открытие для них огромного китайского рынка в обмен на технологии и перенос бизнесов в этот самый Китай.
Запад / ЕС/ Германия / Adidas выбрали Китай.

Битва за (физ)культурный досуг. Как выглядит передел мира для элитных брендов 7 Adidas Originals opened a flagship store in Taikoo Li Chengdu in January 2022.jpg
Флагманский магазин Adidas Originals в Taikoo Li Chengdu

Стратегия мягкой силы, которой Запад при этом пользовался, была заранее разработанной (в Бильдербергском клубе, в Давосе или еще каких знаковых тусовках, я не знаю) общей для всех западных ТНК:
1. интенсивное культурное сотрудничество
2. агрессивное подписание местных знаменитостей в качестве послов бренда,
3. скорострельность открытие магазинов,
4. сильно локализованные усилия в области цифрового маркетинга

Если вдуматься в эти пункты, то станет понятно, что на основе такой стратегии развиваться как чисто спортивный бренд не получится, надо будет выбирать более "культурное" развитие, встраивая свой спортивный имидж в более широкий культурный контекст.
   
Ну, например, спортивный бренд безусловно встанет перед проблемой выбора инфлюенсера - спортсмена, который с меньшей вероятностью будет находиться в центре внимания, или идола-знаменитости, который ловит хайп, постоянно находится в центре внимания и приносит столько просмотров и продаж, сколько ни один спортсмен никогда не принесет. Ну идол / кумир - это ведь нечто даже не на культурном, а скорее на религиозном уровне, некий странный суррогат, видимо, еще язычества

Конечно, Адидас выбрал не спортсменов, а идолов, сделав, например, в свое время своим китайским лицом суперпопулярного актера, певца и танцора Джексона Йи. Этот совершенно не атлетичного вида идол был амбассадором многих брендов, вот, например, ювелирного дома Tiffany&Co



Вам за спорт и спортивные достижения в качественной и инновационной спортивной обуви еще не стало обидно?

Одновременно Адидас начал поддерживать другие неспортивные проекты, делая ставку на молодежь - почти детей

Битва за (физ)культурный досуг. Как выглядит передел мира для элитных брендов 8 Adidas outfitted the contestants on variety show Youth With You before it was censored..jpg
Adidas экипировал участников развлекательного шоу Youth With You

Все это западное инфлюенсерство с созданием странных кумиров (не только Адидаса, а вообще) в результате заставило правительство Китая нанести ответный удар. Были приняты специальные законы насчет спорта и маскулинности, а некоторые особо негативно отличившиеся идолы были отменены, то есть из информпространства исчезли, ибо нефиг Как Коммунистическая партия Китая пошла войной на "маленькое свежее мясо"

И одновременно со всем этим переходом из чисто спортивной плоскости в спортивно-культурно-досуговую Адидас вдруг столкнулся с китайской конкуренцией на почве чисто спортивных инноваций. Причем конкурировать Адидасу пришлось даже не с брендами премиум класса типа Li-Ning, a с брендами масс-маркета и средней ценовой категории. Спортивная отрасль Китая получила государственную поддержку и вперед вырвался бренд Anta.

Битва за (физ)культурный досуг. Как выглядит передел мира для элитных брендов 10 Chinese sportswear brand Anta is on track to overtake adidas in market value.jpg
Китайский бренд спортивной одежды Anta начал обгонять Адидас по рыночной стоимости

Anta увеличила свои расходы на исследования и разработки и подала 1400 патентов на ускорение инноваций в спортивных технологиях. А на Олимпиаде в Токио не только представила свою красно-белую форму "одежда дракона-чемпиона" в качестве официального спонсора сборной Китая, но и смогла продемонстрировать спортсменам, зрителям и любителям спорта некоторые из своих инноваций
6 The Anta sneakers worn by Chinese gold medalist Lü Xiaojun use a special fiber that is 2.5 times stronger than regular materials and can handle the…
В кроссовках Anta, которые носит китайский тяжелоатлет Люй Сяоцзюнь (пятикратный чемпион мира и трёхратный олимпийский чемпион), используется специальное волокно, которое в 2,5 раза прочнее обычных материалов и может выдерживать вес более одной тонны.

Ко всем этим вызовам в 2020 году у Адидаса добавились проблемы с коронавирусом и хлопковым скандалом, начатым Трампом, но вот только одним из наиболее пострадавших брендов оказался именно Адидас. Кульбиты американо-китайской хлопковой войны В 2022 году генеральный директор Адидаса Каспер Рёрстед даже объявил о преждевременном уходе со своего поста  и в нескольких интервью признал, что Адидас допустил в Китае крупные ошибки, заявив, что недостаточно хорошо понимал потребителей и не смог успешно конкурировать с китайскими спортивными брендами
     
После коронавируса и скандала с хлопком Адидас все-равно решил продолжать свою стратегию продвижения бизнеса именно на китайском рынке. Ну сделали же ЕС и Германия ставку на Китай в 2008 году, от Евразии от Лиссабона до Владивостока отказались, Украину к войне с Россией готовили, считали, что дешевые российские ресурсы никуда не денутся, и вообще Россия скоро развалится. Раз планы есть, надо выполнять. Перед китайским правительством извинились и создали новую концепцию культурного сотрудничества, одобренную аж коммунистической партией Китая.
   
И вот тут начинается самое интересное. Потому что концепция культурного сотрудничества выглядит как продвижение Адидасом китайской культуры в обмен на доступ к рынку

Во-первых, Адидас поучаствовал в движении гочао, создав коллаборацию с местными партнерами, включая народные промыслы, в частности, студией китайской керамики Yeenjoy Studio
Когда его спросили об опыте сотрудничества, основатель Yeenjoy Studio сказал, что Адидас предоставил ему достаточно свободы: "Керамика является сильным традиционным китайским элементом, и благодаря платформе Adidas Originals больше людей могли увидеть китайское творчество и дизайн".
Битва за (физ)культурный досуг. Как выглядит передел мира для элитных брендов 5 Adidas Originals dropped a China-exclusive collection with Yeenjoy Studio in December 2021..jpg

В декабре 2021 года Adidas Originals совместно с Yeenjoy Studio выпустили эксклюзивную коллекцию для Китая.

Во-вторых, Адидас объединился с китайской музыкальной платформой Tencent Music Entertainment для проведения виртуальных конецертов аватаров в китайской метавселенной

Битва за (физ)культурный досуг. Как выглядит передел мира для элитных брендов 4 Adidas Originals held a concert in the metaverse featuring avatars dressed in its latest Ozworld collection..png
Adidas Originals провел концерт в метавселенной с участием аватаров, одетых в свою последнюю коллекцию Ozworld.

В 2023 году Адидас собирается удвоить инициативы по локализации производства и позиционировать бренд слоганом "В Китае, для Китая". Для этого Адидас будет демонстрировать глубокое понимание и уважение традиционной китайской культуры и интегрироваться в спортивную культуру Китая на низовом уровне (главное слово подчеркнуто)
Adidas подписал стратегический союз с Китайским фондом литературы и искусства, организацией, входящей в Китайскую федерацию литературных и художественных кружков, которая продвигает китайскую культуру и традиционные ценности (главное слово подчеркнуто)
Трехлетнее партнерство включает в себя серию благотворительных и университетских программ и культурных мероприятий под лозунгом "Мастера века". Адидас воздаст должное тем, кто внес выдающийся вклад в китайский спорт и образование в XXI веке, и поделится этими историями с более широкой аудиторией.

Битва за (физ)культурный досуг. Как выглядит передел мира для элитных брендов 1 Adidas collaborates with Century Masters to launch the university program in China.jpg
Adidas сотрудничает с Century Masters для запуска университетской программы в Китае

А Adidas Creation Center Asia предоставит платформу для молодых китайских дизайнеров и художников, где они смогут совместно работать над новыми продуктами и идти в ногу с быстро меняющимися тенденциями.

В рамках углубленного изучения Адидасом китайской культуры местные покупатели увидят больше продуктов с элементами китайской культуры. Новый управляющий директор Adidas Greater China Адриан Сиу будет стремиться к тому, чтобы продукция, созданная в Китае, составляла треть от общего объема продаж Adidas на местном рынке


3 WUJI’s latest advertising campaign appears on outdoor LED screens and billboards in several major cities in China..jpg
Последняя рекламная кампания WUJI  на наружных светодиодных экранах и рекламных щитах в нескольких крупных городах Китая. WUJI - самая успешная китайская коллекция Адидас с 2009 года и по настоящее время, она была вдохновлена классической военной книгой Сунь Цзы "Искусство войны"

Сосредоточившись на традиционной культуре Китая и его будущих трендах, Адидас  надеется более тесно соответствовать ценностям и образу жизни китайцев и вернуться к прибыльному бизнесу на одном из самых важных для себя рынков.


Вот такая история.
И что-то мне подсказывает, что в лихую годину бывший немецкий бренд, нынче не пойми что, вполне может быть куплен китайцами и стать китайским... С ресурсами то дешевыми нахаляву из России не получилось... Выбрали Китай в 2008 году.
 
 
На этом пока делаю перерыв, если будет видна и станет понятна интересная тенденция и явный выбор стратегии еще для каких-то ТНК, я напишу. Пока все мечутся на тактическом уровне, со стратегиями не очень понятно

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Пациентка почти год планировала суицид в этом сентябре, но съездила в отпуск в теплую страну, и передумала. Ну не чудо ...
Я хочу начать этот пост с напоминания, что у меня нет никаких источников инсайдерской информации, кроме ваших писем и телепатических сеансов, которые в первом приближении я считаю игрой воображения. Информацию я извлекаю из того, что и как говорят или не говорят СМИ. Ну и еще более важным ...
Главная проблема экономики — выдвижение на первые места «квн-щиков». То есть, молодых людей, не обладающих никакими талантами, кроме внешних: миловидности, позитивности и умения раскованно держаться. Не только «молодых». И не только у нас. Это про «вообще». Симпатичная внешность и ...
Хотела озаглавить пост «Как я НАУЧИЛАСЬ готовить», но не решилась. Потому что я до сих пор учусь… А написать об этом меня подвигла Анна, которая рассказала о своём опыте кухонной подготовки. Не помню, с чего вдруг, но однажды моя одноклассница Шамси приехала ко мне, чтобы научить меня ...
...