"Бисмарк" и эсминцы

Техника и тактика.
Ув. sergiovillaggio выложил перевод оценки Престоном "Бисмарка".
Грандиозная дискуссия последовала ожидаемо и незамедлительно.
Позволю себе добавить пару очень важных, на мой взгляд, слов по
животрепещущему поводу.
Не буду оценивать проект "Бисмарка" в целом, как в случае с
"Бородино". Скажу про одну из самых традиционных претензий к этому
проекту (равно как и к проекта "Шарнхорста", "Литторио", "Ямато" и
"Ришелье"). Обычно - можно сказать, всегда - отрицательной оценки
заслуживает наличие как противоминной (150-мм), так и зенитной
(105-мм). Дескать, в эпоху авиации зенитная батарея была
относительно слабой, а дублирование крало много веса и места.
Соотнесём эту претензию с реальным опытом боевых действий (так же,
как мы сделали это в случае с "Бородино"). Заметим для начала, что
теория слабости зенитного вооружения получила определённое
подтверждения - многие "суордфиши" "Арк Рояла" во время знаменитой
атаки 26 мая 1941 г. получили повреждения (как минимум один,
сколько помню - под списание), но ни один не был сбит. Иными
словами, зенитный огонь "Бисмарка" был достаточно точным, но
недостаточно "убойным". Это - с одной стороны.
Со стороны другой у нас - "сводные данные". За всё время боевых
действий немецкие линкоры пять раз отражали атаки торпедоносцев "на
ходу в море". Первым с "суордфишами" познакомился "Шарнхорст", 20
июня 1940 г., дважды отстреливался от "авосек" "Бисмарк", затем
были операция "Цербер" и атака на "Тирпиц" 9 марта 1942 г. Из пяти
атак две - на "Бисмарк" - закончились попаданиями, остальные были
безуспешными. История взаимоотношений немецких линкоров с
британскими эсминцами почти столь же богата. Всего - четыре эпизода
(в т.ч. два - с попаданиями): бой "Шарнхорста" и "Гнейзенау" с
"Глориесом", "Акастой" и "Ардентом" 8 июня 1940 г., атака на
"Бисмарк" в ночь с 26 на 27 мая 1941 г.; всё тот же "Цербер" и,
наконец, бой у Нордкапа (атак было больше, поэтому мы использовали
слово "эпизод").
Первый - технический - вывод, полагаю, напрашивается. Жизнь
немецких линкоров развивалась своебразно. И однозначно
утверждать, что жизнь эта была бы легче, если бы их зенитное
вооружение было сильнее, а противоминное - слабее - нельзя.
Стремление немецких конструкторов дать линкорам надёжную защиту от
атак эсминцев вполне соответствовало реальному боевому опыту.
Второй вывод - тактический. Из девяти эпизодов с участием
британских эсминцев и торпедоносцев попаданиями в линкоры
закончились четыре. Во всех этих случаях немецкие линкоры
действовали без сопровождения (хотя и оговоримся, что в одном
случае линкоров было два, это важно для дальнейшего обсуждения). Из
пяти случаев, не закончившихся попаданиями, в четырёх линкоры имели
охранение. Лишний раз пинать Бэя, раньше времени расставшегося с
эсминцами, полагаю, смысле нет. А вот повод для обсуждения одного
из важнейших, на мой взгляд, решений Лютьенса - отделить "Принц
Ойген" - имеется, и повод очень серьёзный. И дело здесь не только в
сильном зенитном вооружении "Ойгена" - здесь очень важно ещё и то,
что при атаках на пару кораблей пилотам "суордфишей" было бы куда
как сложнее правильно выбрать цель (см. "Шеффилд").
Наконец, можно подойти к ещё одному, третьему выводу - более
глобальному, и касающемуся уже не линкоров, а эсминцев. Популярна
идея о том, что "линкоры во время Второй мировой утратили своё
значение", и почти столь же популярны утвреждения типа "эсминцы
перестали быть кораблями для торпедных атак". Как в первом, так и
во втором случаях имеет место некоторая неточность - появление
новых форм борьбы на море и новых форм применения существующих кораблей затенило их
классические функции и роли. Но ни в коей мере не отменило
их. Линкоры во Второй мировой сражались больше, чем в
Первой. Эсминцы - чаще ходили в торпедные атаки на крупные
корабли. И дневные, и ночные. Делали они это на всех театрах
военных действий, и на протяжении всей войны. Если говорить
об атаках на линкоры, то - начиная с "Глориеса" и Калабрии, и
заканчивая боями в проливе Суригао и у о. Самар (да, ещё один извод
парадокса Лейте). Причём как в случае с
проливом Суригао, так и в случае с боем у о. Самар эсминцы играли
очень важную роль. Ну а последним крупным успехом эсминцев стала
атака на "Хагуро" 16 мая 1945 г. Этот факт - сохранение эсминцами
значения торпедных кораблей - заслуживает отдельного
осмысления и обсуждения. Пока же мы этот факт просто
зафиксируем.
|
</> |