Библиотека Пикколомини

Удивителен сам факт, что такое светское учреждение является частью Собора, но эпоха Возрождения была временем перемен. Новые взгляды проникали в церковную среду извне, а иногда даже в ней и возникали. В случае с Библиотекой было именно так. Её основал кардинал из рода Пикколомини, племянник Пия II, известного гуманиста на папском престоле, любителя классической литературы, поэта, дипломата и создателя идеального ренессансного города Пиенца, заложенного им на месте деревни, в которой родился ("Пиенца" - от имени Пий)

Племянник Пия II, кардинал Франческо Пикколомини (в последствии тоже Папа и тоже Пий) решил таким вот необычным на то время образом увековечить память своего дяди в родной для всего семейства Сиене.
Библиотека была построена в 1492 году. Позже кардинал заказал для библиотечного зала цикл фресок, посвященных жизни и деяниям своего именитого родственника.

В небольшом помещении библиотеки мастер из Перуджи, Пинтуриккио, написал 10 эпизодов биографии Энеа Сильвио Пикколомини (мирское имя Пия II), включающие юные годы и период понтификата. 10 эпизодов размещены на 10-ти панелях, которые с помощью живописных приемов выглядят, как большие арочные окна. "Выглядывая" в эти окна, можно познакомиться с "этапами большого пути" большого человека.

Помимо фресок Пинтуриккио создал такое богатое декоративное оформление, что поначалу теряешься: рассматривать ли шикарный "многогранный" потолок или узорчатые пилястры между арками или все-таки погрузиться в истории прошлых лет и проследовать за главным героем от одного события его жизни к другому (в те времена позволить себе такой "фотоальбом" могли лишь избранные)

А еще здесь под стеклом хранятся фолианты, в которых собраны церковные хоралы - их текст и ноты.

Заглавные буквы текста - маленькие произведения искусства, которые созданы мастерами миниатюры ломбардской школы в 15 в.

Крошечные иллюстрации на библейские темы, заключенные в готические литеры и украшенные виньетками, можно рассматривать бесконечно. Сейчас книги с картинками доступны любому, а в те времена они были предметом особой роскоши.

Но моё внимание в первую очередь привлекли не росписи или книги, а три Грации (Римская копия с греческого оригинала,III в. до н.э.) Было большой неожиданностью столкнуться с ними в непосредственной близости от святых алтарей. (Нагота, выставленная напоказ, никак не стыкуется с христианскими нормами и правилами!)

Обнаженные античные женщины так же уместны в церкви, как безголовые красотки в библиотеке!)))

фото из интернета
Конечно, самым большим сокровищем Библиотеки на данный момент являются фрески.
Вазари, автор "Жизнеописаний", не считал Пинтуриккио столь уж одаренным живописцем, а то, что художник был всегда завален заказами, относил на счет его умения угождать клиентам. Но даже оценивая мастера, как посредственность, вознесенную удачей на вершину славы, он не мог не отметить его невероятную работоспособность, большой опыт в масштабных проектах и организаторскую жилку: Пинтуриккио эффективно использовал труд подмастерьев.(Может, потому ему и удавалось исполнять заказы быстро и качественно)

По информации того же Вазари, художник часто рисовал по эскизам своего товарища и соученика Рафаэля. Исследователи творчества Пинтуриккио это не подтверждают.
Не знаю, кому тут верить - Вазари, современнику, который наблюдал события вблизи, но судил о них порой достаточно предвзято или нынешним ученым, вооруженным различными методиками.

Одно могу сказать: Библиотека производит потрясающее впечатление - и в отдельных своих частях и как единая композиция.
Манеру письма Пинтуриккио не спутать ни с какой другой - он использует мелкие штрихи, что делает его живопись похожей на цветную гравюру.
Особенно хорошо это просматривается в деталях потолка: они напоминают книжные миниатюры:

Вблизи - это тщательный, с проработкой светотени мелким штрихом рисунок, который издали кажется...

...гипсовой лепниной, вплетенной в вязь цветных узоров. Особо стоит отметить удивительную сохранность всех фресок Библиотеки, а ведь они были созданы (1502 г.) практически одновременно с леонардовской Тайной вечерей, которая так поблекла, что стала едва различимой.

Из фресок мне больше всего понравилась та, где юный миловидный Эниа верхом на белом коне, в плохих погодных условиях сопровождает кардинала, у которого служил секретарем, на Базельский собор. Тогда будущий Папа Римский был еще светским человеком, носил элегантные одежды и писал стихи и поэмы на любовные темы.

|
</> |