Безвкусица, или Скорее матовый

Про "Вишнёвый сад" был пост - Варя, приёмная дочь Раневской
Чехов был большим эстетом – в плане требований к женской одежде.
Даже перед самой смертью в июле 1904 года в последнем письме из Баденвейлера
своей сестре Марии Павловне Чеховой он упоминает "безвкусицу" -
"Ни одной прилично одетой немки, безвкусица, наводящая уныние".
Вот и Наташа в "Трёх сёстрах" говорит в конце пьесы младшей из трёх сестёр - Ирине:
- "Милая, совсем не к лицу тебе этот пояс... Это безвкусица... Надо что-нибудь светленькое".


В "Трёх сёстрах" у Чехова "пояс" на платье - это как "ружьё в первом акте на стене".
А про "ружьё в первом акте на стене" Чехов говорил - если оно есть,
то к концу пьесы должно обязательно выстрелить...
"Пояс" и выстреливает.
В первом акте Наташу, что называется, "приложили" - с её зелёным поясом на розовом платье.
А в конце пьесы уже Наташа, всё в доме (в том числе и деньги за заложенный дом) прибравшая к рукам
и всех из дома выжившая,
снисходительно заметит - про пояс - самой молодой из трёх и красивой сестре Ирине.
Мол, совсем не к лицу ей этот пояс, мол, безвкусица.
Надо что-нибудь светленькое...
Но по порядку
Любопытно, что в "Трёх сестрах" сестры (генеральские дочки, между прочим)
довольно бесцеремонно лезут к чужому человеку со своим мнением.

Сначала средняя сестра Маша обсуждает (в компании мужчин-офицеров!) как по'шло и как жалко одевается местная барышня Наташа.
И ведь знает при этом, что в Наташу влюблён её родной брат!
И что эта барышня Наташа прямо сейчас к ним в дом придёт.
"Три сестры", Маша - О.Л. Книппер-Чехова:


Наташа первый раз(!) приходит в дом.
На ней розовое платье с зелёным поясом. Ну прямо девушка-весна?
Да и то - в пьесе май на дворе, весна в разгаре.
Наташу встречает старшая сестра Ольга и... ужасается зелёным поясом на Наташе.
"Три сестры", МХТ, 1901 год, Наташа (М.П. Лилина)
В розовом платье с зелёным поясом, завязанным бантом,
скорее всего, это широкая атласная лента:

-----
Наташа. - У вас такое большое общество, я смущена ужасно...
Ольга. - Полно, у нас все свои. (Вполголоса испуганно.) На вас зелёный пояс! Милая, это нехорошо!
Наташа. - Разве есть примета?
Ольга. - Нет, просто не идёт... и как-то странно...
Наташа (плачущим голосом). - Да? Но ведь это не зелёный, а скорее, матовый. (Идёт за Ольгой в залу)
-----
1901 год, МХТ, Ольга - М.Г. Савицкая, Ирина - В.В.Барановская:

Наташа - актриса Мария Петровна Лилина (1866-1943, жена Станиславского):


Недавно во МХАТе им. Горького даже появился спектакль "Розовое платье" - рассказ-фантазия на тему,
как потом (после пьесы) сложилась жизнь девушки в розовом платье - Наташи, то есть.
Зрителю предлагается "перечитать" пьесу глазами Наташи.
Представить, как она, юная провинциальная девушка, впервые пришла в генеральский дом.
Волновалась, принарядилась в розовое платье с зелёным поясом,
хоть пояс (по словам чуть не плачущей Наташи) и не зелёный вовсе, "а скорее матовый"...
И как потом сёстры (уже после женитьбы брата на ней) всё время над ней высокомерничали,
а муж, мол, из-за них её и разлюбил...
Любопытная идея. У Чехова всегда много "ниточек" в пьесах.
Вот и за "ниточку" "Наташа" можно потянуть. И другими глазами посмотреть...
Ну а насчёт "безвкусицы", будем надеяться, что жена Чехова Ольга Леонардовна радовала его своим умением одеваться...
Всё же артистка, наверное, одевалась со вкусом.
1901 год. Тут пояс на Ольге Леонардовне скорее блестящий, чем матовый:

Фото и иллюстрации из своб источников Сети.
|
</> |