Без сказки и мифа в воспитании никуда?
malyshi — 19.09.2013Сказки для детского воспитания традиционно применяются в неконтролируемых дозах и без внятных интерпретаций. Этот суррогат мировоззрения соединяется с откровенной ложью для манипуляции (плохое поведение = гнев деда мороза)... другими иллюзиями, сознательно или бессознательно закладываемыми родителями. И в итоге получается сознание ,с детства подготовленное для доверчивого послушания и исполнения. Сознание, скажем так, ориентированное на "социо-культурную матрицу". Затем эту форму укрепляют системные объекты, детсад, школа, армия, вуз, а уже затем работодатель (и не только) прекрасно разъезжает на таком человеке. Получается, что родители, сами того не понимая, готовят раба для системы.
Ниже интересные мысли "ЗА" сказку:
Сказка нужна как передача мира архетипического, как передача общечеловеческих и разных этнических кодов. Люди, выросшие без сказки, очень обеднены этим взаимопониманием с другими людьми. Но и погружать в мир фантазии всё время не стоит. Сказка - мир мистический, поэтический. И его можно рефлексировать, это как бы барьер и одновременно пропуск в мир взрослых и пересказ о возрастных переходах-инициациях и рассказ об испытаниях и о наборе мест в обществе. И рассказ о разных типах поведения, и о принципах, и о нравственности. В общем многое передаётся через сказку. И без неё никуда.
Пишет nimleo:
Ну зачем чесать сказки, фантазии, выдумки и бытовую ложь под одну гребенку, а с ними еще и политические интриги?!
Сказка - предмет народного творчества, а не предвыборные обещания, и такие вещи надо различать. Есть творчество, которое выражается в предметах, и есть то, которое выражается в словах. Как картина украшает стену (она же картошку не поможет вырасти...), так и слово украшает.
Сказка не равно бытовая ложь. Сказка не имеет какой-либо цели, кроме развлечения и незначительной дидактики. А вот ложь всякая имеет конкретную такую цель запудривания мозгов. Чем ложь отличается от фантазии - ложь помещается туда, где есть какие-то обязанности, финансы, ресурсы человеческие... А фантазия самодостаточна.
Просто надо конкретно так объяснить ребенку: сказка любая есть аллегория, символ, миф... Да и многим взрослым людям, как я смотрю, такое объяснение бы не помешало. Скажано же: "сказка - ложь, да в ней намек". Не надо толковать буквально сказки и преувеличивать их значение для ребенка. Если спросить любого ребенка, как он относится к кукле, он скажет: "Дак это же кукла, тетенька (дяденька)!" Так же и к сказкам.
А вот что ребенок живет в мире фантазий - бить надо взрослого за несказочные деяния. Обычно за невозможность осознать, что ребенок - отдельная личность, а не придаток материнского организма. И за подавление личности силой, желание все контролировать, и в реальности не остается уютных безопасных уголков для ребенка. Он слишком мал, что бы дать понять взрослому: проел уже мои мозги.
Пичканье небылицами... Дарвин гнусно хихикает. Вот потенциальный электорат для партий воров и грабителей.
Вы учтите, что современные сказки совсем не такие, какими они были изначально. А изначально в сказках, даже самых наивных и простых, были весьма неприятные для взрослых вещи: убийство, грабеж, насилие. Нынешние все сказки - совсем не то, что рассказывали детям лет даже 50 назад...
В общем и целом: сказки - это остатки прежней культуры. Ушедшей. Они - не какая-то абстрактная фантазия, а просто причесаные и кастрованные жутенькие истории из той жизни, которая сейчас кажется неправдоподобной. Сложно сейчас себе представить, что родитель отнесли не нужных детей в лес, как в сказке по Гензеля и Гретель. Золушка пока действенна... Правда, принцев в мире совсем мало наследных. А уж если покопаться в архивах, что эта Золушка изначально делала со своими сестрами...
|
</> |