
Без названия

«По́рох» — советский военный драматический художественный фильм 1985 года режиссёра Виктора Аристова.
Начало сентября 1941 года. Идёт Великая Отечественная война. Гитлеровские войска наступают на ближних подступах к Ленинграду.
Уполномоченный Народного комиссариата государственного контроля РСФСР Николай Павлович Никонов (Юрий Беляев) вызван в Смольный и получает лично от А. А. Жданова, члена Военного совета Ленинградского фронта, особо важное задание — подобрать и доставить из Кронштадта в Ленинград современные пороха для артиллерийских орудий, необходимые для снаряжения артиллерии Красной армии, обороняющей город.
В состав группы, которая подчинена Никонову, включены учёные — специалисты в области порохового военного дела, военный специалист, артиллерист, красноармеец в качестве ординарца. Группа на катере переправляется в Кронштадт, где приступает к отбору порохов и их погрузке на баржи. Погрузка осуществляется днём в условиях непрекращающихся бомбардировок вражеской авиации. Для обеспечения беспрепятственной работы группы и отвлечения внимания противника Никонов предлагает организовать ложную погрузку. Его предложение принимается советским командованием, и немецкая авиация бомбит ложный причал и людей, имитирующих погрузку пороха на баржи. Благодаря этому решению баржи загружены порохом без происшествий. Ночью баржи переходят в Ленинград. С последней баржей идёт сам Никонов. При проходе фарватером вблизи южного берега Финского залива баржа подвергается обстрелу немцами. Немецкие военно-морские силы пытаются захватить баржу, но огнём кораблей Краснознамённого Балтийского флота ВМФ СССР уничтожаются. Во время бомбёжки Никонов падает за борт и от взрывной волны получает контузию. От смерти его спасает Саша Клюев, а затем выхаживает матрос на барже. Баржа с порохом во главе с Никоновым прибывает в Ленинград. На берегу его встречает штабист со словами: «Поздравляю с прибытием, товарищ Никонов! Приказано доставить вас домой. Нам сообщили, вас там обстреляли. Надо прямо сказать. Вы сделали геройское дело, можно сказать подвиг». Никонову приказано двое суток отсыпаться, а затем явиться в Смольный за новым назначением.
Фильм довольно сильный и неплохой (хотя и снят в модной в то время стилистике "кино не для всех"), можно сказать, недооценённый. Во всяком случае, второго такого нет.
Пишут, что во время съемок намеренно спалили один из кроншадтских фортов, что само по себе, конечно, не дело, и действительно, он десятилетиями стоял закопченый. Судя по виду, сейчас его очистили, потому что вообще Кронштадтом серьезно занимаются.
В фильме много моментов, заставляющих порассуждать о том, как война врывается в жизнь обычных людей, которым это всё не очень было надо.
Но мне долго не давал покоя вот этот:
Когда после бомбёжки и обстрела с воздуха баржа подходит к Ленинграду, вытащенный из воды главный герой испытывает что-то вроде полного нервного истощения. Та воля и уверенность, которые были с ним на протяжении всего повествования, покинули его. Между тем, глухонемой (?) матрос, который пережил на борту всё то же самое, сохраняет невозмутимость и способность действовать в соответствии с обстановкой.
- Получается, что главный герой относительно слабый человек?
- Да, возможно, есть люди и посильнее, но они не смогли бы спланировать и организовать такую операцию! Вот в чём дело.

|
</> |