Без названия

Сегодня был последний урок для десятиклассников. Я приготовила им развлекалку про ацетилхолиновые синапсы и как на них можно повлиять: кураре, белладонна, вот это всё.
Но прихожу и вижу девиц, половины из которых на прошлом занятии не было. Они жалуются, что на следующей неделе тяжелый зачет по биологии. И просят повторить эмбриологию.
Я: ну Ок. Открываю презентацию с прошлой недели, что тут сложного: морула-бластула-гаструла-нейрула. Дальше уже развитие органов. Хорион, амнион, аллантоис, строение плаценты.
А потом снова задаю свой коронный вопрос, тем, кто не был в прошлый раз: что такое менструальный цикл. Тех, кто уже был на занятии, прошу молчать. Не знают.
И дальше прошлись по основным вопросам, которые уже скоро коснуться 16-17 — летних девушек: совершеннолетие не за горами. Диагностика беременности, контрацепция (само всплыло!), критические сроки беременности (когда легче всего повредить эмбриону-плоду), роды, поздний гестоз. Поговорили хорошо. Где-то в районе контрацептивов пришел единственный мальчик и начал слушать во все уши.
В общем, у меня ощущение полной катастрофы и провала всего курса. Я им рассказываю про митохондрии и диабет, а они не знают жизненно необходимых в их возрасте вещей. То есть нет совсем базовых знаний, даже по анатомии. Каюсь, я как-то не включала в курс тему размножения, опасаясь банально повредить школе, мало ли какие родители как среагируют.
Но. Дети, почти взрослые, ничего не знают про:
1. Овуляцию, соответственно, её сроки относительно менструации (примерно 14-й день)
2. Где и как происходит оплодотворение. Это важно именно для понимания, чем опасны воспаления яичников и маточных труб, которые наши мамы скромно называют придатками. «Застудишь придатки!» это оно. Оплодотворение происходит в наружной трети маточной трубы, далее эмбрион на стадии морулы-бластулы неделю двигается по трубе в сторону матки и примерно на 7-8 сутки происходит имплантация. Как вы понимаете, воспаление - это прежде всего сужение и спайки, затрудняющие движение эмбриона и провоцирующие внематочную беременность, а это смертельно опасно.
3. Когда и как диагностировать беременность. С первого дня задержки — тестом на ХГЧ (хорионический гонадотропин), к тому времени плацента уже вовсю его вырабатывает. И дальше УЗИ (5-6 недель с начала последней менструации, то есть, 1-2 неделя задержки) — убедиться, что эмбрион в матке, а не где-нибудь в неположенном месте.
Девочки собирались диагностировать беременность по тошноте, увеличению аппетита и росту живота (фейспалм). Я убеждала их, что понимать, что с тобой происходит, очень важно, хотя бы потому, чтобы не натворить глупостей в те самые критические недели развития эмбриона — 2-8 недель (по дате последней менструации 4-10). Банально избегать алкоголя, лекарств и инфекций. А для этого нужно понимать, что происходит. Поэтому тест — наше всё, он вполне надёжен.
4. Все вытаращили глаза, когда я сказала, что презерватив — не 100% гарантия, так как он может рваться. Это было новое знание. Но все согласились, что защита от инфекций, которую обеспечивает презерватив, не менее важна, чем предотвращение беременности. Рассказала, как действуют Ок и ВМС. Что это абортивные средства (если кому-то важно).
Немного поговорили про ПМС и менструальные боли. С девочками никто про это не говорит!!! Сказала, что хороший гинеколог, которому доверяешь — наше все и что есть средства, убирающие неприятные симптомы. Но только по совету врача.
Заодно обсудили, что такое количество менструальных циклов изначально явно задумано не было: женщина в репродуктивном периоде рожала и вскармливала, а затем беременела в один из первых циклов. Так что да, плата за цивилизацию.
Ну и немного обсудили беременность в плане: не нужно считать беременность болезнью, но нужно быть в поле зрения специалистов: наблюдаться, делать все эти УЗИ, сдавать анализы, мерять давление и взвешиваться, как того хочет акушер-гинеколог. Потому что в принципе беременность вполне здоровое состояние, но уж если там что-то ломается, то отлавливать поломку нужно на самых ранних стадиях, иначе чревато.
Как пример рассказала про эклампсию (с отсылками к Аббатству Даунтон и Правилу виноделов). Про то, что предикторы такой беды выглядят вполне безобидно: белок в моче, отёки (у кого их нет!) и повышение давления. А если уж дело дошло до головных болей — совсем караул. Так что наблюдающий врач будет ловить именно эти симптомы и при малейшем их появлении — предпринимать меры. Вплоть до госпитализации в роддом. Да, неприятно, но зато сейчас гибель матери и ребёнка от эклампсии — штука довольно редкая.
Ну и нарассказывала страшилок про то, как женщины узнают о беременности в момент родов вполне в срок (сама видела), или про женщин, которые единственным средством контрацепции считают аборты, причем в странных местах, и в результате попадают к нам с тяжелыми кровотечениями и перитонитами и весьма слабыми шансами на материнство в будущем.
В общем, загрузила я их информацией напоследок!
Думаю, все эти темы нужно будет развернуть на 3-4 занятия (6-8 уроков), чтобы не прыгать с темы на тему. Неосведомлённость детей в таких вещах просто очень опасна, она может поломать жизни.
Школа, в лице учителей биологии, вроде, не против. Посмотрим, не возмутятся ли родители.
|
</> |