Без названия

Разве может быть хорошая русская проза в XVIII веке? Смешной вопрос, правда? А когда жил Франц Кафка? Точно ли в XX веке? А ведь вы небось Федора Колоколова не читали? Федора Колоколова (1760?--1808), служившего почтмейстером в Твери – не читали ведь? Ну, тогда прочтите:
КАНЦЕЛЯРИЯ (Фрагмент)
«Писал, писал, да и устал — отдохну, отдохну. Еще перо попытаю, хорошо ли оно марает. — Не нравится, — выну ножик, счищу его. Ножик от долговременного употребления притупился, не таковы ли уже и чувства мои становятся. Однако приложу его поперек — не режет. Полно, — брошу писать, не стану горевать. Час с полудени бил, а я сижу в приказе с седьмого часа. Пойду обедать. У меня хоть небогатый стол, но нужды ни в чем не имею. О приятных соусах не помышляю. Не оставлю вотчины и богатства купцам. Отобедал; лягу спать. — уснул — встал. Пойду прогуляюсь, разовью кручину свою по воздуху, с чистого воздуха опять пойду к перу; им почерчу. Был, сидел, чертил; вот <�с четырех и девять уже с половиною часов?>. Брошу шляпу на голову, перчатки суну на пальцы, побегу домой ужинать. — Разделся, есть не хочется. Причиною тому иль нети мои, от которых желудок мой расстроился, или жизнь сидячая, заразившая гнилостию физические соки мои. — Без ужина лягу на постелю. По той привычке, как бывало привык учивал и уроки мои, засвечу я и теперь свечку. Почитаю любимую свою книжку: Юнговы Ночи. Глаза мои слипаются, — погашу свечку, усну. — Как усну, то увижу во сне, который час меня пробудит, весел ли я, печален ли я встану, и встану ли еще. Кто мне ручается в том. Сон образ смерти. Сколько раз засыпаю, столько раз и умираю. Сколько подобных мне людей сон сей обманул. Между собою <1 сл. нрзб> сон и смерть (Л. 3)»
Фрагмент "Канцелярия" взят из статьи покойной Ирины Юрьевны Фоменко: "Меланхолические домашние мои рассуждения" Ф. И. Колоколова (2013). Статья не получила никакого резонанса -- а между тем, материал фантастический.
А вот еще один фрагмент:
НЕ ГОЖУСЬ Я БЫТЬ СЕКРЕТАРЕМ...
«Секретарство есть навык один, да и то малым еще трудом приобретаемый. Почему я не гожусь быть секретарем? Я прежних способностей своих не лишился, не сошел с ума. Почему же я не гожусь... — Разве кто здесь искушал способности мои, измеривал мой ум, весил мои силы, мои движения, мои расположения. Но испытания сего никто не делал надо мною. Почему же я не гожусь... — Потому ли, что я стар, как брешут некоторые. Но мне лишь только сорок лет. В сорок лет человек не есть такой остарок, который не годился бы ни для какой должности. Люди ворочают и не секретарскими делами в восемьдесят лет и более, а сорок лет что такая за неспособная старость, что за фигура, что за диковина. Почему я не гожусь секретарем-то быть?..
О, какая таинственная каббала секретаря перо! О! какая непостижимая мудрость управляет криводушными секретарскими чертами и особливо в том месте, где почти никакого не требуется ума, где одна только должна быть механика в голове и где все делается механически!
Нет, нет, вижу, вижу... причины тому не неспособности мои и не старость моя, но ядовитая человеческая зависть приказная, честолюбие секретарское, коротко: фу, фръ, еръ, еры, я — я-то экой радымакер, <�я-то быв, один секретарем, я то бы один умом своим, которого, кроме хитрости, никакого нет, славился?>. Я то бы один был уважаем, почитаем и одобряем. Я то бы в год по шестисот рублей жалованья получал. О, проклятые слова, я-то, я-то этакой радымахер. Но кто такой я-то. А если <1 сл. нрзб> какая-нибудь <1 сл. нрзб> белобокая сорока, которая, ухвативши носящемо бурею перо на воздухе и приделавши его на кохти свои, умела влететь в открытое окно, сесть на стуле и за красное сукно и сим самым пером не законы подставляет, но бумагу секретарскую только гадит и марает. Я то экой радымахер! Какой хаос! Какое явление! Какое превращение!».
См. также: Даченков И.; Петров Ф. Федор Колоколов: забытый самородок России: М., 2014.
|
</> |