Без названия

топ 100 блогов nikandra_serova29.10.2021 И вдогонку предыдущему посту хотелось бы подробнее рассказать о Джейн Эллиотт, которая своим экспериментом «разделенный класс» навела много шороху, ведь эксперимент несмотря на то, что был охрененным, проводился с детьми и был достаточно спорным с этической точки зрения. Изучая материалы об этом эксперименте я встречала такие его определения как «ужасный», «жестокий», «бесчеловечный» и так далее. Ну что ж, определения достаточно серьезные, но уж точно небезосновательные.
Но вернемся к Джейн Эллиотт, эта дама явно стоит внимания)
Джейн Эллиотт была простой учительницей младших классов и ничем особенным не выделялась. Ее жизнь (кто бы мог подумать) изменил обычный просмотр вечерних новостей ввечером 4 апреля 1968 года, где рассказали об убийстве Мартина Лютера Кинга-младшего.
По ее словам, она хорошо помнит сцену, в которой белый репортер направил микрофон на местного чернокожего лидера и спросил что-то вроде: «Когда наш лидер (Джон Ф. Кеннеди) был убит несколько лет назад, его вдова держала нас вместе. Кто будет контролировать ваш народ?». Этот вопрос репортера натолкнул ее на мысль объединить запланированный ею урок о коренных американцах с уроком, который она запланировала о Мартине Лютере Кинге-младшем для февральского проекта «Герой месяца».
Решение наглядно показать детям, что чувствуют люди, которых дискриминируют, укрепилось на следующий день, когда один из учеников – Стивен Армстронг, первым прибывшим в класс на занятия спросил: «Почему они застрелили этого Кинга?». Ученики, которые приходили позже тоже спрашивали за что именно убили Кинга.
Надо заметить, что все ученики класса Эллиотт были «белыми» и когда весь класс был в сборе, она сказала, что им будет трудно понять дискриминацию, не испытав ее на собственном опыте, а затем спросила детей, хотят ли они узнать. Дети согласились.
Дискриминационным признаком учительница выбрала цвет глаз – карий или голубой.
По цвету глаз, она разделила всех детей в классе на две группы. Тем, у кого были голубые глаза, был условно присвоен высокий статус, а кареглазые были объявлены «представителями низшей расы», не заслуживающими уважения. Она выделила голубоглазых учеников и сообщила всем, что эти дети лучше, «чище», умнее других, к тому же, у нее самой глаза того же цвета.
Статус голубоглазых давал им определенные привилегии. К примеру, они могли получить в столовой вторую порцию еды (чего не позволялась их кареглазым одноклассникам), им разрешалось играть в новом спортивном зале, перемена для них увеличивалась на 5 минут.
На кареглазых же накладывались ограничения:
им нельзя было пить из общего фонтанчика: теперь они должны были пользоваться бумажными стаканчиками, так, будто они являются «грязными»;
их перемена заканчивалась на 5 минут раньше;
они не могли играть в новом спортивном зале вместе с голубоглазыми детьми, так как «были не так хороши, как они»;
все кареглазые дети обязаны были носить специальный «черный воротничок», который был виден издалека, не позволяя усомниться в статусе.
Кроме того, учительница то и дело подчеркивала, что кареглазые дети глупее, хуже голубоглазых, постоянно доставляют проблемы. Это было достаточно убедительно, чтобы дети в это поверили.
« – Открываем страницу 127. Все готовы? Все, кроме Лори. Готова, Лори?
– У нее карие глаза.
– У нее карие глаза. Вы увидите сегодня, что мы потратим кучу времени, ожидая кареглазых».
Оказавшись в таком «привилегированном» положении, голубоглазые дети тут же начинали вести себя высокомерно по отношению к кареглазым, демонстрировали доминантное поведение, даже оскорбляли одноклассников и применяли к ним различные физические воздействия. Эллиотт писала, что детям понадобилось всего 15 минут, чтобы превратиться «из разумных, хороших детей в мерзких злобных шовинистов».
Кроме того, у высокого статуса было и еще одно интересное последствие. Успеваемость голубоглазых детей значительно улучшилась. Примерно настолько же ухудшилась успеваемость кареглазых ребят. Сами дети утверждали, что учились лучше, потому что были «избранными», и хуже, если были «изгоями». Логически это несложно объяснить. «Угнетенные» школьники у доски терялись и нервничали, многие пребывали в сильном стрессе, который мешал эффективно усваивать знания.
Эксперимент длился два дня. На следующий день Эллиотт решила продолжить эксперимент, и теперь группы учеников поменялись ролями. Она объявила, что «ошиблась», и на самом деле кареглазые дети лучше голубоглазых. Кроме того, учительница обосновала превосходство кареглазых действием пигмента меланина, который якобы делает их умнее. Теперь голубоглазые дети оказались в угнетенном положении. Кареглазые могли бы быть снисходительными к ним, ведь они знали, что те испытывают. Но дети не захотели проявить милосердие и отплатили той же монетой.
После эксперимента учительница попросила детей написать эссе о том, что они чувствовали. Впоследствии сочинения детей были опубликованы в апрельском номере газеты «Riceville Recorder» под заголовком «Как ощущается дискриминация», и эту историю подхватило Associated Press . Из-за последней статьи Эллиотт была приглашена на Вечернее шоу с Джонни Карсоном в главной роли . После того, как она рассказала о своих упражнениях в коротком интервью, реакция аудитории была мгновенной и Джейн устроили «веселую жизнь».
В обобщенном виде мнение людей звучало так: «Как вы смеете опробовать этот жестокий эксперимент на белых детях? Черные дети вырастают привычными к такому поведению, но белые дети никак не могут этого понять. Это жестоко по отношению к белым детям и вызовет им нанесен большой психологический ущерб».
Многие коллеги объявили Джейн бойкот, досталось и ее детям, которых всячески травили, оскорбляли и словосочетание «негритянская подстилка» было не самым страшным оскорблением.
Но судя по всему Джейн была теткой с крепкой психикой и твердыми взглядами, поэтому стойко сносила травлю, но свою линию гнула и когда распространились новости о ее упражнениях, она стала появляться в большем количестве телешоу и начала повторять упражнения во время профессиональных тренировок для взрослых.
В декабре 1970она со своим экспериментом добралась аж до Белого дома, где на конференции показала опыт другим педагогам.
Про Эллиотт снимали фильмы и ее эксперимент всячески повторяли, ее известность росла, она оставила карьеру учительницы и стала ведущей тренингов по разнообразию. Причем не абы каких тренингов, которых сейчас хоть пруд пруди у любой инстаграмщицы, а прям серьезных. Она сотрудничала с такими монстрами как General Electric , Exxon , AT&T и IBM , а также читала лекции для ФБР , IRS , ВМС США , Министерства образования США и Почтовой служба США. Сами понимаете – не кот начихал.
Тетку явно зауважали и волну она подняла некислую, потому что многие компании стали рассматривать обучение разнообразию как способ предотвратить негативные судебные иски и огласку. Эллиотт говорила: «Если вы не можете придумать никакой другой причины для избавления от расизма, думайте об этом как о реальной экономии денег».
Тренинги основанные на эксперименте «разделенный класс» распространялись по всему миру и используются по сей день.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Что-то не успел я и глазом моргнуть, как развёл у себя целый зоопарк, хотя ранее думал, что максимум заведу из живности только кошку. Есть среди этих животных и те, кто втянул меня целиком и полностью в реальную жизнь, так сказать отвлекли от живого журнала и дали возможность посмотреть ...
Читать ...
Чудесного вам настроения! Приятного денечка, до краев наполненного радостями и благополучием! ...
Вы верите, что желания могут исполняться? Я верю ))) Естественно, что не всякая мысль реализуется, было бы глупо, если бы все подряд исполнялось, ведь наши желания порой противоречивы. Но все же, желания сбываются, главное, правильно желать! ...
К любви не стоит предъявлять претензии, с первого дня отношений строить далеко идущие планы. Пусть всё идёт как идёт. Даже если ждёт недолгое совместное будущее, оно всё-таки будет. Впереди — счастье, а что потом — так ли это важно? Живем сегодня и ...