Без названия
division___bell — 25.01.2020
Интересно, что оставила после себя затонувшая Атлантида Советского
Союза в метафизическом смысле? Чем заполнилось то место в мире
идей, которое она раньше занимала, какой ментальный континент
сейчас располагается на месте той дыры? Поясню, что именно я имею в
виду в своем вопросе. В реальном мире страна советов несмотря на
свой изначально модерновый проект ( а создание первого в мире
государства подобного толка являлось самым настоящим модерном)
очень быстро отказалось от первоначальной идеи мирового
переустройства, и моментально регрессировала в подобие трупа РИ, на
костях которого вурдалак Советского Союза и возник. Советы, словно
призрак убитого, сделали все, чтобы скопировать того, на чей могиле
они и возникли. Снова империя, но уже в других границах(кстати,
интересная особенность этого фантома, который прижился на
территории России: каждый раз копирует прежнюю эмонацию но на уже
на порядок более бесчеловечную и каждый раз с потерей части прежних
территорий, словно кол-во безумия осталось прежним, но в более
тесных границах его плотность повышается на порядки). Эта империя
всю свою недолгую земную жизнь занималась исключительно двумя
вещами : приготовлением колбасы из человечины для своего
начальства( это не моя формулировка это формулировка одного из
Стругацких в интервью, с которой я абсолютно согласен) и
производством фантомов, иллюзий, миража. Причем и то и другое у нее
получалось на высшем уровне: и по степени людоедства, которому не
существует аналогов в её 20 веке, и по качеству и масштабу
произведенных фантомов. Вот для меня очень показательны эти два
примера, просто классические. Советский кинематограф умудрился даже
из похоронного текста, в оригинале принадлежащего сгоревшему трупу,
отправляющемуся в последний путь по Гангу, сделать миленькую
лирическую песню и вставить её в мелодраму( речь идет о мелодии из
к/ф "Вам и не снилось" где текст Рабиндраната Тагора перепет нежным
голоском Валерии на музыку Рыбникова с совершенно противоположными
коннотациями, а впрочем там ложь даже в самой экранизации: если в
тексте повести Ромка погибает после своего прыжка упав на трубу, то
в советском фильме пара влюбленных остается в живых, обнимаясь под
.. похоронный гимн, да: правда вылезает из метафизического
пространства и ехидно подмигивает:). Советы обладали потрясающей
способностью создавать мифы из любых остатков человечины, пущенной
на колбасу: ну кто не помнит задорный шлягер Эдуарда Хиля "Зима",
где "потолок ледяной, дверь скрипучая" ? В оригинале это текст
ужаса, исповедь смертника, принадлежащий испанцу Хавьера Линареса.
Тот поэт на свою беду был приверженцем Франко, потом вступил
добровольцем в "голубую бригаду", воевал под Ленинградом где и
попал в плен 43-ем раненым. Дальше наш обычный конц.лагерь, Сибирь
где у теплолюбивого южанина образ русской зимы, колючей проволки,
низкого темного неба за которым прячется смерть вылился в текст :
"с потолка свисает лёд
с ужасом прислушиваешься к скрипу двери. За шершавыми стенами
поджидает колючая тьма.Там - обмороженная мертвенная пустыня, и из
окон вырывается выморочный синий пар.". Т.е то, что было
свидетельством смертного человеческого ужаса -в плавильной печи
советской фабрики по производству фантомов превратилось в задорный
хит! Феноменальный успех, на мой взгляд.
И вот эта империя снова рухнула, убитая, к сожалению, ещё более
паскудным чудовищем. Такой злой рок русских: каждый раз
коллективное общее новое оказывается поганее прошлого, и каждый раз
с потерями территорий
Так вот возвращаясь к топономике затонувшего континента. Его рельеф
был двойственным : снаружи серость во всем, глобальные претензии, с
трудом скрываемая глобальная нищета, абсолютная тотальная ложь
лозунгов, в которые не верил уже никто, а под этим кипучая
подземная жизнь с Окуджавой ( создателем архипелага авторской
песни), Высоцким ( тем единственным человеком, который заменил для
советских людей Иисуса Христа поскольку его творчество любили все,
от кгбэшников и зэков до Бродского и Шемякина), прогрессивной
Таганкой, Стругацкими в сам.издате да черт еще с чем.
Так вот после катастрофы, уничтожившей эту Атлантиду все, что было
создано собственно советской системой исчезло и растворилось в воде
времени. А то, что производилось "под землей" если уж дословно
обозначить скрытую культуру андеграунда - осталось и живет до сих
пор. До сих пор живет гений и Высоцкого и Окуджавы, до сих пор
Аксенова и Стругацких переиздают во всем мире - эти объекты
метафизического мира живут и действуют, воиспрозводя себя в
ноосфере.
Так вот возвращаясь к первоначальному вопросу: а что осталось
помимо этого? Не в смысле какие ещё известные шедевры или тексты, а
что пришло им на смену? Что сейчас выдыхает в ноосферу та
коллективная машина из человеков, которая пришла на смену Советам?