Без названия
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Carina Cockrell-Fehre
ДОМ КЛЕМЕНТИ
#ThisRealmThisEngland
Люблю бродить в Лондоне по улицам, заглядывать в окна. Занавесок на
них никогда нет ( это "so middle class!", как сказала бы
вдовствующая графиня Грэнтэм из "Доунтонского аббатства") - в
общем, мимолетно заглядывать в окна считается в Лондоне вполне
допустимым занятием.
Род медитации
:-)
Вот заглянула в одно окно высокого, как маяк, особняка между
Ноттинг Хиллом и Найтсбриджем.
Голубой кружок сообщает, что здесь жил Муций Клементи.
Ах, вот оно что. Стало быть, ярко освещенные окна этого похожего на
башню дома и были маяком музыкального Лондона в течение трех
столетий.
К 19 веку британцы создали высочайшую культуру живописи и
литературы, а вот с музыкой как-то не сложилось. Всемирно
известными композиторами оставались Перселл, Элгар (позднее -
Бриттен) и - обчелся. Зато имена иностранцев Гайдна и Клементи
связаны с Англией.
Муций Клементи, итальянец, похороненный в Вестминстерском
аббатстве, музыкальная гордость Британии, вообще-то в особенно
мощных музыкальных традициях не замеченной (по сравнению с
Германией, Францией или Австрией)
А вот Клементи официально носит титул “отца фортепианной музыки”.
Он очень любил этот дом - “мой просторный, прекрасный дом”:
акустика тут ему особенно нравилась.
Талантливого ребенка-органиста привозит в Англию из Италии богатый
меценат и дает ему блестящее музыкальное образование. В 1780-м, уже
виртуозом, Клементи пересекает Ла Манш обратно на континент- и
жадно вдыхает морской воздух, пахнущий водорослями и обещанием
грядущей славы! Век просвещенных монархов, клавесина, клавикордов,
пудреных париков жеманных “пастушек”, огромных жабо, архитектурных
излишеств и мужских туфель на высоких каблуках.
В Вене, как раз перед Рождеством, при дворе императора Иосифа
Второго, Габсбурга, Муций Клементи принимает вызов самого Моцарта.
Придворные предвкушают удивительнейшую дуэль: композиторы должны
исполнить собственные импровизации, и сам император определит
победителя.
…Просвещенный Габсбург Иосиф II благодарит виртуозов,
дипломатично объявляя ничью, но всем, в том числе и потрясенному
музыкой соперника Клементи ясно, кто победил. Вольфганг Амадей
отдаст должное побежденному, включив одну из его импровизаций в
увертюру для “Волшебной флейты”. Тогда это считалось обычной
практикой.
А Клементии еще заедет и в Париж, где исполнит свои знаменитые
“Шаги к Парнасу”- Gradus ad Parnassus в Версале, перед уже
обреченной (о чем не знает пока никто) королевой
Марией-Антуанеттой. Своих письменных впечатлений об этом она не
оставила по понятным причинам: век декадентских излишеств,
блистательных концертов и пудреных париков окончился во Франции
гильотиной и корзинкой, куда скатывались с помоста головы…
И даже в России Клементи побывал, но никаких статей или
исследований, его визиту посвященных, на русском языке найти не
могу...
Может, не впечатлил?
В общем, Клементи вернулся из турне еще до всего парижского
ужаса, вот в этот дом, и стал одним из лучших преподавателей
музыки, издателей нот (права на издание всех своих произведений в
Англии передал ему сам Бетховен, безмерно ценивший талант
Клементи!) и прекрасным инженером “пианофорте”, то есть пианино и
роялей. Дело в том, что клавесин и клавикорды были гораздо менее
выразительны - каждый звук быстро затухал,к тому же на клавесине
нельзя было извлекать звуки разной громкости. А между тем музыке
уже необходимо стало отражать все более нарастающий гул Времени.
Эра клавесина окончилась.
Есть дома-музеи, в которых сохраняется абсолютный эффект
присутствия их обитателей. Таков и дом Клементи. Там есть даже одно
из отреставрированных, первых, экспериментальных фортепиано
Мастера. Когда в доме тихо и нет посетителей, ощущаешь тишину иного
века и слышишь, как чьи-то призрачные пальцы в пустой гостиной
тихонько касаются клавиш, продолжая свой вечный концерт…
Здесь, в этой гостиной, в 1826 году, любил играть на рояле и
гость из Германии Феликс Мендельсон, открывая для себя совершенно
неизвестного (прочно забытого тогда) композитора Иоганна Себастьяна
Баха (ноты одного из концертов Баха подарила Феликсу его бабушка -
для практики, не более того- невесть как их сохранив).
Здесь же, в этом доме, Мендельсон, вдохновленный Шекспиром (на
родном немецком, в лучшем из известных иностранных переводов - Й.
Шлегеля) сочинял свою волшебную музыку к комедии “Сон в летнюю
ночь”, от которой осталась самая узнаваемая мелодия на планете -
“Свадебный марш” (всего лишь одно из нескольких интермеццо, вот
какая ирония!)
Проносятся революции, войны, века, меняются прически, нравы,
мораль, звучит иная музыка, иные звуки доносятся в дом Клементи с
улицы - все меняется, кроме изодранных облаков, несущихся над
крышей.
А дом стоит.
И в нем почти все остается неизменным.
Мысль не новая, но от неё тепло.
P.S Собираюсь в Дом Клементи в грядущий выходной совсем не по музыкальному поводу.
Это будет камерная встреча с Гасаном Гусейновым.
![](/images/main/-43ac6e.jpg?from=https://scontent-lht6-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-0/p600x600/75412037_10220649912815431_7088129092893016064_n.jpg?_nc_cat=104&_nc_oc=AQlW_kjH_qsXEOjw8iK6AfFXGKBQTaUZ4aNt6EtkyrRqDWYPEH5wQwoCOM0jMj8Lo9Y&_nc_ht=scontent-lht6-1.xx&oh=71e6cf50876d96656d17c8fe9586ad5e&oe=5E8ACF1B)
![](/images/main/-a451db.jpg?from=https://scontent-lht6-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-0/p370x247/74909790_10220649912695428_4848450913867661312_n.jpg?_nc_cat=108&_nc_oc=AQl2jAH9RgyfRoOSGVB7UajP3qXfPPOJrgTs0RCxGcBJ8DuHI-PpJ3YkZfDI-xhFCks&_nc_ht=scontent-lht6-1.xx&oh=218ef110057f198b936dd7aefabdf15a&oe=5E535747)
![](/images/main/-fdca10.jpg?from=https://scontent-lht6-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-0/p370x247/74937012_10220649912855432_5197837380886724608_n.jpg?_nc_cat=101&_nc_oc=AQmnPJVA2PJtu64YprwghzfGGFi-BqJU3DsbjeVJorq-mG4-3gv89UWYOJ2glYk-q04&_nc_ht=scontent-lht6-1.xx&oh=d28b8c5754c6396cf96a8f7672fa37cc&oe=5E541827)
![](/images/main/-372d22.jpg?from=https://scontent-lht6-1.xx.fbcdn.net/v/t1.0-0/p370x247/74662397_10220649914255467_2650430292661108736_n.jpg?_nc_cat=103&_nc_oc=AQlL6eYCKdGiKV99Y8qrlLnC0mJ9oVm-bSA1VgFJahBTA-QUn0p8iQxxeJCD6U0W09A&_nc_ht=scontent-lht6-1.xx&oh=75e8f2378999b7e160db0f9da942eadd&oe=5E49D2D2)
|
</> |