Без названия
pl_yum — 28.05.2019Собираю плейлист для бабули, ей 85. Аудиокниги и радиоспектакли, песни ее лет. И, знаете, тут может тебе далеко еще до 85, но невозможно же после, например, Зыкиной или Утесова на полном серьезе считать певцами/певицами кого-нить типа Барских или Лободы. Я вот сейчас даже руку к глазам поднесла, настолько это испанский стыд. И вот раааньше...
Ладно, я не буду про разницу поколений. В конце концов ответственность за воспитание детей с меня никто не снимал. А тот факт, что социум мне не помогает (это я про сегодняшнюю обложку FLACON с голой жопой)... никто и не обещал, что будет легко.
В общем, я не об этом. То есть об этом и не совсем.
Искусство и творчество — есть ответ на события, поиск ответов, реакция. Плейлист для моей бабушки 85 лет на 70% состоит из военных песен. Потому что такой была реакция, и с оглядкой на время, таким был запрос. (Вы смотрели, или может читали, историю хора Александрова или ансамбля Березка? Очень интересно с точки зрения страна-время)
С этой стороны мне стало понятно (совершенно внезапный фидбек), почему я не воспринимаю современную музыкальную поп-культуру. Они не говорят про важное для меня. Они вообще про меня не говорят. То есть из возраста главной героини, которая глаза в глаза и под одеялом я уже всё, а до возраста наблюдателя «Ты знаешь мама, мама, мама я схожу с ума» я еще не доросла. И всё, друзья, всёёооо. Других ролей там не придумано. В этом же ракурсе совершенно понятно, почему мне гораздо ближе не поп. Может быть я по-прежнему не героиня, но мне хотя бы есть, где размяться в «И верили в вечную любовь», и в «Не выходи, не совершай ошибку», и даже в «возьми мне Джека 2 по 100».
Представьте, что примерно в таком потоке я и встретила сегодня вопрос «А у вас есть книги, которые вы могли бы посоветовать своим детям в 11-15?»
Пару лет назад мы вот тут же, в блоге, собирали детскую и подростковую литературу. Меня в тот период очень впечатлил один комментарий про советскую классику. О том, насколько это устарело. Я тогда даже возмутилась, но сегодня, пожалуй, готова не просто это признать, а даже и проговорить со своей табуреточки.
На днях в вечерних чтениях для детей (моим 10 и 6) отложила Крапивина, и взяла все-таки «Вафельное сердце». И как бы мне не хотелось, чтобы мои милые крошки зачитывались и заигрывались бы в крапивинские сюжеты, мои не милые и не такие уж крошки этих сюжетов просто не понимают. Мы читали «Дети синего фламинго», их захватил сюжет, но им были не понятны сюжетные повороты. Например, зачем у главного героя ключ на веревке? а где его родители? а как он один на автобусе ехал, он же маленький. Он что, в одних шортах и футболке гулял? а почему он родителям не позвонил?
С другой стороны я самолично прочитала им вслух почти всю серию «КАк приручить дракона» И героиня по имени Большегрудая Берта не вызывает у них вопросов. Вообще и никаких. И слово «буфера» в отношении этой самой Берты, тоже никаких вопросов не вызывает.
Или вот я прочла недавно «Здесь была Бритт-Мари» Бакмана (кто советовал, спасибо). История о том, как пожилая и несоциализированная Бритт-Мари попала в совершенно неведомый ей мир, непричесанный и шумный. В этом мире, среди других, ей встретился рыжий мальчик лет наверное 13, который шел на «свиданку» с мальчиком же. И Бритт-Мари спросила у паренька «и, конечно же, твои друзья об этом не знают?», а паренек не застыдился, не возмутился, он удивился «почему они должны не знать?». Книжечка взрослая и эта зарисовка, пожалуй, тоже для взрослых. И она, зарисовка, пока идеально характеризует встречу поколений в 2019.
Я, безусловно, из тех взрослых, которые верят в светлое, доброе, вечное. И из тех, кто про верность, дружбу, человеколюбие. Но я еще и за то, чтобы если и учиться не на своих ошибках, то пусть это учение говорит на языке ученика. А я очень очень верю в то, что культура — она не просто так. Если это не диалог, то это как минимум мнение. Так вот мне бы хотелось, чтобы мои дети и в 11 (хотя это рано, имхо), и в 15 могли бы говорить о мнении, высказывать свою оценку на элементарном уровне.
Но мне бы не хотелось, чтобы мои дети в свои 15 думали бы как я. Да, я читала какие-то книги, какие-то даже хорошие. Но с тех пор мы все стали жить в совершенно другом мире. А материнство дает мне уникальный шанс пережить подростковый возраст снова, и даже еще раз снова. Сначала через подбор книг, а потом и через переживание и действий как таковых и прочитанного, надеюсь.
Мне сейчас важно, чтобы взросление моих детей происходило в современных декорациях. Мы никуда не уйдем от светлого, доброго, вечного. Как минимум это проходят в школе, даже если я буду иметь другое мнение. Но, дорогое мироздание, пусть мне хватит сил, терпения и мозгов, чтобы говорить о любви, как в «Назови меня своим именем», а о взрослении сюжетами «Рюрика». Но есть еще одно - они никогда не поймут, что это именно их время, если я буду огораживать их и от Барских с Лободой, и от крапивинских мальчишек. Помните, как у Мартина Бес говорил с Джоном «Читатель может прожить тысячу жизней, не любящий читать — только одну».
А у вас есть книги, которые вы посоветуете своим детям в 11-15 лет?
|
</> |