
Без названия

...А ведь было время, когда Родченко обвиняли в плагиате и пытались травить. Причина? Сходство некоторых работ с аналогичными образцами венгра Ласло Мохой-Надь (Moholy-Nagy). В нашей прессе его именовали Моголи-Наги , не зная правил венгерской транскрипции. В «Новом ЛЕФе» (№6, 1928 год) был напечатан ответ клеветникам: «Снимок Моголи-Наги "балкон" и мой "балкон" поразительно похожи, и поэтому он (автор публикации — Авт.) поместил их рядом. Но года этих работ говорят в мою пользу, а поэтому он год снимка Моголи-Наги не поставил. Я это исправляю. Мой "балкон" и ряд других снимков балкона напечатан в журнале "Советское кино" в N 2 за 1926 г., Моголи-Наги - в журнале UHU в феврале 1928 г. Что скажет на это редакция "Советского фото", проверившая письмо и иллюстрации? Укажу, что еще есть "балкон" Моголи-Наги, очень похожий на мой, в журнале "Дас иллюстрирте Блат" N 15 за 1928 г.».

- Слева - фотография Александра Родченко.
Справа - фотография Ласло Мохой Надь.
И — странная, коробящая фраза: «Считаю, что мои снимки не хуже со мной сравниваемых, и в этом их ценность». Не хуже. В ряду. Настроение 20-х — любовь к одинаковым деталям, к похожести-аналогичности, к завораживающей эстетике «тиражируемых изделий». Красота повторяемого жеста. Отношение к художеству, как к ремеслу. Венгр Ласло Мохой Надь, немец Альберт Ренгер-Патч, американец-парижанин Ман Рэй, немец Хайн Горни, русский Александр Родченко жили в едином творческом пространстве, а поэтому их балконы, стаканы, радиомачты и девушки столь похожи. Не быть исключительным, но и не подвергаться нападкам за «плагиат», ибо человек, творящий новое искусство — есть рабочий, созидающий предметы.
- Далее - на сайте газеты ЗАВТРА.
|
</> |