рейтинг блогов

Betty Friedan "Feminine Mystique"

топ 100 блогов fem_books12.11.2021

Betty Friedan Feminine Mystique
Книга Бетти Фридан безусловно относится к феминистской классике; считается, что именно она положила начало второй волне феминизма в США.
С момента первого издания прошло почти 60 лет, многое изменилось с тех пор, но книга по-прежнему поучительна. Фридан рассматривает интереснейший исторический казус: в демократической стране множество женщин, имеющих, вроде бы, все гражданские и политические права и свободы, а также доступ к образованию любого уровня, удалось загнать на кухню – и это после чуть ли не столетней упорной борьбы за эти самые права и свободы. В США конца 1940-х – начала 1960-х происходили странные вещи: средний брачный возраст снизился едва ли не до уровня наименее развитых стран "третьего мира"; всё меньше девушек поступали в высшие учебные заведения, и всё меньший процент поступивших заканчивали учебу; молодые американки рожали больше детей, чем поколение их матерей – и это после того, как несколько десятилетий всё было прямо наоборот. "Место женщины – дома" – такое представление преобладало в послевоенной Америке. Если же у женщины не получается "приспособиться" к этой "женской роли", тем хуже для нее... И многие женщины поверили в то, что наилучшее для них – отказаться от каких-либо амбиций и интересов, кроме дома-мужа-детей-поддержания красоты и посвятить себя семье. Но "приспособиться" получилось далеко не у всех. Психическое и физическое здоровье американских домохозяек страдало, они были в целом неудовлетворены своей жизнью и искали спасения в алкоголе, лекарствах, безудержном потреблении и даже любовных интрижках на стороне (вопреки семейственному идеалу...)
Фридан подробно разбирает различные причины, повлиявшие на то, что американки среднего класса дошли до жизни такой. Система образования, женские журналы, маркетинговые уловки, популярные психологические и социологические идеи, последствия Второй мировой и "холодной войны" – каждому фактору посвящена отдельная глава.


Как и Симона Бовуар до неё и Шуламит Файрстоун и Кейт Миллетт после, Бетти Фридан уделяет немало внимания критике фрейдизма. Взгляд Фрейда на женщин она очень метко называет "сексуальным солипсизмом":

"...для Фрейда даже в большей степени, чем для современного редактора журнала на Мэдисон-авеню, женщина представляла собой странное существо, более низкого разряда, чем мужчина. Он видел в них куколок с детским развитием, которые существуют только для того, чтобы любить мужчину и удовлетворять все его нужды. Это был такой же неосознанный солипсизм, как тот, согласно которому в течение многих веков человек думал, что Солнце представляет собой яркий предмет, который вращается вокруг Земли. Фрейд вырос с этим представлением о женщине, внедренным в него культурой его времени — не только культурой викторианской Европы, но и еврейской культурой, позволявшей мужчине говорить в своих ежедневных молитвах: «Я благодарю Тебя, Боже, за то, что Ты не создал меня женщиной», — а женщинам покоряться своей судьбе: «Я благодарю Тебя, Боже, что Ты создал меня согласно своей ноле»."
"Что же в конце концов описал Фрейд? Если посмотреть на «зависть к пенису» в свете новых знаний, как это было сделано в отношении других его концепций, то мы увидим, что Фрейд относил к биологическим факторам зачастую то, что было следствием влияния культуры, то есть можно сказать, что викторианская культура давала женщине много поводов для того, чтобы завидовать мужчине. Иными словами, она создавала те самые условия, против которых боролись феминистки. Если женщина, не имевшая свободы, общественного положения и развлечений, которые были доступны мужчине, втайне стремилась ко всему этому, она могла свести все свои желания к одному: представить себя мужчиной, обладающим единственным бесспорным преимуществом — пенисом. Безусловно, она должна была научиться скрывать свою зависть и раздражение, постоянно играть роль ребенка, куклы, игрушки, ведь ее судьба зависела от чародея-мужчины. Но в глубине души она продолжала мучиться, переводя все эти устремления в любовь. Тайно презирая себя и завидуя всему тому, что мог иметь мужчина и чего не могла иметь она сама, женщина стремилась к любви, а иногда даже испытывала чувство рабского поклонения, но была ли она способна свободно любить и радоваться своему чувству? Нельзя рассматривать зависть женщины к мужчине и ее презрение к самой себе только как отказ признавать свой собственный половой недостаток, если только вы не считаете, что женщина по своей природе стоит ниже мужчины. В таком случае, конечно, ее желание быть равной мужчине можно объяснить неврозом."



Если вам интересно, почему вообще столько внимания Фрейду со стороны феминистских критикесс, то у Фридан есть объяснение:
"После депрессии, после войны психология фрейдизма играла более важную роль, чем только наука о поведении человека, помогающая облегчить страдания. Она стала всеобъемлющей идеологией Америки, новой религией. Она заполнила вакуум в мыслях и делах многих людей, для которых Бог, флаг или счет в банке не являлись самодостаточными и которые в то же время стали испытывать чувство ответственности за суды Линча, концентрационные лагеря, голодающих детей Индии и Африки. Она предоставила удобную возможность не думать об атомной бомбе, о Маккарти, о всех тех тревожных вопросах, которые могут испортить удовольствие от вкусной отбивной, от автомобиля, цветного телевизора или плавательного бассейна на заднем дворе дома. Она позволила нам подавить тревогу, вызванную мучившими нас вопросами окружающего мира, и предаться нашим личным наслаждениям. А если новая «психологическая религия», которая возвела секс в добродетель, оправдала все частные пороки и поставила под сомнение высокие устремления человеческого ума и духа, оказала разрушительное воздействие на женщин в большей степени, чем на мужчин, так никто этого не хотел.
Психология, давно озабоченная своим собственным комплексом неполноценности, давно погруженная в свои маленькие лабораторные эксперименты, живущая иллюзией того, что всю сложность человеческой натуры можно свести к поведению крыс в лабиринте, — эта психология была преобразована и дала возможность совершить крестовый поход по бесплодным полям американской мысли. Фрейд был духовным пастырем, чьи теории стали библией. И насколько же захватывающими и по-настоящему важными они казались. Их таинственная сложность придавала всему еще большее очарование в глазах уставших американцев. А если что-то и казалось в них мистификацией, то кто же признается, что не может ее разгадать? Америка превратилась в центр психоанализа, потому что последователи Фрейда, Юнга и Адлера летели сюда из Вены и Берлина и новые школы расцветали на неврозах и долларах американцев."


Не менее яростно Бетти Фридан критикует Маргарет Мид, которую она считает яркой представительницей "феминного протеста" – чрезмерной идеализации женской биологии.
"Самой влиятельной фигурой, оказавшей наибольшее воздействие на умы и судьбы современных женщин, стала сторонница функционализма и «феминного протеста» Маргарет Мид. Ее многочисленные книги и статьи сыграли огромную роль в жизни и моего поколения, и предыдущего, и того, что шло за нами. Она стала символом американской женщины-мыслительницы. За три с лишним десятилетия она написала тысячи страниц, начиная с исследования «Взросление на Самоа» и кончая статьями в «Нью-Йорк тайме мэгэзин» и «Редбук». Преподавательская деятельность в университетах и средних школах, где девушки самых разных специальностей слушали ее курсы по антропологии, социологии, психологии, воспитанию детей и семейной жизни, популярные статьи в женских журналах и воскресных приложениях, которые читали женщины и девушки всех возрастов, сделали ее незыблемым авторитетом во всех слоях американского общества.
Ее влияние носило парадоксальный характер. Разгадка тайны женственности, видимо, востребовала от Маргарет Мид ее знания бесконечного разнообразия моделей сексуальных отношений и пластичности человеческой натуры, знания, основанного на исследованиях различий пола и темперамента, которые она обнаружила в трех примитивных обществах — арапешей, где мужчины и женщины были «феминны» (имеется в виду материнский тип поведения и сексуальная пассивность); мундугуморов, где мужчины и женщины одинаково агрессивны и активны в половой жизни, то есть «маскулинны»; и чамбули, где женщины выступают доминирующими безличными партнерами, а мужчины — менее ответственными и эмоционально зависимыми лицами. «Традиционно относимые к феминным свойства темперамента, такие, как пассивность, чуткость, готовность нянчиться с детьми, в одном племени могут оказаться присущими маскулинному типу поведения, а в другом считаться ненормальными как для женщин, так и для мужчин. Таким образом, основа для связывания этих поведенческих черт с половой принадлежностью размывается, — пишет М. Мид. — Судя по результатам наблюдений, можно заключить, что многие, если не сказать — все, личностные качества, которые мы обозначали как феминные или маскулинные, так же слабо связаны с полом, как одежда, манеры, прически, то есть являются внешними и легко изменяемыми признаками, которые общество в тот или иной момент соотносит с определенным полом».
Казалось бы, от этих выводов, сделанных на основе антропологических наблюдений, Маргарет Мид остался один шаг к новому пониманию женщины, которая наконец полностью осознала бы свою роль в обществе, к логическому отказу от господствующего в обществе искусственного деления по половому признаку в пользу признания главными индивидуальных способностей. И близкие к такому пониманию вещей высказывания не раз проскальзывали в ее сочинениях. <...>
Однако, несмотря на такие заявления, Маргарет Мид не проявила на этом пути последовательности. Напротив, чем дальше, тем настойчивее восславляет она женщину в ее традиционной роли, обусловленной биологической природой и половой функцией. Подчас она упускает из виду даже собственное утверждение о пластичности человеческой личности и ищет поддержки во фрейдизме с его биологическим детерминизмом и радикальной установкой «анатомия — это судьба». А потом вновь возвращается к рассуждениям в духе функционализма: хотя потенции женщины велики и разнообразны, все же лучше придерживаться сексуально-биологических ограничений, наложенных культурой. Нередко соображения того и другого рода соседствуют в сочинениях Мид на одной и той же странице и сопровождаются предостережением об опасностях, которые подстерегают женщину при попытках реализовать свой человеческий потенциал в обществе, где господствуют мужчины."


Однако, мало понимать, как вы попали в ловушку, надо еще понять, как из нее выбраться... В конце книги Фридан попыталась наметить пути к выходу:

"Единственный путь всестороннего развития женщины — это участие в жизни общества, во всех решениях, которые оно принимает. Но чтобы обрести свободу и развиваться, женщине нужна экономическая независимость. Она уже добилась доступа к профессиональной работе, но это только первый шаг. Теперь нужно изменить правила игры, чтобы перестроить саму профессиональную работу, а также брак, семью и семейный уклад. Жесткая, несправедливая, разъединяющая структура офисов, больниц, где секретарша и начальник, медсестра и врач разделены непреодолимой стеной, является воплощением мифа о женском предназначении и способствует его распространению. Но экономическая независимость не будет полной, если общество не позаботится о том, чтобы при социальном обеспечении женщин, начислении им пенсий учитывался и их домашний труд. А работа по хозяйству и воспитание детей должны более равномерно распределяться между мужем, женой и обществом.
Женщины могут достичь равенства с мужчинами и сохранить человеческое достоинство только в том случае, если у них будет возможность самим зарабатывать на хлеб. Когда к движению примкнула радикально настроенная молодежь, она заявила, что придавать такое большое значение работе и образованию, то есть материальной стороне, — это «скучно», это «реформизм», «буржуазный пережиток». Но очень немногие могут не считаться с элементарной экономической реальностью жизни. Только экономическая независимость дает женщине возможность выйти замуж по любви, а не из-за положения мужа либо его денег, или покончить с несчастливым, невыносимым, унизительным браком, или — если женщина вообще не выходит замуж — жить нормальной жизнью: есть, одеваться, отдыхать, путешествовать. Но работа нужна женщинам отнюдь не только ради денег. Как она будет принимать участие в жизни развитого индустриального общества, если у нее не будет знаний, умений, а также возможностей доступа к этой жизни, которые обеспечиваются именно работой?
В отличие от феминисток прошлого, нынешние женщины не призывают игнорировать свою физиологию. Но необходимо переделать общество, чтобы женщины, которым дана способность рожать, могли сознательно пользоваться этой способностью, а не выпадать благодаря ей из общественной жизни. Это значит, что они должны иметь право контролировать рождаемость и право на аборты; им должны быть предоставлены декретные отпуска и детские сады, если они не захотят полностью оставить работу на период воспитания детей, и аналог закона для американских солдат— участников войны, который обеспечит возобновление образования после длительного перерыва в работе в связи с уходом за детьми. Я думаю, что большинство женщин предпочтет иметь детей (хотя уже не так много, как раньше) именно потому, что это перестанет быть единственным способом самоутверждения и получения материальной поддержки, тем суррогатом участия в общественной жизни, которым им приходилось довольствоваться до сих пор."


Любопытно, что Бетти Фридан сама не представляла, какого джинна она выпускает из бутылки... Она не ожидала, что ей предстоит возглавить феминистскую организацию, но... так сложились обстоятельства:
"Я летела в Вашингтон, так как принимался раздел VII Акта о гражданских правах 1964 года, запрещающий дискриминацию при приеме на работу по признакам пола и расы. Говард Смит, член Конгресса от южного штата Вирджиния, представил параграф, касающийся дискриминации по признакам пола, в шутливом тоне. На одной из первых пресс-конференций, после того как закон вступил в силу, чиновник, которому поручено было проводить его в жизнь, пошутил: «Теперь мужчины получат равную с женщинами возможность быть кроликами "Плейбой"».
В Вашингтоне я столкнулась с кипящими от возмущения женщинами, образовавшими группировки в парламенте, прессе и профсоюзах, но бессильными остановить саботаж закона, призванного покончить с дискриминацией, царившей во всех областях: на производстве, в образовании, на государственной службе. Многие считали, что мне надо выступить, так как ко мне прислушиваются как к известному автору. Однажды невозмутимая молодая женщина-адвокат, хлопнув дверью своего кабинета в конторе, где не желали соблюдать закон, запрещающий дискриминацию по признакам пола, сказала мне со слезами на глазах: «Я никогда особенно не сочувствовала женщинам. Больше мужчинам. Но я прихожу в негодование, видя, как женщин опять обманывают. Нам, может, никогда больше не представится такой возможности, какую дает несоблюдение закона. Бетти, ты должна организовать для женщин что-то вроде «Национальной ассоциации содействия цветному населению». Только ты достаточно свободна, чтобы сделать это.»"


Тем более не представляла Бетти Фридан, что скоро, очень скоро, появятся куда более радикальные феминистки, чем она :) В эпилоге, написанном десять лет спустя. она негодует на "мужененавистниц" (вроде Миллетт), воинственных "экстремисток" с их "злобными выпадами" и "пропагандой лесбиянства", подозревая их даже в том, что они намеренно компрометируют женское движение, может, засланные диверсантки?! Но события уже вышли из-под её контроля... Как бы она ни негодовала, раскол движения на либеральное и радикальное крыло был неизбежным, а то и уже свершившимся фактом.

Сама Фридан верила и в сотрудничество с мужчинами, и в брак. Хотя её собственный брак распался после выхода "Загадки", когда она вовлеклась в женское движение. Впрочем, это было только к лучшему:
"Я не могла продолжать раздваиваться: пропагандировать равенство, помогать обрести свободу и в то же время цепляться за брак, унижающий мое достоинство. Наконец я нашла смелость развестись в мае 1969 года. Теперь я чувствую себя менее одиноко, чем вдвоем с мужем."


Предыдущие посты о книге в сообществе:
https://fem-books.livejournal.com/222173.html
https://fem-books.livejournal.com/282694.html

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У Маши в Германии одиночество и грусть. Говорит, никто её не любит. Как зовут этого никто – не признаётся. Пошли они гулять небольшой компанией, 27 человек. Был там один Коста-Риканец. Он сказал, при всём богатстве природы, таких блондинок в Коста-Рике нет. Ещё бразилец в майке. РАньше ...
Новенький, стоит в углу и ждет когда я добуду шлем, и наконец-то выпадет нормальный снег! А не эта гадость, из под которой я с утра 15 минут машину откапывал))UPD Поставил ...
...
Те, кто работал с Медведевым, готовятся пришивать новые лычки, сверлят дырки на гимнастерках для новых наград. "Вот кто-то с горочки спустился Видать, Гонтмахер мой идет. На нем защитна гимнастерка, Она с ума меня ...
Сегодня я хочу показать вам удивительный афганский город - Файзабад. Город находится на правом берегу реки Кокча. Файзабад исторически изолирован из-за недостатка в мощеных дорогах. Из достопримечательностей здесь только два базара, где до ...