Бессмертные любители концентрированных случайностей рвутся попасть в простату
ifc — 30.06.2024Минутка "простых решений".
Благополучно пропущенный мною в ходе пребывания оффлайн хайп вокруг типа сбежавшей из Этой Страны бывшей заместительницы министра обороны Шевцовой, запущенный одной рррусской ррредакцией и охотно подхваченный чубатыми дискурсмонгерами, в который раз привёл в неистовство тех недообследованных, которые считают, что пресловутые массовые расстрелы выступают панацеей от коррупции.
При этом, ЧСХ, фанаты оных расстрелов игнорируют тот же китайский опыт, которым тычут им
Вот товарищи красные-каргокультисты (это как западопоклонники - такая же глубокая вторичность мышления, просто на другом фетише зацикленная) часто рекламируют Китай, в котором «марксизм официально» и вообще «красные флаги» и «обязательная идеология», мол, вот как надо жить. Иногда постулируется прямо, а иногда намекается на то, что из-за отсутствия государственной идеологии у нас в России системная коррупция и вообще всё плохо и бездуховно, а вот при красном флаге и официальной идеологии чиновники будут хорошими, честными и «за народ».
Прекрасно. Вот в Китае официальная идеология есть. Но почему-то происходит вот такое:
Синьхуа:
«Руководство Коммунистической партии Китая (КПК) в четверг приняло решение об исключении бывшего министра обороны Ли Шанфу за серьёзное нарушение партийной дисциплины и закона.
Ли, который также ранее занимал должность члена Центральной военной комиссии (ЦВК) и члена Госсовета, лишен квалификации делегата XX съезда КПК, решило Политбюро ЦК КПК. Дисциплинарный и надзорный орган начал расследование в отношении Ли 31 августа 2023 года.
Согласно результатам расследования, Ли серьёзно нарушил политическую и организационную дисциплину. Он добивался неправомерных льгот в кадровом обеспечении для себя и других, пользовался своим положением для получения льгот для других и получал взамен огромные суммы денег и ценностей. Его подозревают в получении взятки. Было также установлено, что он предлагал деньги другим лицам с целью получения неправомерной выгоды, что представляет собой предполагаемое преступление по предложению взятки. Расследование также выявило признаки других нарушений Ли».
Ну ладно один министр, но, оказывается, и предшественник министра-взяточника тоже был министром-взяточником. Кто мог заподозрить такую бездуховность?
РБК:
«27 июня Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая (КПК) решило исключить из партии двух бывших министров обороны Китая Ли Шанфу и Вэя Фэнхэ, передают Caixin и Sina Finance.
Ли Шанфу занимал пост главы Минобороны страны в марте-октябре 2023 года, а Вэй Фэнхэ был министром с марта 2018 по март 2023-го. Их также лишили военной квалификации. Оба были в званиях генерал-полковников. Ли Шанфу служил в силах стратегического обеспечения (включают техническую разведку, киберсредства, психологические операции, радиоэлектронную борьбу), а Вэй Фэнхэ - в ракетных войсках (под их контролем находится ядерное оружие) Народно-освободительной армии Китая (НОАК) [...]
Комиссия в сентябре начала расследование в отношении Вэя Фэнхэ. Было установлено, что он также серьёзно нарушил «политическую и организационную дисциплину», подозревается во взяточничестве и получении больших сумм денег».
В чём же проблема? Неужели коррупция может быть СИСТЕМНОЙ в условиях насквозь идеологизированного государства? Ой-вей, как неудобно получилось...
Конечно, дилеры бородятины - (у китайцев свои тоже есть), которые сидят на госбюджетах, спецпайках и госпремиях, громко верещат, что дело в недостаточно активном продвижении государственной идеологии и недостаточных бюджетах на насаждение красной бородятины.
На самом деле от обязательной государственной идеологии выигрывают только номенклатурщики и «деятели культуры», а также «философы-на-госбюджетах», которые на этой идеологии напрямую зарабатывают себе деньги и привилегии, в том числе привилегии причинять неприятности тем, кто недостаточно восторженно хвалит дилеров бородятины. А борьба с коррупцией требует совершенно других мер. Китай - прекрасный пример того, как это на самом деле работает.
В Поднебесной, напомню, за взяточничество расстреливают. А приговоры такого рода выносят в том числе и проворовавшимся эффективным манагерам. Яркий пример имел место не далее, чем в мае:
> Бай Тяньхуэй, бывший генеральный директор China Huarong International Holdings Limited, был приговорен судом в Тяньцзине во вторник к смертной казни без отсрочки исполнения наказания за получение взятки на сумму 1,108 миллиарда юаней (155 миллионов долларов).
Ощущаю новую строчку в списке политически репрессированных компартией Китая. Ведь если при власти компартии кому-то дают вышку - всегда за политику, взгляды, убеждения и тягу к Свободе. Так ведь, правда?
При этом, КНР - не единственное идеологически накачанное государство, мажущее лбы зелёнкой попутавшим берега ылитариям. Есть ещё, например, управляемый олдскульной Компартией Вьетнам. Там тоже так:
Суд во Вьетнаме приговорил банкстершу Чыонг Ми Лан к смертной казни за вывод из банка 12,46 млрд долларов, крупнейшую за всю историю страны сумму. Она выкачала более 304 трлн донгов из банка Сайгона (SCB), который контролировала через десятки подставных лиц. Женщина присваивала крупные суммы, предоставляя незаконные кредиты фиктивным компаниям.
Во Вьетнаме смертная казнь применяется и за экономические преступления. За последние годы были казнены сотни осужденных, в основном с помощью смертельной инъекции. Срок получил муж Лан Эрик Чу. Его приговорили к девяти годам лишения свободы, её племянницу к 17 годам тюрьмы.
Исчезла ли коррупция в КНР и Вьетнаме благодаря столь любимым фанатами расстрелов приговорам? Чорта с два. На смену застреленным и смертельно уколотым приходят новые, такие же. Ибо каждый дорвавшийся до успешного успеха считает, что уж он-то - особо хитренький, не чета предыдущим, и уж его-то - стопудово не спалят, не повяжут и не прикопают.
Следовательно, как-бы-простые решения - не работают. И надо пилить непростые: делать упор на подготовку кадров, для которых совесть - не пустой звук, которые знают цену жизни и смерти, которые железобетонно связывают свои биографии с Отечеством и опция "стибрить и сдёрнуть в Лондонбад" - для них просто не существует.
Каковой подготовкой наш Режым и занимается (см. программу "Время героев"), воплощая IRL, по факту, то о чём мечтали эльфийские классики фантастики вроде дедушки Хайнлайна. Да, в лайтовом варианте, но, тем не менее. ЧСХ, необходимость держать ылитариев в тонусе понимали даже такие пациенты, как австрийский художник, мечтавший о "перманентной войне" на Урале. Куда, если кто не в курсе, он собирался отбросить Красную Армию, чтобы после зафиксировать где-то там всё время пылающую границу, которая постоянно вынуждала бы ойроэльфов сражаться, не теряя воинственный дух. Тема неплохо раскрыта в романе "Фатерланд", о котором я писал здесь.
Кстати, руководство любимого нашего Мордора таких откровенно утопических планов не озвучивает, поскольку а) не сидит на веществах, как упомянутый художник, и б) не любит войну, ибо русским она не по душе - что неудивительно для этноса, воюющего лучше всех на Этом Глобусе.
В общем, внедрения "простых" решений - не предвидится, сколько бы любители Решительных Мер ни ругали Террана. Они, конечно, не перестанут, но Режыму их громкая возня сиренью. В итоге - каждый занят: взрослые пилят сложные решения, инфантилы - дзюбят на сказочные миры, о простоте которых как раз вчера писал коллега Мараховский:
Британскому писателю Нилу Гейману (не самой яркой звезде, но несколько бестселлеров он написал) принадлежит самая краткая из известных мне формул, объясняющих любовь человечества к жанру фантастики, она же историческая беллетристика интриги и шпаги, она же рыцарский роман:
- Люди хотят жить в простом мире.
Данная формула коварна. Она сама кажется простой - но в действительности она ставит перед нами вопрос «а что, собственно, есть эта самая простота».
Что является простым в главном искусстве человечества, искусстве рассказа?
Если мы минуту подумаем над данным вопросом, то обнаружим, что простота - штука весьма ускользающая. «Лёгкость понимания для читателя и лёгкость успеха для героев»? Но мир, состоящий из дважды два четыре, двухкилограммовых штанг и самопадающих врагов, смертельно скучен, в нём никто старше трёх лет не желал бы жить. «Однородность происходящего»? Однородность есть антипод истории.
Есть основания предположить, что «простой» мир, в котором мечтают жить ув. земляне - это мир, в котором бы не действовали случайности.
Вывод на первый взгляд парадоксален: ведь уж где-где, а в литературе сплошные рояли в кустах, ружья на стене, боги из машины и прочие совпадения.
Но в действительности все так называемые «случайности» развлекательной литературы вымуштрованы как охранники Путина и подчиняются уставу как сардаукары. Они полностью в рабстве у задач сюжета, являются по первому свистку и, в зависимости от момента, прибывают как раз вовремя, чтобы подкинуть герою неприятность или вытащить его из безнадёжной ситуации. Мы можем делать вид, что они нежданчики, но не надо себя обманывать: мы все ждём их и не удивляемся их прибытию. Ведь если на дворе хэппи-энд, а впереди ещё сорок минут фильма или 200 страниц книги - значит, сейчас будет перипетия и жесть. А если всё из рук вон плохо и бой идёт у наших стен - значит, вот-вот прибудет кавалерия.
Нет, в развлекательной литературе нет места случайностям. В ней персонажи не могут продинамить ключевой сюжетный поворот просто потому, что передумали или у них расстройство ЖКТ (как сплошь и рядом случается в жизни).
В развлекательной литературе фура на Владик не приходит только в том случае, если это необходимо для дальнейшего действия (а в жизни она не приходит оскорбительно просто так).
Рассказчик не может посреди гонки за будоражащей тайной вдруг сказать «а на этом месте меня сбила машина, поэтому на остальных 434 страницах я буду пересказывать вам познавательные фильмы о лангустах и Гитлере, которые смотрел по телеку в палате».
То есть может, конечно. Но кто купит такую историю.
Помимо случайностей, не работают также человеческие нюансы: нигде не встретишь столь надёжных до автоматизма людей, как в искусстве. У Шекспира всё логично: Гамлет обещает подойти к страже в полночь и просит не разбалтывать, что та видела призрака. В жизни не только или Гамлет опоздает, или стража разболтает, или призрак запьёт - но ещё и принц может неверно понять тень отца в силу ряда предубеждений. И броситься в противоположную сюжету сторону.
Таким образом, жанр увлекательного - при всей своей кажущейся свободе, допускающей драконов, сверхсветовые скорости, крах глобальных заговоров и интриги - в действительности ни фига не свободен, а заключён в ежовейшие рукавицы «законов данной Вселенной».
В этом и заключается влекущая его простота: всё случается зачем-нибудь,
заклинания работают,
уровни силы неоспоримы,
ключи отпирают двери,
поезда довозят до точки назначения (а если привозят не туда, значит, так и назначено).
Погрузитесь в рассказ, и там вас, вселившегося в симпатичного вам героя, могут встретить подосланные убийцы в тёмном переулке - но они непременно выйдут вам навстречу, и вы заметите, что вас окружают, и вытащите свой меч и давай вертеться и скакать, полосуя их - и победите тупо потому, что у вас больше маны, а они NPC. Или проиграете тупо потому, что у вас мало маны. Варианты «кто-то случайно попал по тестикулам» - отбрасываются.
Антиподом же развлекательной увлекательности, безусловно, выступает жанр «пробило».
То есть Воннегут-стайл: мы с самого начала знаем, кто как кончил и кто как умер (возможно, вообще все, особенно если повествование ведётся о широко известных событиях), но смотрим/читаем не отводя глаз.
Потому, что перед нами кусок т. н. настоящей жизы, в которой работают случайности и нюансы, и осознание того, что речь идёт о живых, смертных как мы людях, обречённых как мы, таких же хороших и таких же дурных, побуждает в нас — нет, не обязательно симпатию, но непременно сопереживание.
Это, собственно говоря, есть тайна классической греческой трагедии и современного аниме. Двадцать тысяч афинских зрителей смотрят на какую-нибудь Антигону, и среди них нет ни одного, кто не знал бы исхода - но все рыдают. Это, конечно, высшее по классу искусство, и оно роднит, условно говоря, «Брестскую крепость» со «Словом пацана», как бы далеки во всех смыслах ни были друг от друга два повествования (и как бы ни хотелось, прочтя эти строки, написать «ну автор, блин, поставил на одну доску лубок и трагедию / кринж и шедевр»).
Из увлечённости сказочными мирами - и проистекает уверенность мамкиных любителей расстрелов, что Решительные Меры сработают, как надо. Жанр же "пробило" оным любителям не нравится, поскольку он травматично лупит по влажным мечтам, напоминая о наличии случайностей (я, кстати, считаю их вовсе не случайностями, а проявлениями Закона Кармы, но эта точка зрения непопулярна), а также о том, что тот же коллега упоминал в середине июня:
<...> Приключенчество представляет собой опять-таки выморочное пространство с искажённой сюжетностью, в котором персонаж-аватар читателя (да, мы по своей природе все мистики и все вселяемся в героев) притягивает к себе перипетии с чрезвычайно завышенной концентрацией случайностей и столь же безответственно завышенной концентрацией удач.
Здесь излишне пускаться в технические и физиологические подробности, разобранные многократно и много кем - но каждый, кому доводилось попадать в самую банальную настоящую драку, и сам легко вспомнит, сколько длится настоящая драка и сколько после этого приходится отлёживаться даже триумфатору. Если бы в реальном мире произошло действие любого приключенческого романа - реальному миру понадобилось бы держать про запас дюжину Фандоров / Фандориных / Бондов для каждой главы. В жизни мы куда более одноразовы.
Почему фанаты "простоты" так любят концентрацию "случайностей"? Потому, что обычно относятся к категориям, считающим, что уж лично их-то суровая жиза с её непредсказуемостями не коснётся:
<...> Когда в сверхновую историю наша ув. страна была наиболее близка к впадению в состояние идеологии? В экстремальнейшем 2022 году, рискну предложить я ответ. Тот год начался введением войск на территорию б. УССР, а закончился мобилизацией 300 000 наших ув. сограждан (не все из которых ныне в живых) и бегством в панике ещё нескольких сотен тысяч - не столь ув., быть может, но всё равно сограждан.
Это было время, когда понятия сверкали своей определённостью, а убеждения отличались редкой императивностью и буквально заставляли поступать многих из нас против собственных желаний, порывов и даже (если честно) мрачных опасений и чувства самосохранения.
Нет никаких стопроцентных гарантий, что вайб-22 не вернётся к нам, но ув. государство, рассмотрев итоги и взвесив плюсы и минусы, очевидным образом решило по возможности избегать рецидивов.
И здесь отдельного нашего внимания заслуживают те, кто, напротив, жаждут рецидива, ностальгируют о 22-м и требуют римейка, только на всю котлету. Кто эти люди?
Мы можем выделить ряд свойств, которые не являются поголовно общими для всех, но распространены среди данных идеологизаторов достаточно, чтобы быть описанными в качестве движущих мотивов их основных групп.
- Люди, обязанные 2022 году резким подъёмом своей
популяционной ценности, выраженной в упоминаемости,
цитируемости и количестве подписчиков;
- Люди, обязанные 2022 году резким увеличением своей
ресурсности, выраженной в казённом бабле (госслужащие и
около) и процентах от срочносборов
(медиакласс);
- Люди, в наименьшей степени рискующие получить на
свои головы и другие части тела личные неприятности от
идеологизации: получатели крупных объёмов госфинансирования
и вассалы достаточно могучих сеньоров, чтобы всё
«повальное» и «мобилизационное» их не задело;
- Наконец, люди, не считающие, что им есть что
терять и надеющиеся испытать экзистенциальный оргазм за
счёт принесения массовых жертв и наконец-то мести
обществу - за то, что общество бесстыдно потребляет
недоступные им, гневным патриотам, ништяки.
Но они все хотели бы, чтоб страна жила построже. Формально - потому, что время тяжёлое, на самом деле - потому, что от идеологизации действительности они, по их мнению, только выиграют.
Нетрудно заметить, что описанное в цитате ощущение защищённости от превратностей жизни, равно как и ощущение "нечего терять" - проистекают всё из того же непонимания хрупкости как отдельных людей, так и социума в целом. То есть, пример наших чубатых соседей с их насильственной пенетрацией идеологии ничему отечественных любителей "простых решений" не научил.
И именно в силу необучаемости, тесно связанной с глупостью, они, стремясь к простоте, регулярно попадают в простату.
|
</> |