![](/media/images/top/preview/ipinimgcomoriginals0a55e50a55e5f74b13f5accb8ba7f6b778b57c.jpg)
Берсальеры в перьях - 16
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
"Триумф" на Байнзицце вызвал в высших армейских кругах головокружение от успехов. Ни Кадорна, ни весь его штаб не желали замечать опасные тенденции - из армии исчезали кадровые офицеры и генералы. Их выбивало в 11 бесконечных битвах на Изонцо, в Доломитовых Альпах, у Азьяго и Арсьеро. На место генералов, поседевших на службе и имевших какой-никакой опыт боевого командования хотя бы в Эфиопии или Ливии, приходили срочно повышаемые еще остававшиеся бывшие кадровые офицеры, а их места в войсках занимали насильно мобилизованные и произведенные в чин выпускники вузов и гимназий. Складывалась та самая ситуация, что и перед Гражданской войной в России - "золотые погоны" выбили на фронте, а пришедшие им на смену "ускоренные курсанты" были "черной костью и красной кровью", весьма плохо относившейся к власти и командирам, бросавшим их "на убой".
![Берсальеры в перьях - 16 Берсальеры в перьях - 16](https://i.pinimg.com/originals/0a/55/e5/0a55e5f74b13f5accb8ba7f6b778b57c.jpg)
Ардити в полной экипировке, со специальными ножницами для резки колючей проволоки
К тому же эта "зелень сопливая в очках" не пользовалась уважением "быдла в окопах". Особенную ненависть в войсках (впрочем, как обычно) вызывали штабные офицеры - в них каждый уважающий себя "ветеран" видел в лучшем случае трусов, в худшем предателей. Да и сами войска были "уже не торты" - кадровые военные и добровольцы-энтузиасты 1915 года рассосались по братским могилам и комиссиям на инвалидность, и их место заняли мобилизованные "рабоче-крестьяне", жутко боявшиеся погибнуть и страшно ненавидящие тех, кто их заставлял идти в бой. Подобные же тенденции наблюдались и в русской армии (тут под влиянием революции вообще весь 1917 год шел "активный распад" вплоть до исчезновения самой армии как боеспособного механизма), и даже во французской - там вообще дошло до того, что 20 000 солдат дезертировало, а Русский экспедиционный корпус сражался с французами (и с обоих сторон было убито и ранено около 600 человек), после чего его сослали на Салоникский фронт.
Дошло до того, что в 10-м и 11-м наступлениях на Изонцо итальянцы вынуждены были юзать опыт своих противников - создавать из наиболее надежных солдат специальные штурмовые группы (reparti d’assalto), получившие название ардити (итал. arditi - отважные, смельчаки), щеголявшие в особых шлемах, металлических кирасах с наплечниками, черных колпаках и с нашивками на рукавах в виде кинжала. Еще одной печальной ошибкой итальянского командования стало презрение к врагу - австрийцев признали полностью неспособными на внезапный удар. Кадорна был поглощен планированием и подготовкой весеннего наступления на Изонцо, которое наконец-то сокрушит Бороевича и откроет дорогу на Триест и Лайбах. Из 63 дивизий 44 были сосредоточены на фронте длиной 90 км (от Адриатического моря - на направлении главного удара в долине Изонцо), и только 19 дивизий - на фронте длиной 520 км от Монте Ромбон до перевала Стельвио (в Альпах). К 24 октября 1917 года ситуацию "несколько выправили", забрав три дивизии с Изонцо и перебросив их в Альпы - этим и ограничились.
![Берсальеры в перьях - 16 Берсальеры в перьях - 16](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9e/Otto_von_Below_LOC.jpg/440px-Otto_von_Below_LOC.jpg)
Отто фон Белов
А между тем шерстистый писец уже крался, и даже не очень незаметно. Снизойдя к слезным мольбам кайзера Карла I, кайзер Вильхельм II оторвал от сердца 7 пехотных дивизий, сформировал из них 14-ю армию, во главе которой поставил генерала от инфантерии Отто Винцента Лео фон Бе'лова, и перебросил их на Итальянский фронт - вот когда королю Витторио Эммануэле III и премьер-министру Паоло Боселли аукнулось героически-залихватское объявление войны Германии в прошлом году. Немцы должны были нанести разящий удар именно на участке северного Изонцо, у Тольмино, вспороть оборону "макаронников", ворваться внутрь и обрушить нафиг всю оборону (план-максимум), ну или отрезать 3-ю армию в мешок и заставить ее капитулировать, прижав к Адриатическому морю.
Появление целой немецкой армии внесло изменения в организацию сил союзников на Итальянском фронте. Была образована группа армий "Тироль", в которую "спихнули" уволенного с поста начальника имперского полевого штаба Конрада фон Хётцендорфа - в нее вошли 11-я армия Виктора фон Шойхенштюэля и 10-я армия генерал-полковника Александера фон Кробатина. Германская 14-я армия вошла в Юго-Западный фронт, которым командовал эрцгерцог Ойген. А бывшая 5-я армия была преобразована в группу армий Бороевич (под командой Бороевича), которую составили 1-я и 2-я армии Изонцо - она также подчинялась командованию Юго-Западного фронта. Естественно, такие грандиозные мероприятия было сложно утаить - военная разведка добросовестно докладывала Кадорне:
- 14 сентября - 15 австро-венгерских дивизий перебрасываются с
Восточного фронта в Каринтию и Карниолу;
- 30 сентября - на фронт прибывают немецкие войска, большое
количество немецких офицеров лазает на позициях у
Тальяменто;
- 2 октября - немецкая 15-я дивизия переброшена из Эльзаса
в Каринтию;
- 3 октября - немецкая пехота и артиллерия продолжают прибывать
на позиции у Тальяменто;
- 18 октября - большое количество войск противника
перебрасывается из Филлаха в Австрии в Лайбах (Любляну).
![Берсальеры в перьях - 16 Берсальеры в перьях - 16](https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/db/Krobatin_Alexander_FM_1849_1933_photo.jpg)
Александер фон Кробатин
Что делали с этой инфой главнокомандующий Луиджи Кадорна и командир 2-й армии Луиджи Капелло? Они спорили - причем, учитывая манеру (не)общения Кадорны с подчиненными, не лично, а "переписываясь планами". Капелло принадлежал к уже уничтоженной в 1914 году немецким наступлением французской военной школе, считающей, что оборона - для лохов, нужно всегда идти в наступление. Под эти уже довольно заляпанные кровью французских солдат три года назад постулаты он подводил "национальный фактор" - итальянский солдат-де ни фига не умеет отчаянно обороняться, им можно только наступать. Посему ежели австро-немцы решили контрнаступать у Тольмино, когда мы пойдем в 12-е сражение на Изонцо - пущай, их надо тупо взять во фланг своим ударом с Байнзиццы.
Кадорне этот план сразу не понравился - а где я тебе возьму силы для создания ударной группировки у Байнзиццы? Нам-то ни с какого фронта никто 15 дивизий не присылал. Но открыто спорить с героем захвата Горицы и Байнзиццы, распиаренным газетами и любимым подчиненными, даже главнокомандующий со своим снобизмом-пофигизмом не стал, написав шедевральный ответ - ага, план так ничо, выполняйте, только я приказываю с Байнзиццы все "главные силы" и артиллерию "кроме самой подвижной" убрать в тыл. То есть, Кадорна поверил разведке, что контрудар противника будет по плато, а у Тольмино случится всего лишь демонстрация. Но именно этого Капелло он не написал, ограничившись вышеуказанным распоряжением и приказом "провести артиллерийскую контрподготовку, ежели австры пойдут в наступление". Но чем ее проводить, если я уберу артиллерию с Байнзиццы, вопросил себя Капелло, и ответил, что ничем, и потому я артиллерию не уберу, да и войска убирать погодю...
![Берсальеры в перьях - 16 Берсальеры в перьях - 16](https://weaponsandwarfare.files.wordpress.com/2019/08/tumblr_nvb2g2bx4z1u7vgzzo1_500.jpg)
Один из переброшенных на Итальянский фронт немецких офицеров - обер-лейтенант Эрвин Роммель (справа)
Затем Кадорна вообще уехал в Трентино, лично смотреть, права ли разведка насчет угрозы оттуда. И лишь 19 октября 1914 года он встретился с Капелло лично и открыл ему глаза на свои замыслы - убрать, етить, всё, что можно, с Байнзиццы, я кому сказал! По результатам разговора был составлен приказ от 20 октября: "План ваш, заключающийся в том, чтобы ответить на наступление противника контрнаступлением большого масштаба, представляется невыполнимым ввиду недостатка людей и артиллерии для усиления... Поэтому приходится ограничить применение принципа контрнаступления доступными для нас пределами. От плана наступления с далекими целями в армейском масштабе надо отказаться... Благоволите учесть эти оказания в своих новых распоряжениях".
Одновременно в штаб 2-й армии начали притаскивать перебежчиков - два офицера-румына сообщили, что "наступление последует на фронте от Плеццо до моря. Главный удар - с предмостной позиции Тольмино. Наступление назначено на 25-е, но может начаться и раньше". А 22 октября 1917 года была перехвачена радиограмма, что наступление намечено на ночь с 23 на 24 октября. Но генерал Капелло ничего этого не знал, ибо с 20 по 23 октября случился у него приступ болезни, и он на три дня покинул штаб армии для лечения. Посему как-то адекватно отреагировать на эти сведения итальянцы тупо не успели - временные замещающие что-то двигали туда-сюда, но и полномочиев у них особых не было, и времени. Пока Кадорна и Капелло препирались, они потеряли месяц, который отделял их от самого ужасного позора в истории итальянской армии...
|
</> |
![](/media/images/top/preview/ipinimgcomoriginals0a55e50a55e5f74b13f5accb8ba7f6b778b57c.jpg)