Белорусское дежавю
uborshizzza — 23.05.2011 В верхнее тематическое оглавлениеТематическое оглавление (Политика)
События, которые сегодня разворачиваются в Белоруссии, напоминают события в СССР в 1991 году. Как раз юбилей в этом году.
Обесценивающиеся деньги, дефицит в магазинах, очереди – и как результат – недовольство тоталитарной властью, желание перемен, надежды на экономические реформы.
Конечно, есть отличия. Так в 1991 большинство граждан как-то не думало о всеобщей приватизации, со стороны продвинутой части общества это обсуждалось, но весьма осторожно. Плюс в СССР был парад национальных суверенитетов.
Особенно смешно теперь вспоминать тоталитаризм. Это Горбачев был диктатором? Да государства к этому момент уже, считай, не было.
А вообще похоже. Ничего нет хорошего, когда сбережения таят на глазах. Правда, это касается тех, у кого они есть. Наверное, это тогда многих настроило против советской власти. Но вот могли ли они предвидеть, что реформаторы уничтожат все сбережения без остатка в один момент?
Очереди. Признаюсь, я недооценивала этот фактор. За время дискуссий в ЖЖ по этому поводу я пришла к выводу, что очень большую часть людей очереди приводят просто в бешенство. В основном это касается мужчин. Сколько я с тех пор наблюдала мужских истерик в поликлиниках или у прилавка, где скопилось целых 2 человека! А мужчин у нас чуть меньше половины – вот и огромный протестный электорат.
Дефицит пугает старшее поколение и домохозяек. Им кажется, что больше никогда уже не будет соли или спичек. Опять же, думало ли то пожилое население, что дефицита не будет, а полки станут ломиться, но денег им хватит как раз только на соль, спички, хлеб и крупы?
Мне кажется, что случись у нас очередная девальвация, спокойствия будет больше. Может, у белорусов при СССР не было таких очередей и такого дефицита, как в российской глубинке, а за эти годы у них появились большие накопления в белорусских рублях? Иначе - почему они так остро реагируют?
Похоже и то, что громче всего шумит техническая и гуманитарная интеллигенция.
Казалось бы, больше всех должны были желать свержения советской власти и приватизации теневые дельцы, партийные функционеры и их потомки, которым потом все и досталось. Но нет, они помалкивали, а шумели ИТР. Шумели те, кто жил только за счет государства. Не было у них никаких накоплений на покупку предприятий. «Не хочу кормить бездельников», «На мои налоги содержат пьяниц!», «Не нужны мне ваши социальные фонды – я хочу сам платить за жилье, медицину и образование, когда мне это понадобится!»
Не хотели ИТР понимать, что именно они будут первыми жертвами приватизации. Они почему-то думали, что работают хорошо, что умны и профессиональны, а если результат не очень, то это государство виновато. Вот придет собственник, он наладит производство, а мне начнет платить, как в Европе.
Из ИТР проиграло 100%. Они стали челночниками, они умерли раньше срока от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии, они спились, они эмигрировали. Единицы из них пробились к достатку, ну а прежнюю творческую работу, профессию, которой учились, потеряли почти все.
А вот представители партийной номенклатуры не сильно пострадали. Вот на днях писали, что один из внуков Микояна – сталинского наркома – покупает Ванинский порт. «Ты помнишь тот Ванинский порт?» Но все же они люди скромные и особо не светятся, но если хорошенько покопаться в биографиях нуворишей, то очень часто найдешь дедушку - пламенного большевика.
А что? Разве не здорово у них получилось, если взять эти уже почти 100 лет? На счет раз захватывают власть и выбрасывают вон всю российскую элиту. Где все эти Шереметьевы или, скажем, Кочубеи? У Шереметьевых, вроде бы, последние потомки умерли за границей, а Кочубеи где-то разводят крокодилов и на родину предков не собираются: считают, что очень здорово устроились.
На счет два внушают людям, что теперь они работают исключительно на себя и на будущее для своих детей, а не на эксплуататоров. Нарабатываем второй в мире промышленный потенциал и надолго отсекают иноземных конкурентов.
На счет три все это обратно приватизируют и забирают себе.
Конечно, все не так просто, это весьма примитивная схема, но часть правды в ней есть.
Не то горе, что всей собственностью СССР завладели немногие, а в том, что они с ней сделали потом. Если бы они такой номер провернули в 50-х, то, может быть, ИТР, пролетарии и крестьяне не оказались бы в такой заднице. Но все это происходило на фоне глобализации, т.е. под чутким контролем Запада.
А глобальный мир устроен так, что хорошо в нем могут жить немногие. С нами сыграли в примитивную игру в вершки и корешки, как тот мужик с медведем из сказки. Возможно, что СССР проиграл даже не в 1991, а когда согласился на ликвидацию золотого обеспечения мировой валюты – доллара. Этим Западу дали такие преимущества, что устоять было невозможно.
России сказали: откройте свой рынок, обеспечьте свободное передвижение капиталов и товаров. И вот капиталы уходят туда, где им лучше, на Запад. Им там всегда будет лучше, там деньги печатают. В свое производство не вкладывается ничего. Дело даже не в том, что себестоимость решительно всего на свете у нас выше, чем где-то еще, а в том, что никому не нужны конкуренты. И нет у нас больше ничего своего. Гоним сырую нефть, газ, лес, пока еще пшеницу. Все неэффективно. Невыгодно даже самим производить бензин и мазут из своей нефти. Ну и где тут место тем же химикам?
Кое-кто из них уехал в Европу. Поработали по контракту. Там им ничего особенного сделать не дали, особо не баловали. Пожили в Европе сколько-то лет, контракты закончились, они вернулись на пепелище.
Кто правит миром? Говорят, несколько глобальных корпораций. Я не уверена, что им и европейские и северно-американские государства нужны. Но пока держат, видимо, на случай каких-нибудь революций. Нашу же элиту на самый верх не пускают. Но они оказались люди негордые: они и в качестве рантье поживут в приятной обстановке. А вот наш народ терпят только из опасений взрывов, держат на голодном пайке, ждут, пока потихоньку вымрет. Может, в какой-то момент помогут сократиться войной или эпидемией.
Ну, ладно. Ничего не может быть навсегда, и игра еще не сыграна.
Но белорусы-то что? На что они надеются? Смешно просто читать об их надеждах на лучшее будущее после ликвидации режима Лукашенко и приватизации государственных предприятий. Черте что люди пишут: деньги с них на заводе собирают на какой-то памятник. Вот ужас-то! Ужас будет, когда не будет этого вашего завода-кормильца.
Радовались бы тому, что деревнях и селах медпункты есть, больницы, школы, газ, электричество, магазины.
Белорусы точно так же, как мы все в 1991 году думали, что это все дается само собой и никуда деться не может. Они думают, что кто-то им заплатит столько, что хватит на что-то лучшее.
До чего все же такое тоталитарное государство разводит в людях инфантилизм! Вот говоришь людям, а они не слышат. В сказки верят. Потом повзрослеют, но многих и многого не досчитаются. торопится что-то менять.