Белогвардейский плакат. Продолжение
liubov_zla — 18.01.20221
Продолжаю выкладывать картинки из каталога музея Современной истории России в Москве. Я специально даю и разворот книжки и отдельно картинки. Да, возможно, я перегружаю пост и даю не нужную информацию. Но мне, с одной стороны, очень понравилось, как сделана сама книга — мне не хочется лишать читателей этого удовольствия. а с другой стороны хочется показать и плакаты отдельно. Не уверена, что сохраню этот формат и в последующих публикациях, но пока так.
И в этот раз мне хочется усложнить себе жизнь, а читателям, наоборот, упростить. По мере возможности я постараюсь дать минимальную информацию по художникам, о которых пойдёт речь.
2
Автор плаката ниже — Пётр Юрьевич Киселис
Литовец, родился в крестьянской семье в деревне Грибани Ново-Александровского уезда (ныне село Панемунис Рокишского района Литвы). В 1902 г.определяется «мальчиком» в Суворовскую фотографию Г. Р. Зива в Петербург для обучения переплётному и ретушёрскому делу. Учился в Училище техннического рисования барона Штиглица (1910 — 1912) и Академии Художеств (1913 — 1916). В 1916 г призван в армию. Прикомандирован к штабу верховного главнокомандующего в качестве художника трофейной команды.
В Гражданскую — художник поезда председателя РевВоенСовета Л.Д. Троцкого (1918—1921). Инспектор Наркомпроса по худож. организациям (1921). Помощник управделами РВС (1922—1924). Состоял в Ассоциации художников Революционной России (АХРР) с 1922 г., член президиума АХРРвал Преподавал (совместно с И.И. Машковым) на Центральных художественных курсах АХРР (1925 — 1929). Доцент и декан живописного факультета Всероссийского художественного института (Вхутеина) в Ленинграде (1928 — 1929). В 1930 исключён из АХР в ходе «чистки». В 1937 г. арестован. В 1940 г. умер в лагере
4
Согласитесь, что часто и красные и белые художники пользуются одними и теми же шаблонами при создании плаката? Но при этом плакаты красных художников и ярче, и энергичнее, и — проще. Что для плаката весьма существенно. Ну вот зачем столько слепого текста на картинке ниже?
5
6
КУЧЕРОВА Александра Николаевна ? (Новочеркасск, обл. Войска Донского) – не ранее 1968 (США?). Живописец, график.
По окончании Мариинского донского института благородных девиц в Новочеркасске приехала в Санкт-Петербург и поступила в Рисовальную школу Общества Поощрения Художеств. После окончания школы стажировалась в студиях Я. Ф. Ционглинского, Л.Е. Дмитриева-Кавказского и Д.Н. Кардовского, а также в Москве у К.Ф. Юона. В 1910-е жила в Париже, училась на литературном факультете Сорбонны, слушала лекции по искусствоведению.
В годы Гражданской войны в Новочеркасске исполнила живописные и графические портреты казачьих атаманов А.М. Каледина и П.Н. Краснова, генералов А.Н. Деникина, К.К. Мамонтова, М.В. Алексеева.
В 1930-е вместе со своей двоюродной сестрой, художницей О.Н. Кривецкой работала библиографом и искусствоведом в Библиотеке им. В.Г. Короленко в Харькове. Исполняла портреты писателей, которые экспонировались на выставках в библиотеке и были отмечены в харьковской прессе. Во время командировки в Грузию написала портрет Шота Руставели, опираясь на древнее изображение поэта.
В годы Великой Отечественной войны вместе с Кривецкой оказалась в Германии, в конце войны попала в лагерь для перемещенных лиц, откуда с помощью родственника, казачьего атамана П.Х. Попова сестры смогли выехать в США.
Жила в Майами-Бич, шт. Флорида. Писала портреты, жанровые сцены и пейзажи. Исполнила пастелью стилизованный портрет Петра Великого, который экспонировался на юбилейном торжестве Русско-американского клуба в г. Сиракузы. Участвовала в выставках Art and Recreation Center.
7
8
9
10
11
Что ещё бросается в глаза при сравнении двух подходов к агитации. Да, рассказы об ужасах противоположной стороны есть везде и у всех. Но большевики скорее старались придать азарту своим бойцам, высмеять противную сторону. А белогвардейцы делают упор на «исключительные» ужасы и зверства большевизма.
Увы, про художника Козорезова информации в интернете нет.
12
О Дмитрии Стахиевиче Орлове\Мооре можно говорить бесконечно. Один из основоположников политического плаката. Классик из классиков, он первым придумал в плакате приём призыва-обращения к каждому конкретному человеку. Лично к тебе.
То, что его ГРАФИЧЕСКИЕ работы разошлись на многочисленные цитаты, примелькались и воспринимаются сейчас как что-то существовавшее ВСЕГДА — что может быть лучше? Какой ещё должна быть память народа?
13.
Кстати, как выяснилось, Мор взял псевдоним по какому-то герою Шиллеровских разбойников.
14
15
Про Спасского, на удивление, информации особой и нет. Даже годов жизни. Хотя, работ его в музеях сохранилось много.
16
Ещё один пример того, о чём было сказано выше: главное, прям метафизическое зло. Можно подумать, белогвардейцы не устраивали террора и не заставляли рыть окопы.
17
При этом обратите внимание на качество картинки ниже. Такое ощущение, что рисовал какой-нибудь гимназист средних классов. Вроде, и с композицией всё хорошо, и пропорции относительно верные. А вот стоят даже не натурщики, а манекены.
18
На картине ниже большевики представлены в катчестве угнетатклей.
19
Ну что тут можно сказать? только процитировать не люб.мого мною Юрия Борисова:
Как по Красной площади –
Алый пыл знамён.
Голубые лошади,
Красный эскадрон.
Вслед глядели девушки,
Заслонясь рукой.
Только до победушки
Ой как далеко.
Там Шкуро и Мамонтов,
Врангель и Колчак
За царя Романова,
За своих внучат,
20
За обиду острую
Бьются ретиво.
Да ещё за Господа
Бога самого.
Ой, куда ты конница
Правишь копыты?
Ой, не скоро кончится
Девятнадцатый...
Запахами ночь шалит
Шпорный перезвон...
Голубые лошади,
Красный эскадрон.
21
22
Очередная партия «школьных» работ
23
24
25
О Кучеровой речь уже шла. Повторяться не буду.
26
27
28
29
Вот оцените, насколько лучше катчество (да, я сознательно пишу именно так) картинки даже у неизвестного представителя Красной армии.
30
31
О Викторе Николаевиче Дени\Денисове тоже можно говорить бесконечно. На удивление, он не получил систематического художественного образования. Но тут талант зашкаливает. Кстати, к вопросу «О». Виктор Дени по социальному происхождению был дворянином. И первое время весьма скептически относился к новой власти, что нашло отражение его рисунках.
32
33
34
35
36
Увы, об авторе информации найти не удалось
37
38
39
Н.М. Кочергин не смотря на то, что родился, вырос и выучился в Москве, бОльшую часть жизни прожил в Ленинграде, о коотором омтавил очень хороший воспоминания. Известен прежде всего книжными и театральными работами. Но начинал он с карикатур в Окнах РОСТА.
40
41.
42
43
44
Окна РОСТА — серия московских плакатов, выпускаемых, в основном, в годы Гражданской войны в Москве художниками, работавшими в Росскийском Телеграфном агенстве.
45
46
47
48
Продолжение следует