Особняк Демидовых
liubov_zla — 15.01.2022На праздниках мне, наконец, посчастливилось побывать на экскурсии вокруг знаменитой и — не побоюсь этого громкого термина — легендарной усадьбы семьи Демидовых. Территория по адресу переулок Гривцова 1 до сих занята какой-то то ли секретной, то ли мутной конторой и закрыта для посещения для мирных обывателей.
Усадьбу показали. Но только снаружи. С одной стороны, спасибо, что хоть на территорию пустили. С другой стороны, сказали, что интерьеров в здании почти не сохранилось. Но чугунного литья крыльцо стоит. Городские легенды не наврали.
Экскурсия началась с соседних дворов.
Изначально Демидовым принадлежал весь квартал от Мойки до Казанской. Нужно сказать, что особенностью усадьбы было то,заказчик — Григорий Демидов, сынок знаменитого петровского промышленника (хозяина «заводов, газет, пароходов» на Урале) Акинфия Демидова — захотел так, что бы вся роскошь и «понт» дворца был только для особо приближённых и не виден с улицы. Поэтому главный фасад с легендарным крыльцом и яблоневым садом перед ним был обращён обращён во двор, а «придомовая территория» окружена высокими служебными постройками. Задворки дома выходили к Мойке (чуть позднее на участке между Мойкой и омом построили ещё одно здание), а торец — на переулок Гривцова. Так что, роскоши с улицы не видно от слова совсем.
Первый хозяин особнячка Григорий Акинфиевич Демидов был фигурой более чем занятной. Сын самого легендарного Демидова, внук первого Демидова, он собственный основной доход получал не от выплавки чугуна — хотя и от него тоже — но в основном от солеварен в Соликамске. А ещё был ботаником и естествоиспытателем, основателем первых частных ботанических садов. Переписывался со знаменитым Карлом Линнеем.
Особняк на переулке Гривцова был построен в 1757-1759 гг. архитектором Саввой Ивановичем Чевакинским, строителем Никольского морского собора, частично сохранившихся павильонов Новой Голландии, Шереметьевского дворца на Фонтанке и здания Академии Наук на Васильевском острове. Стиль его построек — барокко, хотя многие его относят и к классицизму. Ещё С.И. Чевакинский разработал генеральный план застройки Кронштадта.
Для того времени его творческая судьба весьма успешна. На царскую фамилмю он не работал, только на очень богатых сановников. Но бОльная часть его наследия сохранилась. И его ученики (Старов) тоже были весьма востребованы.
На фото выше — задняя часть нарядного (НАРЯДНОГО) барского дома. И даже тыловая часть была украшена ЧУГУННЫМИ, Демидовскими наличниками. Не смотрите та то, что они белые. Они покрашенные. Чугун не кованный, а литой. Привозился чугун лошадями — железные дороги начнут строиться только через 100 лет — с самого Урала. И колонны с капителями над окошком над аркой (в правом нижнем углу фотографии) тоже чугунные.
У Григория Акинфиевича было 5 детей: 3 сына и 7 дочерей. Одну из дочерей он, кстати, выдал за архитектора, директора Академии художеств А.Ф. Кокоринова, а ещё одну за архитектора И.Е. Старова, ученика Чевакинского
После смерти Григория Демидова дом с участком отошёл к его сынкам, которые жили в разных флигелях. Продать такой дом оказалось совсем не просто. И поэтому один большой участок был разделён на несколько более маленьких, на которых построили доходные дома.
Со временем наследников становилось всё больше, а денег всё меньше. В 1830 году Демидовы сдали главное здание Английскому клубу, а в одном из флигилей расположилась Консерватория. До того, как для неё было построено здание на Театральной площади.
Последним хозяином, жившим в этом особняке был композитор Григорий Демидов младший.
А вот как жили в доме сыновья Григория Демидова:
Вспоминает о доме Петра Демидова в своих "Записках" мемуарист Филипп Вигель: «Дом тот был полуаристократический, не по знатности, не по тону, а по богатству, по связям, а еще более по претензиям. Потомки знаменитого кузнеца, во дни Петра Великого открытием руд и усовершенствованием железных работ стяжавшего столь великое богатство, что каждая из раздробленных между его многочисленными правнуками частиц составляет еще миллионы, потомки сии все отличаются железным упрямством и удивительными причудами.
Петр Григорьевич, к которому мы ездили, если не превосходил их всех странностями, то никому и не уступал. В убранстве комнат, в обычаях, в распределении времени, во всем было заметно нечто голландско-немецкое. Несколько узких длинных комнат были назначены для приема гостей; гораздо же большее число внутренних, как сердце Демидова, открывалось только задушевным его друзьям. Все они были с прочными сводами, украшены лепными изображениями. Стены были завешены множеством хороших и дурных картин, в других они были составлены из изразцов, в иных была видна дубовая резная работа.
Одна из комнат была убрана китайскими шелковыми обоями: она называлась чайною, в шесть вечера разливали в ней горячий напиток, разводили огонь в камине и гостям мужского пола подавали по маленькой белой трубке с табаком – обычай, который ни в одном порядочном петербургском доме тогда встретить было невозможно. Петр Григорьевич любил старину. Одни седины и морщины давали право на его приветливость. На молодых людей, даже на молодых женщин не обращал он ни малейшего внимания. Ими с большею любезностью занималась супруга его – Екатерина Алексеевна. Знатное родство, посещавшее сей дом, давало ему некоторый блеск, но странности, в нем встречаемые, удаляли от него цвет тогдашнего лучшего общества».
В советское время в здании долгое время находилось
Конструкторское бюро п/я 619 (позже - ЦКБ «Айсберг»), проектировавшее все советские и российские атомные ледоколы (сейчас для ЦКБ построено здание на Большом пр. ВО).
Наконец мы вошли во двор...
Потом околовоенные КБ продолжали занимать здание. После того как КБ стало частным АО, занимающимся подводным электрооборудованием (увы, я запамятовала точное название), секретный и шибко умный статус за заданием сохранился.
Поэтому туда особо не пускают — только во двор с редкими экскурсиями по паспорту. Интерьеры, судя по интернет-фотографиям хоть как-то но сохранились, но наш экскурсовод сказала, что смотреть внутри особо не на что. Но вот двор..., двор...
Короче, не зря о нём легенды ходют. Досмотрите фото до конца.
Забор с плющом — который справа — ограничивает Демидовский участок.
Последний поворот под арку флигеля, на конструкцию которой наше внимание тоже обращал.
И вот мы подходим к главному — легендарный усадебный двор. Сперва мы видим кёгельбан — зал для игры в кегли. Типа ретро-боулинга. Первый в России крытый. Говорят, что изначально был с земляным полом. Сейчас это здание секретный КБ сдал в аренду какому-то швейному цеху, который, как водится, начал незаконную перепланировку. Прорубили какие-то новые окна и двери. «Родные», старые, клеймёные кирпичи были вывезены на свалку. И только тут всполошился КГИОП.... Новые проёмы были заделаны СОВРЕМЕННЫМИ кирпичами.
А вот теперь, на последок. Главное и самое вкусное. Яблоневый сад — саду больше 100 лет. И легендарная чугунная и литая лестница. На балкон по ней заходить низзя — там датчики движения стоятЪ.
Теперь вот любуйтесь. Я почти закончила. Единственно, нужно сказать, что на фотографиях над окнами будут ЧУГУННЫЕ «модры лиц». Все они немного разные, харАктерные. По легендам они все портретны — по членам семьи, наличествующих при постройке дома.
Вот интересно, ворота на фото ниже планировались заранее или были прорублены позднее?
Вот тут чётко видно, что капители чугунные — во дворе можно не красить. всё равно никто чужой не ходит.
А вот и личики над окнами. Чугунные.
Выше подниматься нельзя. А то и так пущать перестанут.
У стены стоят остатки какой-то старой чугунной ограды.