Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

топ 100 блогов liubov_zla06.01.2022
Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Спустя несколько лет после безвременной смерти нашего товарища — Сергея Малахова я позволю себе выложить в блог текст его статьи, которую предполагалось сделать стенды «у нас» на Бункере и в музее ЛЭТИ. В итоге с музеем вопрос решили по-другому: просто передали им архивные фотографии стендов. Изначально Сергей хотел, чтобы фотографиями со строительства Бункера был обклеен макет, выставленный в музее ЛЭТИ. Сперва у меня не доходили руки до иных вещей, потом я зашла в музей и не поняла, как он договаривался и о чём. Потом не Стало самого Сергея, а женщина, с которой он имел дела, заболела и ушла на пенсию. В итоге, мне пришлось решить вопросы с почтенной директрисой, которой я и передала файлы.  

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Внутри Бункера так же планировались стенды с фотографиями и рассказом о стройке. Теперь — после передачи Бункера музею Блокады делать их смысла не имеет. Но мне хотелось бы, что бы текст и наработки Сергея, наконец, стали достоянием общественности. Пока там у Фортоведа дойдут руки до публикации... а разговоры Максима о его, якобы, соавторстве у меня вызывают стойкое недоумение. 

Итак, ниже будет уже текст Сергея Малахова 

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Еще до начала Великой отечественной войны руководством военно-морского флота указывалось на необходимость на всех флотах иметь достаточное количество охранительных сооружений, обеспечивающих личный состав командовании и штабов от поражения огнем противника.

С потерей в 1941 году военно-морских баз в Прибалтике Краснознаменный Балтийский Флот базировался только в Кронштадте и Ленинграде. Руководство флотом осуществлял Командующий и подчиненный ему Военный совет. Для осуществления безопасной работы этих структур 27 апреля 1942 года в Ленинграде началось строительство Флагманского командного пункта. Комиссией на основе приказа начальника штаба КБФ с 1июля 1942 года сооружения приняты в эксплуатацию. Фактически это был комплекс из трех сооружений, расположенных по Песочной улице на территории Электротехнического университета (ЛЭТИ) и на Инструментальной улице. Комплекс состоял из Флагманского командного пункта (ФКП) – заново построенного сооружения оригинальной конструкции (№1 на схеме); командный пункт Военного совета КБФ (КП ВС) – подвал существующего здания церкви (№2 на схеме) и отделов флота, размещенных в подвале учебного корпуса Электротехнического университета (№3 на схеме). ФКП и КП ВС соединялись с отделами флота потерной (отмечена на схеме пунктиром). По расчетам элементы комплекса были защищены от падений 250 кг авиабомб.

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Если Флагманский КП так и предполагалось строить как отдельное сооружение, то по постройке КП Военного совета было два варианта размещения – в полуподвальном помещении одного из корпусов Электротехнического Института по Песочной улице или в подвальном помещении мастерской института (бывшей церкви) на Инструментальной улице. Объем работ по обоим вариантам предполагался схожий, но был выбран второй, так как церковь удалена от жилых домов, можно лучше наладить маскировку и охрану, удобства расположения помещений.

Чуть позже по первому варианту разместят отделы флота, но сами работы будут закончены к концу 1942 года.

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Флагманский КП

ФКП представляет собой сборную конструкцию из взятых с морского артиллерийского полигона (НИМАП) броневых элементов (тюбинги, срубы[1] и бронеплиты) и железобетонной конструкции.

Начальником строительства по постройке КП Военного совета, узла связи и ФКП назначен военинженер 2 ранга Квасов Иван Андреевич, который в условиях блокады Ленинграда, недостатка сил и материалов справился с работами в достаточно короткие сроки. Заместителем назначен военинженер 2 ранга Цырин Григорий Никифорович[2]. Помощником начальника строительства по материальному обеспечению - интендант 3 ранга Краскин Борис Аронович[3]. Главным инженером назначен военинженер 2 ранга Плавник Илья Борисович. Илья Борисович является автором предложения применения не используемых на артполигоне бронеэлементов в условиях недостаточного наличия цемента и других материалов для производства бетонных работ. 

По расчетам расход дефицитных на то время основных строительных материалов (цемент, песок, щебень, арматура) уменьшился в четыре раза. Фактическая защищенность командного пунта превысила проектную (от попадания 1000 кг авиабомбы) в 1,5 раза.

Строительство велось с 27 апреля по 1 июля 1942 года.

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

«По конструктивным элементам ФКП может быть разбит на два контура: наружный и внутренний. Наружный контур предназначен для восприятия ударного действия авиабомбы. Внутренний контур рассчитан на восприятие усилий от взрыва авиабомбы на поверхности наружного контура. Промежуток между контурами равный 1,5 м засыпан песком для равномерной передачи давления, как через упругую среду.

Исходя из работы внутреннего контура конструктивные элементы его приняты из 4 тюбингов, 10 срубов и 9 бронеплит толщиной 50–75 мм.

Тюбинги представляют собой стальные четырёхугольные трубы с толщиной стенок 120 мм. Основное назначение тюбингов – это создание опор внутреннего контура воспринимающего давление от вышележащих элементов. Срубы состоят из стальных плит толщиной 40 мм, высотой 3000 мм и длиной 4600 мм. К плитам прикреплены шпангоуты (контрфорсы) расположенные через 600 мм.

Броневые плиты внутреннего контура уложены по покрытию, толщина плит 50–75 мм.

Тюбинги и срубы установлены на железобетонную плиту толщиной 1000 мм. Для создания монолитности всего контура, кроме сварки срубов между собой, устроена железобетонная толща размерами стенок от 1600 до 800 мм и боевого покрытия 800 мм.

Таким образом, элементы внутреннего контура соединены между собой на сварке и окружены железобетонной толщей, чем обеспечивается монолитность работы 

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

всех элементов. Наружный контур состоит из 18 семишпангоутных срубов, соединённых между собой на сварке и 38 бронеплит толщиной 150, 175 и 200 мм. Срубы установлены на бутовые фундаменты и прикреплены к ним анкерами. Наверху срубы соединены тягами из швеллеров №14.

Пространство между контурами засыпано песком, по которому уложены броневые плиты верхнего тюфяка, связанные между собой швеллерами №36 посредством гужонов, т. е. болтов Ø 50 мм. Стены и верхний тюфяк покрыты прессованным хлопком в тюках, назначение которых – уменьшить звукопроводность металлических элементов сооружения.

Для предохранения хлопка от атмосферных осадков, над сооружением устроена кровля, кроме того стены обшиты брезентом.

Предохранение фундаментной плиты от действия взрыва при попадании авиабомбы у сооружения, достигнуто устройством нижнего тюфяка из броневых плит толщиной 75–200 мм. Плиты уложены на подсыпке из грунта на уровне отметки бутовых фундаментов. [1] 

Все бронеэлементы ФКП были подобраны на НИМАПе из отстрелянных срубов, броневых плит и неиспользованных тюбингов.

Общий вес металлоконструкций 1232

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Транспортировка элементов производилась железной дорогой от НИМАПа до ст. ЛЕНИНГРАД – товарная Финляндского вокзала и от станции до строительства  – автомашинами и тракторами. Погрузочно-разгрузочные операции производились: на НИМАПе – 75 тонным краном, на ст. Финляндская-товарная – 45 тонным железнодорожным краном, на строительной площадке 7,5 тонными кранами на гусеничном ходу.

Тюбинги были установлены на трейлерах, и непосредственно к месту установки на фундаментную плиту доставлялись тракторами. 

Снятие тюбингов с трейлеров и точная установка их по проекту производилась двумя бутылочными и четырьмя реечными домкратами грузоподъёмностью соответственно 16 и 6 тонн.

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Срубы наружного и внутреннего контуров, и плиты толщиной от 50 до 75 мм монтировались одним гусеничным краном, который работал с перегрузкой в 1,5 раза.

Наиболее сложным оказался вопрос монтажа плит верхнего тюфяка. При наличии на строительстве двух гусеничных кранов грузоподъёмностью по 7,5 тонн с вылетом стрелы 4,5 м, возможно было организовать только подъём плит на покрытие.

Перемещение плит вдоль сооружения и точная их укладка производились по рельсовым путям на катках.

Перевозка плит весом от 12 до 16 т с Финляндского вокзала на строительство тракторами, при длительности одного рейса 10–12 часов, потребовала бы не менее 20 суток. Для ускорения перевозки плит, было решено доставку производить на 5-ти тонных автомашинах с прицепами.

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Небольшое приспособление автомашин к перевозке тяжеловесов, превышающих в 2 раза грузоподъёмность машин дало возможность сократить срок перевозки плит до 5 суток. Таким образом, практика показала, что технически обдуманный риск по увеличению норм грузоподъёмности кранового оборудования и автомашин, полностью себя оправдал и позволил сократить до минимума сроки монтажа металлоконструкций, как внутреннего, так и наружного контуров в сооружения

Командный пункт оборудован системой отопления, водопроводом, канализацией (коммуникации проложены по потерне от котельной КП отделов флота, после его постройки). В КП смонтирована вентиляционная установка с тремя фильтрами-поглотителями ФПУ-50 и приводом электромотором вентилятора КП-4а, воздух при этом может подогреваться от калорифера. Воздухозаборы и выпуски защищены от воздействий взрывной волны сквозником, решеткой и герметичными клапанами. Источником электроснабжения ФКП являлась городская электросеть, силовой кабель от которой проложен по потерне от КП отделов флота. Подведены две линии телефонной связи (дублирующие на случай повреждения одной из них). 

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

ФКП использовался для целей гражданской обороны как убежище и до недавнего времени поддерживался в хорошем состоянии (периодическая замена фильтров и т.п.). Сооружение до сих пор является убежищем гражданской обороны с мобилизационным имуществом казны Российской Федерации. После передачи в 2006 году епархии здания Спасо-Преображенской церкви, стали разрабатываться планы по приданию прилегающей территории исторического облика, что подразумевало, в том числе демонтаж сооружения ФКП. Но после проведения в 2014 году историко-культурной экспертизы, командному пункту КБФ был присвоен статус памятника истории и культуры. Согласно распоряжению КГИОП от 7 мая 2015 года за № 10-192, сооружение «Запасной командный пункт КБФ» вошло в состав объекта культурного наследия регионального значения «Комплекс фортификационных и оборонительных сооружений Ленингр 1920-х – 1940-х годов». 

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

КП Военного совета флота

При строительстве перепланировке подверглись два этажа и подвал. Перекрытие первого этажа было усилено сплошным настилом из двутавровых балок № 30 и № 36 общим весом около 300 тонн. Подвал и первый этаж имели внутреннее подкрепление (подпоры). Вокруг здания до высоты перекрытия первого этажа была возведена защитная стена толщиной 2,4 метра с объёмом каменной кладки 2 500 м². Периметр над подвалом усилен стойками и прогонами. К сожалению, по командному пункту Военного Совета в нашем распоряжении имеется только план узла связи, расположенного в подвале здания. Но он позволяет оценить и размеры основных помещений КП ВС, расположенных этажом выше. Вход осуществлялся со стороны западного фасада.

Общая стоимость работ составила около 300 тыс. рублей. Строительство велось с 27 апреля до 18 мая 1942 года.

Конструкции в здании церкви и кладка вокруг нее после войны были разобраны, и до 2006 года здесь размещалась лаборатория физической акустики.

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

После передачи церкви институту в 1930 году, и ее последующей перестройки она утратила купола, была произведена перепланировка в трехэтажное здание. Интересно отметить, что при этом были сделаны карнизы под окнами, на крыше установлены декоративные элементы в виде геометрических фигур[1]. Также, по сравнению с первоначальной постройкой на восточном и западном фасадах добавлены пары пилястр, а на двух оставшихся фасадах перестроены окна. Когда это было сделано - до революции или при перестройке данных нет.

КП отделов флота

КП с размещением отделов флота располагался в полуподвальных помещениях с кирпичными стенами толщиной 1 м и сводчатыми перекрытиями с наибольшей высотой 2,2-2,3 м. По проекту защитная толща не менее 2,5-3 м, где снизу уложены два ряда двутавровых балок, сверху них грунт а на нем уложен железобетон или броня. Наружная стена со стороны Песочной улицы обсыпана и усилена бутовой кладкой высотой 4 м и толщиной 2,5-3 м

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Основные работы в нем были закончены только к середине 1943 года, но проект был изменен. Обследования помещений радиолаборатории в которых располагался КП показали, что укладка двутавровых балок потребует демонтаж оборудования и нарушит коммуникационные сети. Учитывая особую научную ценность радио лабораторий, уполномоченный дирекции ЛЭТИ инженер Пасынков В.В. по указанию Наркомата НКСП не разрешил демонтаж оборудования. После осмотра комиссия инженерного отдела КБФ посчитала возможным отказаться от укладки балок, допуская тем самым не полную защиты от 250 кг авиабомб.

В КП размещалась котельная с двумя водогрейными котлами «стреля» и резервная электростанция, смонтирована вентиляционная установка для работы с фильтром-поглотителем (привод электромотором от вентилятора КП-4а[1]) и без него (привод электромотором от вентилятора «сирокко»). В обоих случаях воздух может подогреваться в вентиляционной камере калорифера.

В послевоенный период КП отделов флота был разобран, и его помещения по прежнему используются как радиолаборатория ЛЭТИ.

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Источники.

1. ЦВМА. Ф. 161. Оп. 44. Д. 88. «Альбом фотоснимков строительствава ФКП».

2. ЦВМА. Ф. 473. Оп. 019650. Д. 33. Л. 7-11, 129-130.

3. ЦВМА. Ф. 473. Оп. 019650. Д. 50. Л. 33, 36, 36-об., 37, 38, 38-об., 39, 39-об.

4. ЦВМА. Ф. 473. Оп. 019656. Д. 368. Л. 90.

5. Малахов С. Флагманский командный пункт КБФ на Петроградской стороне в Ленинграде. 1942 г. // Фортовед № 5. СПб.: Гангут. 2012. С. 71–75.

6. Письмо КГИОП № 2-9464/15-0-0 от 07.07.2015.

7. www.pamyat-naroda.ru 

8. www.podvignaroda.ru

9. www.citywalls.ru

10. Сборник материалов по опыту боевой деятельности военно-морского флота Союза ССР №28. Опыт строительства и организации работы на береговых флагманским командных пунктах командующих флотами и флотилиями ВМФ. Управление военно-морского издательства НКВМФ Союза ССР Москва, Ленинград, 1946 г.

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

Автор благодарит за оказанную помощь исполняющего в 2015 г. обязанности начальника архива Военно-Морского Флота в г. Гатчина полковника Николая Викторовича Гущина, заведующую до мая 2016 г. читальным залом архива Аллу Андреевну Лучко, Шмутинского М.А. (Калининградская обл.) за предоставление сборника материалов, а также Константина Евтеева, Станислава Воробьева, Павла Сапунова и Полину Жасминову.

Бункер адмирала Трибуца (ФКП КБФ)

О фотографиях

005

На фото представлено сооружение после окончания работ по внутреннему контуру. Установлены 7 шпангоутные срубы внешнего контура, дверной проём, ведущий к помещениям, в них ещё не прорезан. Забетонирован внутренний контур сооружения, сделана гидроизоляция крыши. В левом нижнем и правом верхнем углу видны ленточные транспортёры подачи материалов для засыпки внутреннего пространства песком. Интересно, что на крыше запечатлены два краснофлотца, отдыхающие после работы, рядом с одним из них лежит метла. 

006а

Засыпка группы между внутренним и наружным каркасами. Вдали бетонный завод и 7,5 тонный кран.

006б

Разметка и сварка срубов наружного каркаса

007

Доставка 15 тонной бронеплиты на трейлере

008

Укладка монтажных путей по перекрытию сооружения для перемещения бронеплит.

Над местом проведения работ растянута маскировочная сеть. На переднем плане хорошо видны доски, при помощи которых заделаны промежутки между шпангоутами срубов. Это сделано для того, чтобы тюки с хлопком, которыми обкладывалось сооружение, не проваливались внутрь.

009

Момент подъёма краном бронеплиты на металлические катки.

Как видно на фотографии, в качестве рельсового пути использовались двутавровые балки, уложенные на шпалы. После монтажа всей поверхности покрытия сооружения, они так и остались на своих местах. Плиту придерживают краснофлотцы, одетые в рабочую робу.

010

Общий вид верхнего покрытия из бронеплит.

Часть гаек и шайб снята с гужонов[1] перед стяжкой плит между собой от сдвигов. На заднем плане за КП – трейлер для перевозки бронеплит.

011

В левой части снимка видны полосы, которыми во избежание сдвигов броневые плиты скреплялись друг с другом. Идёт работа по укладке мешков с хлопком. Установлена часть деревянного каркаса крыши. Все работы ведутся под маскировочной сетью.

012

Крепление кип хлопка на стенах

013

Общий вид сооружения КП ВС после устройства хлопкового тюфяка

На командном пункте установлена крыша.

014

Земляные работы по устройству потерны между ФКП и КП ВС

На снимке видны срубы, установленные перед входом в сооружение и образующие сквозник. На заднем плане видна обваловка первого этажа командного пункта Военного совета.

015

Вид здания ФКП со стороны главного входа

Вход в командный пункт Военного совета.

016

Фасад здания ФКП до маскировочной покраски

017

Фасад здания ФКП после маскировочной покраски

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
No more Sawboorbang. Смотрел я на него со стороны... какой же он у меня вырос... красивый, статный, огромный... Ладно, всё, что не делается, всё к лучшему. Может земля Чебоксарская будет ему не хуже родного Реднэкограда-Реутова. . Байзы вэй, объявляется конкурс ...
Новодевичье кладбище. Надгробие над могилой Б.Ельцина. Мне категорически не понравилось. Безвкусица какая-то. Да и цвета не совсем российские (понимаю, что не нет минералов, соответствующих "правильным" цветам флага). Кстати, понять, что ...
Ну где тут блин спецы из профильных министерств с  прогнозами " всё заебись, всё под контролем- немножечко воды выкипело" ? Ребят. В следующий раз - не пиздите, хотя бы ради жизни детей, пусть даже не ваших..... И учите жизнь, а не вашу матчасть. Всё ...
Жительница Чистых Прудов (не лагеря, а по жизни) Лена Жемкова сегодня сказала мне, что за последнее время ей никогда не было так чисто и тихо жить. Потому как на Чистопрудном обычно слоняется дикое количество пьяных бомжей, которые занимают все ...
1. Баллантайн Р. Коралловый остров. (~12 лет) Купить цифровую книгу (роман в сокращении). Читать и скачать. Подростки Джек, Ральф и Петеркин в поисках приключений оказываются на службе у одного капитана, но очень скоро их судно терпит крушение у берегов необитаемого острова. Спасти ...