Белое пальто моей подруги
tanja_tank — 29.03.2018 Очень непростую тему подкинула читательница. Как вы относитесь к рассказам ваших друзей о своих успехах? Особенно, если у вас самих все не ахти, и вы только что об этом сообщили? Что это - бестактность друзей или...?(Картина - Анри Матисс, "Женщина в белом")
"Я бы хотела поговорить о «белых пальто». Потому что эта тема меня уже некоторое время волнует. И потому, что я каким-то внутренним чутьем понимаю, что Белые пОльта – это не так уж и безобидно. Это настоящий тонкий и скрытый абьюз, обесценивание, опускание.
Я про свою подругу. Реально, после переписки с ней мне физически плохо, даже как только начинаю об этом думать, мои сердце, голова и желудок как с ума сходят. Я до сих пор продолжаю думать, что Юля – очень хороший человек. Потому что мне не верится, что то, что она делает – делает преднамеренно, с целью опустить или унизить меня.
Думаю, что нет, она просто такой человек, она всегда была такой, сколько мы с ней общаемся, просто я раньше не могла даже себе самой объяснить, в чем дело, почему мне плохо от этого общения, хотя вроде все хорошо.
Так вот Юля – человек не просто в белом пальто, а еще и в белых перчатках и в белой шляпке. Я понимаю, что это у неё защитная реакция такая, но мне ничуть от этого не легче.
Есть у меня очень хорошая подруга, еще с института. Как-то мы с ней разговаривали о детях. У меня были серьезные проблемы с сыном, а у неё – с дочерью. И она сказала буквально следующее – когда ей тяжело от мыслей, что она плохая мать, как все вокруг ее пытались уверить, ведь у всех с детьми было хорошо, и ими можно было только гордиться, она вспоминала про меня, что у меня тоже проблемы. И она понимала, что она в своей беде не одинока, и что это не она плохая мать, а просто так сложилось, так получилось.
Потому что и у других людей (у меня, например) тоже бывают проблемы с детьми, и не надо еще и самой закапывать себя из-за этого. В общем, сознание, что ты со своей проблемой не одинок, дает силы выживать и не загнобить себя до смерти.
У других моих подруг тоже у всех по куче проблем. У одной сын наркоман отсидел 15 лет, и муж пьет и разговаривает исключительно матом, у другой муж пьет, и она практически одна тянет троих детей, у третьей сын в реабилитационном центре по наркотикам, а муж покончил с собой. Нет, я не выбирала их специально с проблемами, мы дружим по 30 с лишним лет, и проблемы просто появлялись по мере возникновения. И ни одна из моих подруг не причиняет мне такой боли, как Юля.
Я все время думала раньше, что дело во мне и моей реакции на Юлины действия, а пару дней назад, проанализировав написанное Юлей, я пришла к выводу, что мне не показалось такое ко мне отношение, и что это отношение – типичные высказывания и поведения «человека в белом пальто». И что это – самый настоящий абьюз, тонкий, замаскированный, может быть, неосознанный, но от этого не менее болезненный.
Итак, что произошло. Наша младшая дочь собралась ехать в Европу, мы как-то не очень склонны ее отпускать. Дело в том, что она три месяца училась в ХХХ по обмену, а когда вернулась, то начались сплошные проблемы. Во-первых, ей не перезачли те предметы, которые она там прошла и по которым там сдала экзамены. Во-вторых, ей обещали, что на время учебы за границей её переведут на особую форму обучения, и то время, пока она не в институте, ей не будут считать за пропуски. По факту этот приказ так и не выпустили, и ей пришлось долгое время доказывать, что она не прогульщица, и просить о продлении сессии и прочее.
В общем, каждый день она просто бессильно плакала и ругалась, говорила, что она не хочет жить в стране, где ее не уважают, где так все обманчиво и безответственно, где такая дурацкая система образования, где так грязно, противно и холодно, где в магазинах нет того, к чему она привыкла в ХХХ и бла-бла-бла.
Муж у меня любитель смотреть зарубежные фильмы, а там одни сплошные наркотики, секс, похищения людей и прочее. Он очень боится, что ее там куда-нибудь втянут. Она абсолютно домашняя девочка, никаких мальчиков, на уме одна учеба. Ладно, ХХХ, там она все-таки ходила в Университет каждый день, ей надо было делать работы, сдавать экзамены, она жила в студенческом городке. А страна, куда она собралась - далеко.
Мы, конечно, сказали дочери, что мы против поездки, и что мы, конечно, ей доверяем, но обстоятельства бывают разными. И я решила написать Юле и спросить, что она думает по поводу наших опасений (наркотики, не так безопасно и прочее). Все-таки, у нее в той стране дети живут, и она сама тоже месяца по три в год живет там.
Вот что Юля ответила (там много, пишу только отрывки)
- Знаешь, я всегда доверяла своим детям и была уверена, что все будет хорошо
- Все равно, все воспитание заканчивается годам к 10, в семье. Как воспитаешь, то и получишь.
- Моих обработать сложно, как и меня.
- Я и в молодости, когда приехала сюда, тосковала по России. И не впечатляли меня никакие магазины.
- Для меня Россия – это ВСЕ. Просто не понимаю.
И вот вроде все правильно она написала. И она так всегда пишет. Все правильно, а у меня внутри возникает диссонанс. Я понимаю, что меня напрямую никто не обвиняет ни в чем.
Почему я рассказала про проблемы с сыном и про реакцию моей другой подруги, а так же про проблемы своих подруг. Однажды я рассказала Юле про это. Она ответила, что ее, в отличие от меня, не радует, что у кого-то тоже плохо. Я попыталась ей объяснить, что меня это тоже не радует, но просто я понимаю, что у каждого свое, что мир не идеальный, и все мы не идеальные, и у каждого есть проблемы. И что я понимаю, что я – не единственный человек с проблемами. И от этого мне становится легче.
У Юли нет проблем с детьми. Когда я написала ей, что водила сына в школу в старших классах чуть не за руку и сидела у кабинета, лишь бы он аттестат получил, она мне написала – а мои дети всегда хорошо учились, круглые отличники, и в Европе тоже отлично учились.
Когда я написала, что сына выжили из школы, и что мы с ним на домашнем обучении занимались, она написала, что у нее никогда не было с детьми проблем, и что хотя сын был очень шустрый, все учителя им восторгались.
Может быть, это просто мои комплексы, и я совершенно нормальные слова Юли так воспринимаю. Но я не буду своей подруге, у которой сын наркоман, писать, что а вот мои дети не употребляют наркотики. Потому что я знаю, что это причинит ей боль и заставит почувствовать свою вину.
Опять же, я своим подругам с проблемами не напишу, что все формируется в семье, до 10 лет, и что они сейчас пожинают то, что они вложили в своих детей. Не знаю. Может быть, это я только для себя выдумываю, что здесь что-то не так, а человек просто написал, что думает.
Но так всегда было в наших отношениях с Юлей. Я начинаю понимать, что когда я восторгаюсь Юлей, пишу, как мне нравится её ВСЁ – цветы в ее квартире, сама квартира, ее собаки, или если я жалею её, когда происходит что-то в ее жизни (ее болезнь, болезнь родственников, еще какие-то отрицательные моменты), то это просто принимается.
Если я пишу о чем-то своем, о своих проблемах – то Юля ВСЕГДА отвечает рассказом о том, как у ней все хорошо в этом плане. Не любишь маму? – а я очень свою маму люблю, маму надо любить, за маму всех порву…
Психанула, когда муж поступил нерационально, а потом тебя же и обвинил? – а я никогда мужу не высказывала недовольство, и вообще нужно сдерживаться…
Назвали лесбиянкой? – я категорически против гомосексуализма, и вообще ты должна понять, что гомосексуализм это ужасно.
Приготовила суп на три дня? – а я всегда каждый день готовлю завтрак, обед и ужин, в маленьких порциях и свежее, и каждому члену семьи отдельно.
Общалась на кошачьем форуме? - ООООО! У меня столько дел по дому, что на подобную ерунду у меня времени нет.
И так во всем. Вот, что бы я не написала про себя, Юля всегда напишет, что у неё с этим проблем нет, никогда не было, и в этом плане ей себя упрекнуть не за что. Что во мне порождает комплекс неполноценности и самообвинение.
Вот это что? Белое пальто?
Я понимаю, она перфекционист. Она от себя требует идеальности – и от других тоже. Но я-то не идеал. Я просто хочу знать, как это называется. Когда я начинаю об этом думать, у меня голова делается пустая и тяжелая, как котел, настроение опускается, но поднимается сахар.
И ведь у меня есть другие подруги, и ни с одной – вообще ни с одной такого нет. Конечно, Юля не нарц. Но что-то очень деструктивное в наших отношениях есть. Мне в этих отношениях очень плохо, ужасно плохо.
Одна моя подруга, которая в теме нарцев, сказала, что мне просто нравится заморачиваться в отношениях. Но почему тогда в отношениях со всеми другими моими подругами, кроме Юли, я не заморачиваюсь? Почему я с мужем не заморачиваюсь и не заморачивалась никогда? Да, не все у нас с ним так гладко, но такого, как здесь – не было никогда.
И мне так хочется написать Юле – оставь уже меня в покое. И еще чаще – А тебе корона не жмет? Но я очень боюсь причинить ей этим боль. Я не знаю, на самом деле, чувствует ли она чужую боль. Мою, по всей видимости, нет..."
Что я ответила героине
Я согласна, что если на каждое наше слово друг говорит: "А у меня с этим все зашибись", то это по крайней мере, бестактность. Ведь мы его об этом не спрашивали. И если твоя подруга разводится, никак не время рассказывать ей про свое семейное счастье.
С другой стороны, я тогда вообще не понимаю, как говорить подругам о хорошем. То есть, вообще молчать? Чтобы не раздражать их и не вызывать зависти?
PS А что думаете вы?
|
</> |