Белый вертолёт и чёрный паровоз.
guriny — 07.01.2024Где-то между этажами музея «Крылья Победы» в Пышме есть небольшой зрительный зал. Экран, кресла и десятка два фотографий на деревянных мольбертах. На экране «бесконечный» фильм. Заканчивается и начинается снова. Или, может быть, он начинается автоматически, когда подойдут зрители. И всё выдержано в соответствующих тонах. Как в детской сказочке. Где в чёрной-чёрной комнате сидят два чёрных-пречёрных человека. И один из них говорит другому:
-Василий Иваныч, кончай жечь резину.
Мы решили присесть в кресла, посмотреть, о чём этот фильм и вообще, немного отдохнуть. А вокруг вот такие интерьеры.
Всё брутально, и вообще, почти модерн. В модерне было такое направление — выставить на всеобщее обозрение облагороженный «кусочек индустриальной сущности». Изящные кронштейны, гайки, заклёпки и никелированные перила.
Иногда бывает и просто вот так, по-серому.
Выставка называется «Ямальские паровозы». А суть и фильма, и всей экспозиции вот в чём. Все, наверное, знают, что в конце сороковых, начале пятидесятых Сталин решил строить железную дорогу на Севере. А когда он умер, строительство забросили. Это сейчас называется «501-я стройка» или «Мёртвая дорога», «Трансполярная магистраль». В общем, Салехард-Игарка или Салехард-Норильск. Хотя... Есть планы по реанимации всего этого. И будет оно называться Северный Широтный Ход. Если конечно его построят.
Смысл этой дороги был вот в чём. Сталин готовился к ещё одной войне, уже с США. А весь Север — это самый удобный плацдарм для нападения на наших «партнёров». Или же — первый рубеж обороны от них. Плюс природные богатства этого края. Поэтому Север нужно было осваивать. Строить там дороги, посёлки и порты. В общем — делать то, чем Россия сейчас и занимается на Севере. Правда, наши современники осваивают те края руками высокооплачиваемых специалистов. А Сталин осваивал руками заключённых. Он их конечно хорошо кормил, одевал, обувал и всячески берёг, потому что в послевоенной стране людей не хватало. Но неволя, она и есть неволя. Это всегда страшно и тяжело, к тому же на Крайнем Севере.
Дорогу строили, на неё завозили материалы и технику. Паровозы, вагоны. Иногда строили участками и завозили подвижной состав заранее, когда рельсы ещё не были везде уложены. Такие участки были недалеко от рек. Завозили паровозы туда на баржах и пароходах. А потом Сталин умер и дорогу забросили. Посчитали слишком дорогой игрушкой. Ведь кроме собственно дороги по лесам, болотам и вечной мерзлоте нужно было строить и гигантские мосты через Обь и Енисей.
Откуда было удобно — всю технику вывезли, а с таких вот изолированных участков вывозить её было невыгодно. Так её там и бросили. И одним из кладбищ брошенной техники тех времён стал разъезд Долгий в Красноселькупском районе ЯНАО. Именно туда организовала свою экспедицию УГМК.
Это выглядит примерно так. В северном лесу на заросших рельсах стоят заброшенные паровозы и вагоны 30-40-х годов выпуска. Или ещё более старые. Есть и трофейные немецкие вагоны, переделанные под нашу колею.
Например, вот. Двуосный вагон или платформа, на котором написано «Берлин». Железный кронштейн на первом плане — скорее всего приделали уже в России, чтобы расширить габариты, больше нагрузить. Колея-то стала шире на девять сантиметров, почему бы и грузовой отсек не расширить? Опыт по переделке трофейной техники под русскую колею к концу войны был наработан огромный. И самыми показательными примерами тут были киевские, эстонские и подмосковные электрички. Их тоже вывезли из Германии, а после нескольких лет работы в СССР вернули немцам.
В 2014-м году сотрудники реставрационного участка УГМК высадились на бывшем разъезде Долгий. Изучили заброшенную железнодорожную технику, что была вокруг. И наверное, поразились её удивительной сохранности. Ибо на диком Севере «металлоедов» не было. Они существуют лишь там, откуда металл можно вывезти без проблем.
Приняли решение перевезти на большую землю два паровоза ОВ. Эти паровозы нужно было разобрать на части, пригодные для транспортировки вертолётом. Вертолёт хоть и большой, но паровоз целиком не поднимет даже он. Разобрать старинный паровоз, который семьдесят лет ржавел в лесу — достаточно трудная задача. И уральцы с ней справились успешно. Кое-что укрепили деревянными брусками, чтоб не отвалилось при транспортировке, прицепили тросы.
Огромный белый вертолёт Ми-26 поднял части этих исторических паровозов в воздух.
Не помню, куда уж сотрудники УГМК везли эти паровозы на вертолёте. Варианта тут только два — или к реке, или к ближайшей дороге. А уже оттуда в Пышму, на участок реставрации. Там эти два паровоза долго реставрировали, приводили их в выставочный вид. Та же сотрудница музея, о которой я упоминал в одном из предыдущих постов, сказала нам:
-Теперь этот паровоз стоит на пятом пути.
И точно. На пятом и шестом пути музейной станции Узловая стоит эти ямальские паровозы. Один из них оставили в натуральном виде, а другой обварили железными листами и он стал частью бронепоезда.
Но всё это лучше рассматривать уже летом, когда нет холода и снега.
В фильме довольно подробно рассказывали, как сотрудники участка реставрации работали над паровозами. Тем более, что для них это было новой и незнакомой работой. В конце фильма кто-то из реставраторов сказал:
-Мы же теперь почти звёзды экрана...
И был совершенно прав. И музей, и участок реставрации так много показывали по телевизору, о них так много писали, что сотрудников действительно можно считать «звёздами». А я вспомнил, как писал какое-то прошение в администрацию музея с просьбой допустить нас, новоуральских блогеров, на тот самый участок. Как я был наивен. Куда уж нам до звёзд?
Иногда мне кажется, что эта экспедиция была затеяна больше с целью пиара, чем приобретения ценных экспонатов. Как бы, смотрите, мы всесильны, мы можем даже это. Если же рассматривать с точки зрения исторической ценности, то трофейная платформа с надписью «Берлин» — это объект более ценный, более редкий. Вряд ли у нас в России остались где-либо ещё трофейные вагоны. А паровозы... Наверное, их можно было добыть гораздо дешевле на каких-нибудь базах запаса, не прибегая к вертолёту и героическим усилиям. Съездить в Кишерть, например. Ну, да ладно. Пусть уж всё идёт как идёт. И может быть, когда-нибудь музейщики доберутся и до той платформы. А я пока прекращаю свои писания. В следующем посте про Пышму напишу о бомбардировщиках.
|
</> |