Белый вертолёт и чёрный паровоз.

топ 100 блогов guriny07.01.2024

Где-то между этажами музея «Крылья Победы» в Пышме есть небольшой зрительный зал. Экран, кресла и десятка два фотографий на деревянных мольбертах. На экране «бесконечный» фильм. Заканчивается и начинается снова. Или, может быть, он начинается автоматически, когда подойдут зрители. И всё выдержано в соответствующих тонах. Как в детской сказочке. Где в чёрной-чёрной комнате сидят два чёрных-пречёрных человека. И один из них говорит другому:

-Василий Иваныч, кончай жечь резину.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Мы решили присесть в кресла, посмотреть, о чём этот фильм и вообще, немного отдохнуть.  А вокруг вот такие интерьеры.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Всё брутально, и вообще, почти модерн. В модерне было такое направление — выставить на всеобщее обозрение облагороженный «кусочек индустриальной сущности». Изящные кронштейны, гайки, заклёпки и никелированные перила.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Иногда бывает и просто вот так, по-серому.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Выставка называется «Ямальские паровозы». А суть и фильма, и всей экспозиции вот в чём. Все, наверное, знают, что в конце сороковых, начале пятидесятых Сталин решил строить железную дорогу на Севере. А когда он умер, строительство забросили. Это сейчас называется «501-я стройка» или «Мёртвая дорога», «Трансполярная магистраль». В общем, Салехард-Игарка или Салехард-Норильск. Хотя... Есть планы по реанимации всего этого. И будет оно называться Северный Широтный Ход. Если конечно его построят.

Смысл этой дороги был вот в чём. Сталин готовился к ещё одной войне, уже с США. А весь Север — это самый удобный плацдарм для нападения на наших «партнёров». Или же — первый рубеж обороны от них. Плюс природные богатства этого края. Поэтому Север нужно было осваивать. Строить там дороги, посёлки и порты. В общем — делать то, чем Россия сейчас и занимается на Севере. Правда, наши современники осваивают те края руками высокооплачиваемых специалистов. А Сталин осваивал руками заключённых.  Он их конечно хорошо кормил, одевал, обувал и всячески берёг, потому что в послевоенной стране людей не хватало. Но неволя, она и есть неволя. Это всегда страшно и тяжело, к тому же на Крайнем Севере.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Дорогу строили, на неё завозили материалы и технику. Паровозы, вагоны. Иногда строили участками и завозили подвижной состав заранее, когда рельсы ещё не были везде уложены. Такие участки были недалеко от рек. Завозили паровозы туда на баржах и пароходах. А потом Сталин умер и дорогу забросили. Посчитали слишком дорогой игрушкой.  Ведь кроме собственно дороги по лесам, болотам и вечной мерзлоте нужно было строить и гигантские мосты через Обь и Енисей. 

Откуда было удобно — всю технику вывезли, а с таких вот изолированных участков вывозить её было невыгодно. Так её там и бросили. И одним из кладбищ брошенной техники тех времён стал разъезд Долгий в Красноселькупском районе ЯНАО. Именно туда организовала свою экспедицию УГМК.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Это выглядит примерно так. В северном лесу на заросших рельсах стоят заброшенные паровозы и вагоны 30-40-х годов выпуска. Или ещё более старые. Есть и трофейные немецкие  вагоны, переделанные под нашу колею. 

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Например, вот. Двуосный вагон или платформа, на котором написано «Берлин». Железный кронштейн на первом плане — скорее всего приделали уже в России, чтобы расширить габариты, больше нагрузить. Колея-то стала шире на девять сантиметров, почему бы и грузовой отсек не расширить? Опыт по переделке трофейной техники под русскую колею к концу войны был наработан огромный. И самыми показательными примерами тут были киевские, эстонские и подмосковные электрички. Их тоже вывезли из Германии, а после нескольких лет работы в СССР вернули немцам.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

В 2014-м году сотрудники реставрационного участка УГМК высадились на бывшем разъезде Долгий. Изучили заброшенную железнодорожную технику, что была вокруг. И наверное, поразились её удивительной сохранности. Ибо на диком Севере «металлоедов» не было. Они существуют лишь там, откуда металл можно вывезти без проблем.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Приняли решение перевезти на большую землю два паровоза ОВ. Эти паровозы нужно было разобрать на части, пригодные для транспортировки вертолётом. Вертолёт хоть и большой, но паровоз целиком не поднимет даже он. Разобрать старинный паровоз, который семьдесят лет ржавел в лесу — достаточно трудная задача. И уральцы с ней справились успешно. Кое-что укрепили деревянными брусками, чтоб не отвалилось при транспортировке, прицепили тросы.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Огромный белый вертолёт Ми-26 поднял части этих исторических паровозов в воздух.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Не помню, куда уж сотрудники УГМК везли эти паровозы на вертолёте. Варианта тут только два — или к реке, или к ближайшей дороге. А уже оттуда в Пышму, на участок реставрации. Там эти два паровоза долго реставрировали, приводили их в выставочный вид. Та же сотрудница музея, о которой я упоминал в одном из предыдущих постов, сказала нам:

-Теперь этот паровоз стоит на пятом пути.

И точно. На пятом и шестом пути музейной станции Узловая стоит эти ямальские паровозы. Один из них оставили в натуральном виде, а другой обварили железными листами и он стал частью бронепоезда.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Но всё это лучше рассматривать уже летом, когда нет холода и снега.

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

В фильме довольно подробно рассказывали, как сотрудники участка реставрации работали над паровозами. Тем более, что для них это было новой и незнакомой работой. В конце фильма кто-то из реставраторов сказал:

-Мы же теперь почти звёзды экрана...

И был совершенно прав. И музей, и участок реставрации так много показывали по телевизору, о них так много писали, что сотрудников действительно можно считать «звёздами». А я вспомнил, как писал какое-то прошение в администрацию музея с просьбой допустить нас, новоуральских блогеров, на тот самый участок. Как я был наивен. Куда уж нам до звёзд? 

Белый вертолёт и чёрный паровоз.

Иногда мне кажется, что эта экспедиция была затеяна больше с целью пиара, чем приобретения ценных экспонатов. Как бы, смотрите, мы всесильны, мы можем даже это. Если же рассматривать с точки зрения исторической ценности, то трофейная платформа с надписью «Берлин» — это объект более ценный, более редкий. Вряд ли у нас в России остались где-либо ещё трофейные вагоны. А паровозы... Наверное, их можно было добыть гораздо дешевле на каких-нибудь базах запаса, не прибегая к вертолёту и героическим усилиям. Съездить в Кишерть, например.  Ну, да ладно. Пусть уж всё идёт как идёт. И может быть, когда-нибудь музейщики доберутся и до той платформы. А я пока прекращаю свои писания.  В следующем посте про Пышму напишу о бомбардировщиках.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
"Пятницкое шоссе" открылось в пятницу. С сегодняшнего дня в московском метро 188 станций. Сначала линию метро после "Митино" предполагалось вести в расположенное недалеко Рождествено, где на месте деревни хотели построить жилой массив. Но ...
По работе энергомоста. Исполняющий обязанности руководителя Керченского РЭС Эсат Баталов доложил о том, что 37 мегаватт – это фактическая нагрузка. «Было бы больше, взяли бы из энергосистемы больше», - сказал энергетик. Глава города Керчь Сергей Писарев отметил, что Россия не остав ...
Поездка на Балканы образовалась совершенно спонтанно, просто были дешевые билеты до Тивата, ну а поскольку в этих краях мы еще не бывали, то грех было не воспользоваться.  Вот так у нас получилось 10 дней зимнего лета, а первой точкой поездки стал хорватский Дубровник. Зимние дни ...
Я люблю зоопарки и стараюсь посещать их в каждом городе на моем пути, где они есть. Дело вовсе не в том, что мне нравится смотреть на животных в неволе: в естественной среде вы вряд ли увидите за целую жизнь хотя бы десятую часть коллекций ...
На 165-м километре автодороги Санкт-Петербург – Псков произошло в 18:45. Столкнулись Hyundai Santa Fe с Daewoo Nexia, в результате чего "Нексия" загорелась. В машине находились водитель и четыре пассажира, среди которых был ребенок. По данным УГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, вс ...