На фоне ещё одного белого колеса.
guriny — 28.12.2023Самый большой автомобиль всех времён и народов в Пышму всё-таки привезли. И поставили хорошо. Рядом с самым маленьким «Белазом» теперь стоит самый большой. Для сравнения. Маленький самосвал грузоподъёмностью 25 тонн, большой — 450. Кстати. Маленький «Белаз» вполне в рабочем состоянии. И на «Ютубе» есть ролик, где на нём ездят по территории музейного комплекса.
Наверное, крупнее этого автомобили строить уже не будут. И гонка размеров карьерных самосвалов закончилась. Самосвалы делали всё крупнее и крупнее в погоне за эффективностью. И, скорее всего, именно у этого «Белаза» с той самой эффективностью возникли проблемы. Потому что много таких машин выпускать не стали, их были сделаны буквально единицы. И то, что одну из этих «единиц» пожертвовали в музей, вместо того, чтобы работать на ней и дальше, говорит как раз об этом. Вероятно, этот «цех на колёсах» стало дорого эксплуатировать. Слишком он сложен.
Ощущение «цеха на колёсах» добавляют эти синие лесенки, которые тут везде. Лесенки нужны для осмотра и обслуживания этого монстра. А ещё, на снимке видны гидроцилиндры. С их помощью осуществляется руление, поворот колёс. И передние, и задние колёса установлены на огромных специальных тележках. И обе эти тележки сделаны поворотными. То есть, при рулении поворачивают и передние, и задние колёса, примерно как на тракторе «Кировец». Этим достигается неплохая для такого гиганта маневренность. Но это же и сильно усложняет конструкцию. Напомню, что у самосвалов поменьше никаких поворотных тележек нет. Управляемые колёса у них только передние.
Аля как всегда пытается дотянуться до ступицы огромного колеса. Наверное, все уже знают, что внутри этих ступиц стоят электродвигатели, которые вращают колёса. Совсем как на электрическом самокате. Правда самокат устроен проще «Белаза». На нём только аккумулятор и двигатель. Здесь же цепочка длиннее. Есть дизель, соединённый с генератором. Дизель работает, выпуская облака едкого дыма. Он раскручивает генератор, который вырабатывает электричество. А электричеством питаются моторы в колёсах. За счёт этого машина и едет. Если бы человечество научилось делать аккумуляторы такой огромной мощности, то конструкция карьерных самосвалов сильно упростилась. И «Белаз» стал бы прост почти как самокат. Но до сверхмощных и надёжных аккумуляторов пока далеко.
Ещё вид под днищем. А для чего вот эти жёлтые пирамидки, сваренные из железных труб? Может быть, это тормозные башмаки, которые подкладывают под колёса, чтобы машина не укатилась? Подобные устройства используют на железной дороге и в авиации. Может быть, и тут тоже они?
Пытаюсь заглянуть в моторный отсек снизу. Где-то тут должен быть дизель, но его не видно. Скорее всего при сборке «Белаза» в музее дизель просто не стали устанавливать.
Есть в музее специальная экспозиция со множеством самых разных двигателей. Она в отдельном павильоне. Мы пробежали мимо этого павильона и не зашли внутрь. Холодно было. В другой раз зайдём обязательно. Среди этих двигателей самым большим был американский дизель «Камминс», снятый с того «Белаза», что поменьше, с 230-тонника. Руководство музея планировало выставлять этот дизель отдельно. А может быть, силовую установку и этого гиганта выставят в том же павильоне.
Фронтальный вид гиганта.
А мне под конец остаётся только согласиться с теми словами, что написаны на кузове. Больше чем музей.
|
</> |