баскетбола псто
ru_auto — 10.01.2018 Основными персональными наградами за победы были, если говорить честно, выделенные квартиры и право на приобретение автомобиля.Возможность приобрести машину официальным путем, а не по спекулятивной цене под угрозой уголовного дела, была тогда в СССР большой ценностью. Чтобы купить машину отечественного производства за свои кровные, нужно было выстоять в очереди несколько лет. Право купить автомобиль вне очереди предоставлялось за особые достижения перед Отечеством - выдающимся ученым, заслуженным деятелям искусства, спортсменам-чемпионам либо в качестве льгот (например, именно за автомобилем, а не только за 'туманом и запахом тайги' тысячи соотечественников уезжали на строительство БАМа или Самотлора).
Возможность продать автомобиль по рыночной цене, оставив себе 'вершок', т. е. разницу с ценой официальной, по которой нам машины продавали, а через 2-3 года после очередного успеха снова взять без очереди новый была скрытой формой поощрения. Во всяком случае, на эти разновидности спекуляции, т. е. 'скупки и перепродажи с целью наживы' в соответствии со статьей 154 Уголовного кодекса РСФСР, руководство смотрело сквозь пальцы. В том числе и потому, что само этим регулярно баловалось.
Свой первый автомобиль я приобрел в январе 1971-го. Вопрос о таком поощрении я поставил перед руководством после победного чемпионата Европы 1969 года. Однако ждать пришлось больше года по причине реорганизации и замены модельного ряда на Горьковском автозаводе (до массового советского автомобиля - 'Жигулей' оставалось уже немного). Зато я стал первым из баскетболистов, купившим новую модель 'Волги', 24-ю. Правда, сесть за руль мне удалось только в августе 1971-го - это характерная иллюстрация плотности спортивного сезона того времени.
Свою первую 'Волгу' я перепродал за 16 тысяч рублей, т. е. с 60-процентной прибылью. В 1973-м на волне олимпийского триумфа я обзавелся еще одной 24-й (она досталась потом первой жене), а в 1975-м - первыми 'Жигулями' третьей модели. Наиболее долго, до конца 80-х, мне прослужила 'шестерка', выделенная второй жене на 'Мосфильме'.
О том, как мы продавали машины, в основном на знаменитом авторынке в районе Южного порта, можно было снимать кино. Первую такую операцию я 'проворачивал' с представителями братских южных республик. Сначала в качестве покупателя фигурировали двое армян, которые у меня дома вручили мне в качестве 'вершка' куклу - из оговоренных 9000 рублей только 400 оказались настоящими. Это выяснила моя жена, перепроверившая деньги и сообщившая мне о своем открытии по телефону по предварительной договоренности - я с армянами поехал на авторынок. Поскольку со мной в качестве подкрепления был двухметровый мордоворот Витя Петраков, то мы просто отметелили этих двух покупателей и расстались с ними, сохранив за собой в качестве штрафа за непорядочность 400 рублей.
Со второй попытки я продал машину какому-то деду из Узбекистана - настоящему, в халате и тюбетейке, с дыней под мышкой. Этого уже мы могли запросто обмануть - отдав нам разницу, он спокойно отпустил нас с компаньоном куда-то отъехать на время перерыва в магазине, где оформлялась продажа. 'Что же ты делаешь, дед? - спросили мы его, вернувшись, - тебя ведь так обманут.'
Сергей Белов. (из книги)
– В советские времена ездили на "Волге"?
– На "Жигулях". Как-то в ЦСКА предложили на выбор – трехкомнатная квартира или "Волга"? Я прикинул. Машина стоит 9 тысяч. Представителям солнечного юга продаю за 24 тысячи.
– Ловко.
– За 5 тысяч покупаю новые "Жигули". Свою двухкомнатную квартиру, добавив 7 тысяч, меняю на трехкомнатную. Еще 3 тысячи остается на ремонт и мебель. Приятель, четырехкратный олимпийский чемпион по фехтованию Виктор Сидяк, отговаривал: "С ума сошел? Бери квартиру!" Зря не послушал.
– Схема не сработала?
– "Волгу"-то продал. Но то варианта подходящего не было, то на сборы умотал. А потом деньги кончились. На что потратил, не могу объяснить! "Жигули" купил, остальное – разлетелось.
Иван Едешко. (из интервью)
|
</> |