Сидите тут, и ничего не знаете
scottishkot — 04.10.2011 Михаил Золотоносов shoots:<...> Главное впечатление – пародийность Довлатовских чтений, пошлая имитация. Главная тайна заключена, на мой взгляд, в том, что как писатель Довлатов вообще не тянет на конференции, «чтения» и изучение, а вся эта затея, весь гран-проект «великий русский писатель Довлатов» имеет исключительно коммерческий характер. <...>
...в США кроме эмигрантов из СССР Довлатова не знал практически никто; как писатель он там состоялся, потому что в США уже было много приехавших из России. Для них он и писал свои смешные тексты, сильно смахивавшие на советский «Крокодил» периода ранней перестройки. Что-то вроде Леонида Ленча (был такой советский фельетонист), но поновее. Благодаря этому Довлатов и приобрел популярность у своего массового читателя: будь все посложнее, чем юмор для «Крокодила», успеха бы не было.
Изучать его прозу невозможно, поскольку просто нет предмета для изучения. Можно исследовать детали биографии, сопоставляя ее с текстами, что в основном и делается, тем более что пил он много, сменил много мест жительства и работы и попадал в разные занятные истории; можно заумным метаязыком маскировать отсутствие изучаемого художественного текста...
Но все равно нельзя ничего поделать с тем, что в тексте Довлатова нет глубины, философии, идеологии, сложной формы, экспериментов с языком, интертекстуальности, таинственных Urgestalt’ов и т.д. То есть ничего такого, что нуждается в длительном и – главное – коллективном научном изучении. Типичный текст Довлатова – доступно написанная хроника смешных происшествий. <...>
Метит в редакторов враждебной "Звезды" - попадает в Бродского:
...завышение ранга Довлатова логично вписывается в свойственное «Звезде» фильтрование и дозирование информации о советской литературе, что привело к созданию на страницах этого журнала своей истории советской литературы, заметно отличающейся от реальной в целом ряде пунктов. Например, сильнейшей идеализации подвергается образ И. Бродского, который в американский период известен, например, «Одой на независимость Украины» (1991), в которой выразилась страстная любовь к советской империи и почему-то ненависть к «хохлам», напоминающая о газетах «День» и «Завтра» (текст оды в интернете есть). Однако о таких деталях сакрального образа поэта Бродского «Звезда» никогда не пишет, подвергая образ цензуре советского типа, что и не удивительно, поскольку оба соредактора как литераторы воспитались в советское время и в условиях чуткой советской цензуры. И так же, как она, оберегают теперь своего доверчивого читателя от всего, как они полагают, ненужного. Кстати, в двухтомнике Бродского, недавно вышедшем в «Библиотеке поэта», этой «Оды» тоже нет, ибо Образ Гения ничто не должно омрачать.
Вот чего это, а?
|
</> |