рейтинг блогов

Бармы и оплечье

топ 100 блогов nash_dvor17.03.2021 _ 900 x 600 Федор Лавров в роли царя Федора Ивановича.jpg

Все мы когда-то и где-то видели допетровскую русскую одежду с круглым воротником типа пелерины  или  вышитым на плечах вокруг горловины кругом.  Кто в кино (наверху актер Федор Лавров в роли царя Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного), кто на картинах и репродукциях, а кто и настоящие, сохранившиеся в музеях экземпляры, причем иногда очень древние (самые древние бармы, найденные в кладе, - XII века )

Об истории этого предмета одежды мы сегодня и поговорим.

Про оплечье (часть одежды, покрывающей плечи или как воротник или как вышитая часть наряда) и про бармы (принадлежность парадного наряда  русских князей и царей, княжеская или царская регалия власти).

Слово "оплечье" более древнее, слово "барма" появилось несколько позже, но первоначально эти два слова обозначали одно и то же,

Оплечье и бармы не следует путать с древнерусским воротником, который назывался "ожерелье" (нарядный воротник  из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п., мог быть  стоячим или отложным), так как оплечье и бармы были не  просто частью одежды,  а регалией власти, данной Богом,  некой квазицерковной одеждой для богослужений или венчания на царство. И именно поэтому на них обычно изображены какие-то религиозные сюжеты.

Бармы и оплечье 1 1 Capture.PNG
Слева саккос патриарха Иова (1589—1605) с оплечьем. Москва, мастерские Кремля, конец XVI века.
Справа платно Петра Алексеевича (Петра Первого), 1682 год, с бармами, сделанными в  конце XVI для царя Федора Иоанновича.(сына Ивана Грозного)

Первоначальным прототипом оплечья был древнеримский шарф консулов, дополнявший короткий плащ под названием трабея. Этот шарф надо было повязывать вокруг груди и шеи специфическим образом.

Бармы и оплечье 1 Capture.PNG
Слева изображение римского консула, одетого в trabea triumphalis, 517 год до н.э.
Справа диптих с изображением консула Боэция в трабее 487 год до н.э.

До упадка Римской иперии в Византии римский император назначал наместника, в результате чего в Византии появился предмет одежды под названием лорум (на латыни  lorum, а по-английски loros, если кто захочет поискать картинки)  Это был довольно узкий шарф из твердой парчовой ткани, обычно украшенный золотыми чеканными пластинами и драгоценными камнями, который после уничтожения должности римского наместника как древний символ власти перешел в византийское императорское одеяние.

Во время царствования  Юстиниана I (527 —  565 н. э.) консульство стало частью имперского статуса, поэтому и  император и императрица носили лорум, это была квази-церковная одежда. Кроме них лорум носили двенадцать самых важных чиновников и имперский телохранитель, а следовательно,  архангелы как божественные телохранители на иконах тоже изображались в лорумах. Лорум надевали нечасто, всего несколько раз в год на большие праздники, например, в пасхальное воскресенье, но это был очень популярный предмет одежды для художественных изображений - фресок, мозаик, икон и т.д., поэтому изображений лорума история сохранила очень много

Согласно Константину VII Багрянородному , лорум символизировал крест как орудие победы Христа, поэтому и носили его "крестообразно"
Лорум надевали следующим образом: один конец опускали спереди (посередине) и на уровне груди, отвернув его под углом, затем перекидывали его через плечо на спину. На спине из лорума делали петлю, через неё продевали оставшийся свободный конец, пропускали его наперед и располагали по левой руке.

Со временем за счёт многочисленных украшений и золотых накладок лорум стал таким тяжёлым, что его уже невозможно было согнуть. И поэтому к его концу начали пришивать кусок легкой шёлковой ткани.

Бармы и оплечье 2 Capture.PNG
Слева восковая фигура византийского императора Константина VII  Багрянородного (913—920 гг. н.э.) в лоруме в одном из киевских музеев
Справа изображение византийского императора Никифора III Вотаниата (1078—1081 гг. н.э.) и императрицы Марии Аланской в лорумах, представляющих старый мужской стиль и новый женский стиль

А затем лорум трансформировался в совершенно самостоятельную форму, отдельную от остального императорского наряда, и принял вид круглого воротника, отороченного с внешней стороны полосами, между которыми тянулся ряд крупных жемчугов или других каких-нибудь круглых украшений.


Бармы и оплечье
Слева и в центре изображение византийского императора Андроника II Палеолога (1282 — 1328 гг) в двух разных нарядах с лорумом/оплечьем в виде кругого воротника
А справа изображение Святого Константина Великого, римского императора в 306—337 гг.,  сделавшего христианство господствующей религией, а в 330 году перенёсшего столицу государства в Византию (Константинополь). При жизни Константин такую одежду носить ну никак не мог, но, поскольку он был причислен к лику святых, то и изобразили Святого Константина на иконе именно в лорe (в иконописи лорум называется лор) 

Из Византии этот предмет одежды пришел и на Русь. Согласно легенде византийский император Алексей I Комнин (1081— 1118 гг) впервые прислал лорум в подарок Владимиру Мономаху (1053—1125), но каких-то документальных подтверждений этой истории нет, так что данная легенда совершенно спокойно могла  быть выдумана позже. Первоначально лорум назвали на Руси оплечьем, а  в начале XIV века почему-то стали использовать слово "бармы", которое пришло из древнепольского  brama (украшения на руках или ногах женщины).

Самые древние бармы XII века были найдены в 1822 году в так называемом рязанском кладе и сейчас находятся в музее Московского Кремля.  В кладе были не только великокняжеские оплечные бармы (знак княжеского и царского достоинства), но и колты (подвески, прикреплявшиеся к головному убору), серьги, перстни, и браслеты, типичныe для  старорязанской школы мастеров. Подобных вещей не находили ни в одном другом русском городе.

А в 1851 году археологи под Суздалью нашли другой клад с бармами XII - началa XIII века, вошедшими в науку под названием "Суздальское оплечье". Оно состоит из шести серебряных позолоченных, украшенных чернью и гравировкой медальонов и 12 серебряных бус, орнаментированных тончайшей зернью и сканью.

Бармы и оплечье 3 Capture.PNG
Слева бармы XII века из рязанского клада. Музеи Московского кремля. На бармах видно несколько портретов святых
Справа  суздальское оплечье XII - начало XIII века. ГИМ Пять медальонов оплечья орнаментированы процветшими крестами и розетками на черневом фоне, а на шестом  - изображение юного мученика с крестом в правой руке

Поскольку эти вещи много веков пролежали в земле, я не уверена, как они крепились к одежде, - были нашиты на ткань или прикрепены к одежде каким-то другим образом. Нигде не написано, насколько длинное суздальское оплечье, только величина медальонов и бусин, но судя по всему оно должно быть где-то около 60 см в длину, чтобы быть "воротником"

Первое летописное упоминание об оплечье встречается в 1216 году и сообщает, что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями.

Первое упоминание о "бармах" встречается в 1328 году в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты о передаче имущества (в том числе и бармы) по наследству старшему сыну. Сведения о княжеских бармах, наследуемых сыновьями, неоднократно встречаются в русских летописях за 1339, 1358, 1389 годы.

Теперь отвлечемся немного от князей и царей и посмотрим в сторону православной церкви.

После крещения Руси в 988 году на Руси был учрежден титул предстоятеля Русской церкви в составе Константинопольского патриархата. Называлась эта должность Митрополит Киевский и всея Руси. И до нашего времени дошли некоторые из их облачений под названием саккос (верхнее богослужебное облачение). Два самых древних принадлежат митрополиту Петру (1308-1326), переехавшему в 1325 году на постоянное жительство из Киева в Москву, и митрополиту Алексию (1354-1378), наставнику юного Дмитрия Донского и многие годы фактическому правителю Московской Руси

Бармы и оплечье _____________Capture.PNG
Слева саккос митрополита Петра, Россия, 1322 год, византийские ткани конца XIII века. Оружейная палата.
Справа саккос митрополита Алексия. XIV век. Музеи Московского Кремля

Хорошей картинки оплечья с саккоса митрополита Петра я не нашла, а вот оплечье саккоса митрополита Алексия было отреставрировано и хорошо сфотографировано. Это оплечье украшено жемчужным шитьем и дробницами

Дробницами называли металлические бляхи или пластинки, большей частью плоские и круглые, иногда продолговатые, служившие для украшения древнерусского платья: ферязей, опашней, саккосов и т.д. .

Бармы и оплечье
Оплечье саккоса митрополита Алексия. XIV век. Музеи Московского Кремля

Кстати, если бармы / оплечье из рязанского и суздальского клада были когда-то нашиты на ткань, то скорей всего это было сделано примерно как на этом саккосе, само оплечье должно было быть не столько круглой "пелериной" как на сохранившихся в Оружейной палате тканевых бармах царей, сколько вот примерно такой окантовкой ворота

Еще есть вот такие очень подробные фото уже значительно более позднего предмета одежды, без дробниц, но с вышивкой.

Бармы и оплечье
Саккос с оплечьем "Союзом любви связуемые апостолы", XVII век. Оплечье выполнено лицевым шитьём в мастерских Строгановых из итальянской ткани. ГИМ

Бармы и оплечье


Бармы и оплечье
Pасшитое жемчугом в Мастерских Кремля оплечье стихаря из Патриаршей ризницы, XVII век.

Про оплечья стихаря написано, что в этой одежде они символизируют "израненные плечи" Христа. Про саккосы и стихари с оплечьями и без я напишу отдельнo, поскольку их сохранилось очень много и на примере этой одежды можно изучать историю импорта тканей в Древнюю Русь.

Осталось посмотреть на царские оплечья - бармы

Как коронационные регалии бармы впервые упоминаются в 1498 году — их вместе с "венцом" (видимо, Шапкой Мономаха) возложили на князя Дмитрия Внука во время поставления на княжеский престол, совершившегося впервые в истории России в 1498 году в Успенском соборе Московского Кремля

В XVI—XVII веках были составлены подробные Чины венчания на царство российских царей, где определён порядок перенесения и возложения на государя всех царских регалий, включая бармы. С середины XVI века (эпохи Ивана Грозного)  до начала XVIII века (Петр Первый)  бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.

Все 5 сохранившихся в России царских барм находятся сейчас  в Оружейной палате Кремля (и бармы из рязанского клада тоже)

Давайте посмотрим, как они выглядят, а заодно на портреты царей, которым принадлежали эти бармы, похоже на портретах нарисовано или нет

Бармы и оплечье 7 3 xXmCm.jpg
Бармы. XVI в. Атлас (2-х видов), шнур шелковый из Италии.Мастерские Московского Кремля.

Дробницы не сохранились. И скорей всего все эти узоры должны были быть обшиты жемчугом, который тоже не сохранился.Как это могло выглядеть раньше, легко представить, если посмотреть на вышитое жемчугом оплечье стихаря с фотографии выше.

В XVI веке правили  Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович и Борис Годунов. Кому из них могли принадлежать эти бармы, гадать не буду, музейный сайт информации не дает, может музейные работники и сами не знают.


4 Бармы царя Федора Иоанновича.jpg
Бармы царя Федора Иоанновича. Конец XVI в. Атлас, камка из Италии- вторая половина XVI в.  Мастерская царицы Ирины Годуновой

Видите, здесь сплошные религиозные мотивы? Не сказали бы, что это царские бармы, можно было бы подумать, что это оплечье  с одежды патриарха

Не знаю, как кому, а мне почему-то кажется, что эти бармы раньше украшали драгоценные камни по краю, а потом их почему-то сняли. И жемчугом должно было все быть обшито. Ну не могут быть сохранившиеся бармы такими простыми, если на всех прижизненных портретах в бармах там все просто сияет самоцветами.

4 Capture Федор Иоаннович.PNG
Слева: портрет царя Федора Иоанновича из Царского титулярника 1672 г  Справа: Братья Белоусовы (Палех). Царь Федор Иоаннович на троне. Роспись южной стены Грановитой палаты. Фрагмент. 1881-1882 гг
5 1629—1645 Бармы царя Михаила Федоровича Москва, мастерские Кремля, 1629–1645 гг. Атлас, золотные и шелковые нити; ткачество, шитье..jpg
Бармы царя Михаила Федоровича. (первого Романова) 1629-1645 гг. Знаменщик (автор): Матвеев Марк, Осипов Сидор. Tкани из Италии - XVII в. шелк, нить золотная, нить серебряная, нить шелковая, нить хлопчатобумажная. Мастерская царицы Евдокии Лукьяновны.

Здесь то же самое,  первоначально  бармы должны были быть обшиты жемчугом и должны были быть драгоценные камни по краю и в кольцах.

5 Capture Михаил Федорович.PNG
Слева Михаил Фёдорович в "Большом наряде" (наряд, который надевали при венчании на царство) 1613 год. Иллюстрация из книги "Летописный и лицевой изборник дома Романовых". Справа портрет Михаила Федоровича неизвестного художника
Бармы и оплечье 6 1662 j-9dv.jpg
Бармы царя Алексея Михайловича.  или  Бармы греческой работы  Медальоны были изготовлены в Турции в 1660-1662 гг (золото, алмазы, рубины, изумруды, сапфиры). Оплечье под бармами было сделано в мастерских Кремля - до 1682 г. из итальянсого атласа XVII в.

Это самые ценные бармы, единственные, где сохранились украшения

Бармы и оплечье
Слева: портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины XVII века. Школа Оружейной палаты. Конец 1670 - начало 1680 годов Справа: портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный художник XVIII век.
7 Бармы — Россия, вторая пол. XVII в..jpg
Бармы. 1682 г.; ткань- атлас, тафта, нить золотная, шнур шелковый, пергамен, трунцал- Италия, XVII в. Мастерские Кремля

В 1682 году на царство венчались два царевича одновременно - пятнадцатилетний Иван и девятилетний Петр. Для кого из них были сделаны эти бармы, музейный сайт не уточняет.

Бармы и оплечье
Иван V Алексеевич Неизвестный художник Государственный Эрмитаж

После Петра русские императоры бармы носить перестали и вообще коронационные регалии изменились, но вышитые оплечья остались на саккосах и стихарях духовенства.

А вам какие бармы и оплечья больше всего понравились?

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Arctic Monkeys остались без своей ударной силы – их барабанщик Мэтт Хелдерс (Matt Helders) сломал руку, занимаясь боксом в спортзале. Теперь он как минимум три недели не сможет выполнять прямые свои обязанности – стучать по барабанам. «Я боксировал с одним ...
Отличная статья Алексея Кравецкого на тему копирайта и творчества. Кризис перепроизводства творчества В ходе «копирайт-войн» нашего времени почти не упоминается один серьёзнейший фактор: авторов на творческом рынке сейчас — слишком много. Предложение столь радикально превышает ...
В этот день, 75 лет назад, ИС-3 постановлением ГКО № 7950, на вооружение был принят ИС-3. ИС-3 (Объект 703) — советский тяжёлый танк разработки периода Великой Отечественной войны, запущенный в серийное производство в последние её дни и не успевший принять в ней участие. 7 ...
Возвращаясь к армейской теме еще еще раз. - я предполагаю, что, если сравнивать с ВС РФ, - наилучшая боеготовность окажется у Цахал (Армия обороны Израиля). Примерно на одном уровне. А вот более высокого уровня боеспособности - нет ни в одной армии мира. И уже забейте меня тапками, након ...
... вот чему я не могу перестать удивляться, это когда работаем с мамой, а у ребенка проходят симптомы. Физиологические, телесные, не поведенческие. Или когда выплывает, что причина проблемы - нерожденный сиблинг (братик или сестричка). Никак не ...