Бармы и оплечье
nash_dvor — 17.03.2021Об истории этого предмета одежды мы сегодня и поговорим.
Про оплечье (часть одежды, покрывающей плечи или как воротник или как вышитая часть наряда) и про бармы (принадлежность парадного наряда русских князей и царей, княжеская или царская регалия власти).
Слово "оплечье" более древнее, слово "барма" появилось несколько позже, но первоначально эти два слова обозначали одно и то же,
Оплечье и бармы не следует путать с древнерусским воротником, который назывался "ожерелье" (нарядный воротник из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п., мог быть стоячим или отложным), так как оплечье и бармы были не просто частью одежды, а регалией власти, данной Богом, некой квазицерковной одеждой для богослужений или венчания на царство. И именно поэтому на них обычно изображены какие-то религиозные сюжеты.
Первоначальным прототипом оплечья был древнеримский шарф консулов, дополнявший короткий плащ под названием трабея. Этот шарф надо было повязывать вокруг груди и шеи специфическим образом.
Во время царствования Юстиниана I (527 — 565 н. э.) консульство стало частью имперского статуса, поэтому и император и императрица носили лорум, это была квази-церковная одежда. Кроме них лорум носили двенадцать самых важных чиновников и имперский телохранитель, а следовательно, архангелы как божественные телохранители на иконах тоже изображались в лорумах. Лорум надевали нечасто, всего несколько раз в год на большие праздники, например, в пасхальное воскресенье, но это был очень популярный предмет одежды для художественных изображений - фресок, мозаик, икон и т.д., поэтому изображений лорума история сохранила очень много
Согласно Константину VII Багрянородному , лорум символизировал крест как орудие победы Христа, поэтому и носили его "крестообразно"
Со временем за счёт многочисленных украшений и золотых накладок лорум стал таким тяжёлым, что его уже невозможно было согнуть. И поэтому к его концу начали пришивать кусок легкой шёлковой ткани.
А затем лорум трансформировался в совершенно самостоятельную форму, отдельную от остального императорского наряда, и принял вид круглого воротника, отороченного с внешней стороны полосами, между которыми тянулся ряд крупных жемчугов или других каких-нибудь круглых украшений.
Самые древние бармы XII века были найдены в 1822 году в так называемом рязанском кладе и сейчас находятся в музее Московского Кремля. В кладе были не только великокняжеские оплечные бармы (знак княжеского и царского достоинства), но и колты (подвески, прикреплявшиеся к головному убору), серьги, перстни, и браслеты, типичныe для старорязанской школы мастеров. Подобных вещей не находили ни в одном другом русском городе.
А в 1851 году археологи под Суздалью нашли другой клад с бармами XII - началa XIII века, вошедшими в науку под названием "Суздальское оплечье". Оно состоит из шести серебряных позолоченных, украшенных чернью и гравировкой медальонов и 12 серебряных бус, орнаментированных тончайшей зернью и сканью.
Поскольку эти вещи много веков пролежали в земле, я не уверена, как они крепились к одежде, - были нашиты на ткань или прикрепены к одежде каким-то другим образом. Нигде не написано, насколько длинное суздальское оплечье, только величина медальонов и бусин, но судя по всему оно должно быть где-то около 60 см в длину, чтобы быть "воротником"
Первое летописное упоминание об оплечье встречается в 1216 году и сообщает, что "облечье", шитое золотом, носится всеми князьями.
Первое упоминание о "бармах" встречается в 1328 году в духовной грамоте великого князя Ивана Калиты о передаче имущества (в том числе и бармы) по наследству старшему сыну. Сведения о княжеских бармах, наследуемых сыновьями, неоднократно встречаются в русских летописях за 1339, 1358, 1389 годы.
После крещения Руси в 988 году на Руси был учрежден титул предстоятеля Русской церкви в составе Константинопольского патриархата. Называлась эта должность Митрополит Киевский и всея Руси. И до нашего времени дошли некоторые из их облачений под названием саккос (верхнее богослужебное облачение). Два самых древних принадлежат митрополиту Петру (1308-1326), переехавшему в 1325 году на постоянное жительство из Киева в Москву, и митрополиту Алексию (1354-1378), наставнику юного Дмитрия Донского и многие годы фактическому правителю Московской Руси
Хорошей картинки оплечья с саккоса митрополита Петра я не нашла, а вот оплечье саккоса митрополита Алексия было отреставрировано и хорошо сфотографировано. Это оплечье украшено жемчужным шитьем и дробницами
Дробницами называли металлические бляхи или пластинки, большей частью плоские и круглые, иногда продолговатые, служившие для украшения древнерусского платья: ферязей, опашней, саккосов и т.д. .
Кстати, если бармы / оплечье из рязанского и суздальского клада были когда-то нашиты на ткань, то скорей всего это было сделано примерно как на этом саккосе, само оплечье должно было быть не столько круглой "пелериной" как на сохранившихся в Оружейной палате тканевых бармах царей, сколько вот примерно такой окантовкой ворота
Еще есть вот такие очень подробные фото уже значительно более позднего предмета одежды, без дробниц, но с вышивкой.
Саккос с оплечьем "Союзом любви связуемые апостолы", XVII век. Оплечье выполнено лицевым шитьём в мастерских Строгановых из итальянской ткани. ГИМ
Pасшитое жемчугом в Мастерских Кремля оплечье стихаря из Патриаршей ризницы, XVII век.
Осталось посмотреть на царские оплечья - бармы
Как коронационные регалии бармы впервые упоминаются в 1498 году — их вместе с "венцом" (видимо, Шапкой Мономаха) возложили на князя Дмитрия Внука во время поставления на княжеский престол, совершившегося впервые в истории России в 1498 году в Успенском соборе Московского Кремля
В XVI—XVII веках были составлены подробные Чины венчания на царство российских царей, где определён порядок перенесения и возложения на государя всех царских регалий, включая бармы. С середины XVI века (эпохи Ивана Грозного) до начала XVIII века (Петр Первый) бармы надевались русскими князьями и царями при коронации и во время торжественных выходов.
Все 5 сохранившихся в России царских барм находятся сейчас в Оружейной палате Кремля (и бармы из рязанского клада тоже)
Давайте посмотрим, как они выглядят, а заодно на портреты царей, которым принадлежали эти бармы, похоже на портретах нарисовано или нет
Бармы. XVI в. Атлас (2-х видов), шнур шелковый из Италии.Мастерские Московского Кремля.
Дробницы не сохранились. И скорей всего все эти узоры должны были быть обшиты жемчугом, который тоже не сохранился.Как это могло выглядеть раньше, легко представить, если посмотреть на вышитое жемчугом оплечье стихаря с фотографии выше.
В XVI веке правили Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович и Борис Годунов. Кому из них могли принадлежать эти бармы, гадать не буду, музейный сайт информации не дает, может музейные работники и сами не знают.
Бармы царя Федора Иоанновича. Конец XVI в. Атлас, камка из Италии- вторая половина XVI в. Мастерская царицы Ирины Годуновой
Видите, здесь сплошные религиозные мотивы? Не сказали бы, что это царские бармы, можно было бы подумать, что это оплечье с одежды патриарха
Не знаю, как кому, а мне почему-то кажется, что эти бармы раньше украшали драгоценные камни по краю, а потом их почему-то сняли. И жемчугом должно было все быть обшито. Ну не могут быть сохранившиеся бармы такими простыми, если на всех прижизненных портретах в бармах там все просто сияет самоцветами.
Бармы царя Михаила Федоровича. (первого Романова) 1629-1645 гг. Знаменщик (автор): Матвеев Марк, Осипов Сидор. Tкани из Италии - XVII в. шелк, нить золотная, нить серебряная, нить шелковая, нить хлопчатобумажная. Мастерская царицы Евдокии Лукьяновны.
Здесь то же самое, первоначально бармы должны были быть обшиты жемчугом и должны были быть драгоценные камни по краю и в кольцах.
Бармы царя Алексея Михайловича. или Бармы греческой работы Медальоны были изготовлены в Турции в 1660-1662 гг (золото, алмазы, рубины, изумруды, сапфиры). Оплечье под бармами было сделано в мастерских Кремля - до 1682 г. из итальянсого атласа XVII в.
Это самые ценные бармы, единственные, где сохранились украшения
В 1682 году на царство венчались два царевича одновременно - пятнадцатилетний Иван и девятилетний Петр. Для кого из них были сделаны эти бармы, музейный сайт не уточняет.
Иван V Алексеевич Неизвестный художник Государственный Эрмитаж
После Петра русские императоры бармы носить перестали и вообще коронационные регалии изменились, но вышитые оплечья остались на саккосах и стихарях духовенства.
А вам какие бармы и оплечья больше всего понравились?
|
</> |