Балет: b29 / Deutsche Oper am Rhein
am1975 — 20.10.2017 Вернулись мы только что из театра. Балет, который мы смотрели, называется b29. И поставлен одним из самых прославленных балетмейстеров Германии Martin Schläpfer. Ничего необычного в этом факте нет - у меня куплено такое количество билетов на сезон, что если их все сложить, на эту сумму можно легко слетать во внеочередной отпуск. Но оно того стоит - мы любим театр, оперу , балет и стараемся ходить как можно чаще.Так о чем речь? Я думала , писать или нет, так как мое мнение на протяжение 2 часов менялось раз десять. Сейчас попытаюсь сформулировать. Во-первых, в нашем театре нет классических балетов - здесь нет "Жизели" и нет "Лебединого Озера". И "Щелкунчика" тоже нет. Каждый балет, точнее , каждая постановка состоит из нескольких совершенно самостоятельных произведений. Их ничто не объединяет, у них нет единой концепции, это не сквозное действие. Это три мини- балета под единым ...нет, не названием, номером. Вот этот был b29 , после него будет b32 , потом еще какой-то. Такой концепт.
Сегодня были три балета Mozartiana /George Balanchine, Konzert für Orchester/Martin Schläpfer и The Concert / Jerome Robbins.
После первого балета , о котором было сказано, что это отсылка к Петипа и Петербургским балетным традициям, у меня в голове возникла неприличная фраза , которую я тут же озвучила мужу и нас чуть не выгнали соседи по ряду, которые не понимали язык, но уловили интонацию. Я сказала ( шепотом) : " У немцев отлично получается конный спорт. Еще футбол. Еще они в машиностроении сильны. BMW вон какие суперские. Балет - не их конёк".
Мне очень стыдно, но вот так ... Потому что ни Баланчина, ни Петипа, ни петербургской балетной школы я не увидела даже близко. Мне не хватило света, не хватило цвета, не хватило рисунка танца. Мне не хватило воздушности прыжка , не хватило объема. Ок, наверное мы все, рожденные в СССР, страдаем определённым великодержавным шовинизмом, ибо "и даже в области балета...". И есть с чем сравнивать. Но куда деваться-то от этого?
Потом был второй балет. Современный. Здесь мне не понравилось отсутствие идеи ( в моих глазах) . Точнее , она была, но видимо мне не дано было ее уловить . Да и черт бы с ней, с идеей. Можно же просто любоваться танцем. Но не вышло. Прежде всего - и это первое, что бросается в глаза - танцовщики двигались несинхронно.
Это не намеренная несинхронность, когда вся прелесть - в ломкости, в рваном такте, в том, что нет системы. Это была неотработанная несинхронность, когда было задуманно совсем по-другому. Отсюда нарушается вся геометрия танца, и вроде бы симпатичный рисунок полностью теряет свою прелесть. И это я не говорю о таких привычных, совершенно блеклых костюмах...Минимализм наверное. Неуместный.
К третьему балету я готова была уйти. И вот тут неожиданно мы получили удовольствие. Это был балет Jerome Robbins, который, наряду с Balanchine, является одной из ключевых фигур в балетном мире 20-го века. Того самого Robbins, звезды Бродвея, который когда -то создал West Side Story. Балет "The Concert" Robbins создал в 1956 году, и тогда это было совершенно новое слово в хореографии.
И сегодня на сцене это было очень здорово. Мне понравилась сама идея. На сцене стоит рояль. Выходит пианист, раскланивается перед публикой и начинает концерт. И постепенно собираются зрители - на этот раз в весьма симпатичных костюмах, стилизованных под моду 40-50 х годов прошлого века. В декорациях - много белого и много мятных тонов, и периодические вкрапления ярких красок - цветные шляпки, галстуки, мужские пиджаки. Это стильно, это красиво, это отличается от всей той серости, что была на сцене до этого.
И вот между зрителями концерта начинают разыгрываться различные сценки - кто- то с кем-то кокетничает, кто-то кого-то сгоняет с места, у кого-то -жизненная драма. Все это - на фоне сменяющихся музыкальных партий и, соответственно , изменяющегося ритма.
И исполнение было замечательным. Куда делась предыдущая неловкость и неуклюжесть - понятия не имею. В общем, если бы спросили меня, я бы оставила в b29 только балет The Concert . Но меня не спрашивают...
Зал , кстати, битком набит. Битком. Мало какие оперные постановки могут похвастаться таким аншлагом. И публика очень благодарная. Овации были такие, что артистам можно только позавидовать.
Так что может это я , как обычно, не в ногу.
|
</> |