Б. Рассел о науке и религии
ru_antireligion — 07.08.2011 В последние годы церковь в России активно выступает против научного взгляда на мир. При этом она использует против науки особенности ее же (науки) мышления, которые хорошо описал Бертран Рассел в интересной, хотя и во многом спорной книге "История западной философии":Авторитет науки, признаваемый большинством философов новой эры, весьма существенно отличается от авторитета церкви, ибо он является по своему характеру интеллектуальным, а не правительственным. Никакие кары не обрушиваются на головы тех, кто отвергает авторитет науки; никакие соображения выгоды не влияют на тех, кто его принимает. Он завоевывает умы исключительно присущим ему призывом к разуму. Другой чертой, отличающей авторитет науки, является то, что он как бы соткан из кусков и частичек, а не представляет собой, подобно канону католической догмы, цельной системы, охватывающей человеческую мораль, человеческие надежды, прошлую и грядущую историю Вселенной. Авторитет науки высказывает свое суждение только о том, что в данный момент представляется научно установленным, а это составляет лишь крошечный островок в океане неведения. Авторитет науки еще в одном отношении отличается от церковного авторитета, который провозглашает свои суждения абсолютно верными и неизменными во веки веков: суждения науки являются опытными, делаются на основе вероятностного подхода и признаются подверженными процессу изменения. Это порождает склад ума, весьма отличный от склада ума средневекового догматика (История западной философии, кн. 3, ч. 1, гл. 1).
Колоссальные изменения в жизни человечества, произошедшие за последние несколько веков (и особенно - за последние 100 лет), тесно связаны с наукой. Здесь и положительные, и отрицательные изменения. Учитывая это, обывателю, у которого не развито критическое мышление, имело бы смысл заменить поклонение церкви поклонению науке - в этом отчасти преуспел СССР, да и западное общество тоже. Однако, как справедливо заметил Рассел, наука не требует от обывателя поклонения и даже признает свое несовершенство, некую относительность понятий, зависимость научных представлений от современного уровня знания. При этом церковь, по факту оставшаяся далеко в прошлом, ухитряется быть актуальной лишь только за счет провозглашения своих истин "вечными". Несоответствие роли и позиционирования науки разрывает обывателю мозги (хочется "вечного", "единственно правильного"), и в итоге он все равно идет в церковь.
|
</> |